Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Толкование Божественной литургии

Высшее Таинство Церкви

Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία

Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας

 

Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου

Преосвященнейший. Митрополит Писидийский Сотирий

 

Цикл проповедей Высокопреосвященнейшего Митрополита Писидийского Сотирия, сказанных в воскресные дни, в период с октября 2021 г.

Беседа 4-я

4. В Божественной литургии верующий соединяется со Христом.

 

Плодом полной и совершенной любви Господа нашего Иисуса Христа к Своим Апостолам, продолжающим Его дело, и ко всем, через века уверовавшим в Его Евангелие и принявшим крещение, является установление Великого Таинства Божественной Евхаристии.

 

Господь много раз выражал Свою жертвенную любовь к Своим ученикам, как на деле, так и на словах: Вспомним некоторые слова, которые Господь с великим нежностью обратился к Своим ученикам в ночь Великого Четверга: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви моей» (Ин. 15:9), умоляет он Своих учеников. И «Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13). (как это сделает Сам Господь через несколько часов на Голгофе). И, обращаясь к Своему Отцу, Иисус молится: "Да будут все едино; как ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что ты послал Меня, …да будут едино, как Мы едино. (см. Ин. 17:21). «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною…» (Иоанна 17:24).

 

Эти и многие другие слова нам открывают горячее желание Богочеловека Иисуса Христа и после Его возвращения к Своей небесной славе продолжать постоянное общение со Своими Апостолами, но также и со всеми, кто уверует, кто станет членами Его Церкви, и они будут жить на этой земле. И не только хотел Господь быть в постоянном общении с членами Своей Церкви, но даже больше: быть с ними в абсолютном единении!

 

Для человеческого ума это кажется чем-то противоречивым. Как такое могло произойти? Мы знаем из Святых Евангелий, что Иисус своим человеческим телом, которое Он получил «от Духа Святого и Марии Девы», через 40 дней после Своего Воскресения, пред людьми и Ангелами, вознесся с земли на небо, «вознесся» , и возвратился к Своей вечной славе, как мы исповедуем в Символе веры: «Вознесся на небеса, сидяще одесную Отца и паки грядущего со славою судити живых и мертвых». Как возможно нам, членам воинствующей Церкви, живущим здесь, на земле, быть там, где наш славный Господь Иисус Христос? Хотя наш разум не в состоянии постичь эту великий вопрос, Господь как Всемудрый и Всемогущий Бог, для Которого нет ничего невозможного, нашел решение в установлении Таинства Евхаристии.

Уже задолго до Тайной Вечери Господь начал уготовлять сердца Своих учеников к благотворному действию Причащения Его Святых Тела и Крови. После чуда насыщения пяти тысяч, Господь воспользовался случаем, чтобы подчеркнуть Своим слушателям, что вещественная, «тленная пища временно поддерживает, но пища, которую Сын Человеческий (ставший человеком для вашего спасения) даст вам напитает» (Иоан. 6:27). Когда же слушатели попросили у Иисуса: «подавай нам всегда такой хлеб» (стих 34), то Он не колеблясь, им ответил вполне ясно: «Я есмь хлеб жизни»(стих 35). И на самом деле Он продолжал давать дополнительные разъяснения. Он сделал сравнение с «хлебом жизни», который Он принесет Сам тем, которые в Него поверят, с той небесной пищей, «манну», которую ели израильтяне в течение 40 лет странствия в пустыни. Господь говорит: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» Но тот, кто вкусит от этого хлеба, сошедшего с неба, не умрет» (Ин. 6:49-50). И тотчас открывает им ясно: «Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (стих 51).

Итак, мы видим здесь, как Иисус подготавливает Своих учеников к тому, что Он начнет делать, начиная с Тайной Вечери, в Своей Церкви.

Но, как сообщает нам евангелист Иоанн, тогда (ст. 52) иудеи стали реагировать на вышеприведенные слова Господа и ссориться между собой, говоря: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» (стих 52). Но многие из учеников Господа соблазнились словами Господа, и оставили Его, и протестующие ушли, говоря: «кто может это слушать?» (стих 60). Однако такая реакция иудеев ничуть не устрашила Господа. Наоборот, они подталкивали его к тому, чтобы Он стал более откровенным и более точным, а те, кто верит в Его слова, к более полному познанию Тайны, которую Он им передаст в подходящее время. И Господь добавляет эти веские слова: «Истинно, истинно  говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни…ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем». 6:53-55) То есть Святое Тело и Кровь Христовы, которые верующие принимают во время Божественной литургии, соединяет их со Христом.

Так Господь наш Иисус Христос установлением Таинство Божественной Евхаристии, которое совершается во время Божественной Литургии, сверхъестественным и величественным образом закрепил Своё внутреннее желание: соединиться непрестанно и навеки с каждым верующим.

 

Как это происходит, мы поговорим об этом следующей нашей беседе.



Подписка на новости

Последние обновления

События