Иоанн Фундулис
Почетный профессор Фессалоникского университета
Петр и Павел
Πέτρος καί Παῦλος
Память двух великих и первоверховных апостолов Христа, Петра и Павла, наша Церковь будет праздновать 30 июня (по Юлианскому календарю.- 12 июля по гражданскому). Этим двум ее великим мужам будет воздаваться должное почтение и выражаться признательность за их несчетный великий вклад в дело распространения христианской веры и основание нашей Церкви. На их иконе изображаются два апостола, которые держат Церковь, которая символически изображается в виде небольшого византийского храма. Это потому, что эти два апостола были в действительности столпы и краеугольные камни, на которых было выстроено священное здание Церкви Христовой. И им полагается один праздник, и они изображаются на одной иконе, символизируя тем самым единство веры, единство Церкви, которая создана из различных людей, обрезания – евреев- к которым было обращена миссионерская деятельность Петра, и язычников – идолопоклонников – над христианизацией которых трудился апостол языков, – Павел. Безусловно, это и послужило причиной, которая вызвала составление единого праздника двух первоверховных Апостолов, когда в 258 году 29 июня папа Римский Сикст II перенес в Рим их святые останки из катакомб св. мученика Севастьяна. И это сочетание двух апостолов имело столь большой успех, что весьма быстро этот праздник встал всемирным, празднуемый «во всех поместных святых Божиих церквах». Другие же праздники апостолов и эта память их смерти была затменена новым праздником. Поэтому весьма редко можно найти храм, посвященный только одному из первоверховных апостолов, и икону, на которой был бы изображен только один из них. Напротив того, нет ни одного города, или страны, где не было бы храма или часовни во имя двух Апостолов. Их иконы бесконечны, неисчислимы. Общее почтение, общее поклонение, общее празднование, как общим было их дело, и общей была их миссия, и общей является их слава.
Необходимо прочитать грандиозную историю первоверховных Апостолов, которая с очевидной простотой описана очевидцем и свидетелем большинства происходивших событий автором книги Деяний Апостолов, евангелистом Лукой. Мы эти события слушаем во время их чтения в наших храмах в период Цветной Триоди и обозреваем в апостольских чтениях Воскресных дней по Пасхе и вплоть до Пятидесятницы, о наблюдаем за их шагами по покорению Вселенной. О том как они взяли знамение Христа, Крест, и его пронесли даже до края земли вплоть до того, когда его насадили даже в сердце империи, Риме. В книге Деяний мы увидим их борьбу и их страдания, но и пресветлое торжество. Эти следы неизгладимо запечатлелись в сердцах верующих. Каждый город и всякая страна с благоговением может указать знаки, которые оставили их стопы, прекрасные и изящные стопы «благовествующие мир, благовествующие блага». Об апостоле Павле характерно говорит тропарь, «ипакои», из последования праздничной Утрени их памяти:
Кая темница не име тебе юзника? Кая же Церковь не имать тя витию? Дамаск великомудрствует о тебе Павле, ведя по тя запята светом; Рим, твою кровь приемый, и той хвалится; но и Тарс множае радуется и любит, почитая твои пелены. Петре, веры каменю, Павле, похвало вселенныя, от Рима сошедшееся, утвердите нас.
И в кругу этих размышлений апостольских чтений города и страны в этот день совершают празднование, которые не имели почета и славы, нежели Рим, который хранит их святые мощи. Греческая страна в особенности могла бы продемонстрировать эти упоминаемые в Священном Писании знаки ее великого апостола, Павла. В одном месте показывали и чтили тюрьму, как в Филиппах, в другом месте алтарь, как в Верии, в другом месте суд, как алтарь Галлиона в Коринфе, в другом месте скалу, по которой ходили его ноги и он проповедовал слово, как в Ареопаге в Афинах, в другом месте порт в котором он высадился, как в Калос Лимен на Крите и Линде. Другое место с ним связано из-за прохождения приключений и чудовищных испытаний, как, например, Митилины, где ему было указано место, где он убил молитвой страшного дракона. Не имеет значения является ли эта история мифом или нет: она символически показывает то как народ воспринял прохождение апостолом сильного испытания, истребление силой Христа свирепого идолопоклонства.
В Фессалонике до сих пор в особенности показывают на место, откуда проповедовал апостол народов, древнюю часовню Монастыря Властадон и место, к которому он прибег, будучи гонимый, убежище в маленькой пещере-святилище возле одноименного района. В 15 столетии свт. Симеон Солунский, который был последним архиепископом Фессалоники до завоевания города турками (1430), свидетельствует, в храме хранился и почитался камень, на котором апостол раздет и был избит палками. Устав-типик торжественного праздника, как он в то время совершался в Фессалониках, нам дается свт. Симеоном в его неопубликованном Типике. Поскольку вечерня совершалась в присутствии митрополита, то последование Вечерни совершалось в храме Святой Софии. После окончания вечерни совершалась литания и пелись самогласны литии с которыми доходили до храма «святого Павла, который находится подле храма Богородицы Нерукотворной, здесь же и камень, на котором он изображен». Вероятно, речь идет о часовне, которая сегодня посвящена св. Параскеве, внутри которой есть ров, в котором, вероятно утверждено основание камня. На камне была начертана следующая эпиграмма, конечно же, не опубликованная, но которая сохраняется в одной рукописи Венской библиотеки.
«Не камени сем прежде Павел распростертым лежавший, нестерпимые удары палками претерпевал, а ныне сей камень прикосновение скульптора познавший, ныне приемлет поклонение и почести»
Утром, продолжает Симеон в своем Типике, пелась Утреня в кафедральном соборе Святой Софии, а потом после нее совершалась литания, направлявшая в храм святых Апостолов, где совершалась Божественная литургия.
В 19 столетии французский консул в Фессалониках упоминает о четырехугольном каменном крючке, который находился во внутренней части храма святого Георгия Ротонды, на который взошел, согласно традиции, апостол Павел и проповедовал слово Божие жителям Фессалоники. Сегодня и камень Нерукотворенный и каменный крючок Ротонды утрачены, а вместе с ними исчезли и соответствующие благочестивые традиции, но не исчезло в нашем городе почитание великого Апостола. «Живые камни», о которых свидетельствует нынешнее чтение – это сердца христианских жителей древнего идолопоклоннического города, и несокрушимый памятник - его два послания в Фессалоникийцам.
«Итак, кто бы мог помыслить какую великую похвалу для этих двух первоверховных апостолов, Петра и Павла», подчеркивает Синаксарь дня, «не взирая ли на свидетельство и возвещения о них Господа»? Одного Он назвал блаженным и наименовал камнем, на котором, Он сказал, будет основана Его Церковь. А о другом Он сказал, что он станет Его сосудом избранным, и что он пронесет имя Его перед лицеем тиранов и царей». Эту мысль высказывают прекрасным образом двое из гимнографов: Андрей Пирос и Андрей Критский. Первого мы услышим при пении двух стихир 2 гласа, которые поются на Вечерне как стихиры на «Господи воззвахъ»
Кíими похва́льными вѣнцы́* увязе́мъ Петра́ и Па́вла,* раздѣле́нныя тѣлесы́* и совоку́пленныя ду́хомъ,* богопроповѣ́дниковъ первостоя́тели?* Оваго у́бо я́ко апо́столовъ преднача́льника,* о́ваго же я́ко па́че инѣ́хъ труди́вшася.* Си́хъ бо вои́стинну досто́йно безсме́ртныя сла́вы вѣнцы́* вѣнча́етъ Христо́съ Бо́гъ на́шъ,* имѣ́яй ве́лію ми́лость.
Кíими пѣ́сненными добро́тами* воспое́мъ Петра́ и Па́вла?* богоразу́мія крилѣ́, прелетѣ́вшія концы́* и къ небеси́ возне́сшіяся,* ру́цѣ Ева́нгелія благода́ти,* но́зѣ и́стиннаго проповѣ́данія,* рѣ́ки прему́дрости,* кре́стныя ро́ги,* и́миже де́моновъ бро́вь Христо́съ низложи́,* имѣ́яй ве́лію ми́лость.
Второго, Андрея Критского, две другие стихиры самогласны, которые поются на «Стихирах стиховнах» Вечерни. Они посвящены апостолу Павлу и с помощью особого поэтического способа живописуют страдания апостола:
Яже по вся́ гра́ды вяза́нія и ско́рби твоя́* кто́ исповѣ́сть, сла́вне апо́столе?* Или́ кто́ предста́витъ по́двиги и труды́ твоя́,* и́миже труди́лся еси́ во Ева́нгеліи Христо́вѣ,* да вся́ пріобря́щеши и Христу́ приведе́ши Це́рковь?* Но сію́ проси́ сохрани́ти до́брое твое́ исповѣ́даніе,* да́же до коне́чнаго издыха́нія,* Па́вле апо́столе и учи́телю Це́рквей.
Яже по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́,* кто́ ска́жетъ, сла́вне апо́столе Па́вле?* Труды́, болѣ́зни и бдѣ́нія,* я́же во а́лчбѣ и жа́ждѣ злостра́стія,* я́же въ зимѣ́ и наготѣ́, ко́шницу и жезлобіе́нія,* каменомета́нія и обхожде́нія, глубины́ истопле́нія,* позо́ръ бы́лъ еси́ а́нгеловъ и человѣ́ковъ.* Вся́ у́бо претерпѣ́лъ еси́ о укрѣпля́ющемъ тя́ Христѣ́,* да мíръ пріобря́щеши, о Христѣ́ Іису́сѣ, Го́сподѣ твое́мъ.* Тѣ́мже мо́лимъ тя́, творя́щіи па́мять твою́ вѣ́рно:* непреста́нно моли́ спасти́ся душа́мъ на́шимъ.
Давайте завершим нашу лекцию двумя прекрасными стихирами-тропарями 4 гласа «Свы́ше зва́н бы́въ», двумя первыми стихирами на «Хвалитехъ». В этих двух стихирах описываются два жизненно важных знамения в жизни двух апостолов. Для первого – это исповедание Петра: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» и название его блаженным Христом[1]. Для второго – сверхъестественное призвание Павла во время видения ему на пути в Дамаск.[2]
Съ небесе́ благода́ть пріе́мъ,*егда́ вопроше́ніе ученико́мъ Спа́съ* дванадесяточи́сленнымъ рече́ апо́столомъ:* кого́ Мя́ глаго́лютъ человѣ́цы бы́ти?* Тогда́ у́бо лу́чшій апо́столовъ Пе́тръ,*богосло́вствуя, отвѣща́,* я́сно возопи́въ:* Ты́ еси́ Христо́съ, Жива́го Бо́га Сы́нъ.* Тѣ́мже досто́йно ублажа́ется,* я́ко свы́ше пріе́мъ открове́ніе,* вяза́ти же и рѣши́ти* пра́ведно пріе́мъ.
Свы́ше зва́нъ бы́въ,* а не отъ человѣ́къ,* егда́ земна́я тма́* помрачи́ о́чи тѣле́сныя,* нече́стія облича́я сѣ́тованіе,* тогда́ небе́сный свѣ́тъ облиста́* мы́сленніи о́чи,* благоче́стія открыва́я красоту́.* Тѣ́мже позна́лъ еси́ изводя́щаго свѣ́тъ изъ тмы́,* Христа́ Бо́га на́шего,* Его́же моли́* спасти́ и просвѣти́ти ду́ши на́ша.
©перевод выполнен интернет-содружеством Православный Апологет 2020г.
Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ. 138- 146