Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Евхаристический пост и Божественная Литургия Преждеосвященных даров

(историко-канонический подход, взгляд)

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос, храм святителя Николая в Патрах

повторная публикация

Η  ευχαριστιακή νηστεία και

η  Θ. Λειτουργία των Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων

(ιστορικοκανονική προσέγγιση)

Πρωτοπρεσβύτερος Αναστάσιος  Κ.  Γκοτσόπουλος- Εφημέριος  Ι. Ν. Αγ. Νικολάου Πατρών

 

 

 

 

Божественная Литургия Преждеосвященных Честных Даров, несомненно, сохраняет древнюю литургическую практику[1], но главным образом этос и духовность Православной традиции вплоть до наших дней.

Период Великой Четыредесятницы Великого поста является, прежде всего, в нашей Церкви временем скорби, печали. Скорбь, траур, выражается запретом на совершение праздничных мероприятий и служб[2], но двумя практическими мерами, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемому нами вопросу: установлением строжайшего поста и запрещением совершать Божественную литургию в будничные дни Великого поста.

  1. Повседневный пост на протяжении всего Великого поста предусматривает полное неядение вплоть до 9 часа (3 часа по полудни в расчете нашего современного времени), когда Господь на Кресте испустил Свой Дух[3]. Каноническими постановлениями, которыми устанавливается пост Великой Четыредесятницы являются 69 Апостольское правило и 50 правило Лаодикийского собора[4], которые утверждены 2 правилом VIВселенского собора.
  2. Не дозволяется приносить Бескровную Жертву совершением полной Божественной Литургии в повседневные дни Великой Четыредесятницы[5], потому что празднично-воскресный характер Божественной Литургии не соответствует периоду скорби[6]. Тем не менее, запрет на совершение Божественной Литургии в простые дни Великого поста противоречил древнему  обычаю, согласно которому верующие регулярно причащались, по крайней мере, четыре раза в неделю[7].

Эта необходимость была уврачевана установлением служения чинопоследования Литургии Преждеосвященных Честных Даров, которая, поскольку она «совершается… во тени мрака и в обстановке скорби»[8], может совершаться ежедневно в дни Великого поста[9], но особенно необходимо, исходя из соответствующих положений устава, совершать ее в два наиболее чтимых дня (среду и пятницу).

Историк Сократ (4 в. По Р. Х.) нам сообщает о древней традиции: «В Александрии, в четверток и так называемый день приготовления (Пятницу) читают Писания, а учителя объясняют его. В эти дни совершается все, что обыкновенно бывает в собраниях, кроме тайн (τα της συνάξεως γίνεται – то есть совершается богослужение). А это древний обычай Александрии».[10]

Литургия Преждеосвященных даров получила свой окончательный вид в непосредственной связи с богослужебным последованием Вечерни, в конце которой преподносятся освященные на совершенной ранее Божественной Литургии Честные Дары для причащения ими верующих. Однако же почему Преждеосвященная литургия оказалась связанной с Вечерней, а не с Утреней, так чтобы верующие могли бы причащаться утром, когда совершается Божественная Литургия Воскресного дня или субботы?

Согласно мнению приснопамятного профессора И. Фундулиса, вполне вероятно, что слова Господа «еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; елико время с собою имут жениха, не могут поститися» (Марк 2, 19)оказали определяющее влияние в данном случае: черед Божественной Причащение Жених соединяется с возлюбившей Его душой, а посему «сынове брачнии (сыны жениха)» не могут более продолжать поститься. Поэтому Божественная Литургия совершается утром в Воскресенье или субботу, в то время как в другие обычные дни, когда верующие пребывают в скорби, печалии постятся в течение всего дня, они причащаются после девятого часа и на Вечерни, а после принимают постную пищу (сухоядение - ). То есть, Божественное Причащение на Преждеосвященной литургии было определено временем  «девятого часа» и являлось ни чем иным, как кульминацией неядения в течение всего дня, которое разрешалось сухоядением. На это намечает свт. Иоанн Златоуст, говоря «Вот теперь целый день провели мы без пищи, а вечером поставим себе трапезу, не похожую на вчерашнюю, но уже другую, более скромную[11]

 

Однако, с течением времени, поскольку верующие не могли присутствовать вечером во время совершения Преждеосвященной Литургии или же оставаться совершенно не ядшими для того, чтобы причтупить к причащению в конце вечерни, появилась необходимость обратиться к церковной икономии. Церковь, применяя икономию, дозволила совершение Преждеосвященной Литургии утром, практику, которая установилась к нашему времени.[12] Однако, в последнее время предпринимается попытка вернуться к древней практике Церкви совершать Преждеосвященную Литургию в свое «время» (ώρα» της), то есть вечером, во время Вечерни.

Однако притупление аскетического сознания, а, следовательно, ослабление и поста, утратой в качестве правила поста Великой Четыредесятницы о сухоядении в «девятый час», а также параллельное намерение вернуться

к древней литургической практике поставили вопрос: какой пост следует соблюдать тем, которые хотят причаститься за вечерней Преждеосвященной Литургией?

Мы считаем, что в соответствии с выше нами сказанным, ответ может быть один: неядение в течение всего дня вплоть до Божественного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров появилась и сформировалась в рамках обычая строго поста, и нет никакой необходимости уклоняться от него. Свт. Симеон Солунский (15 в.) говорит достаточно ясно: «Преждеосвященная Литургия свыше (άνωθεν) и от преемников Апостолов…и мы во-истину верим, что она принадлежит Апостолам, от начала установленная для этого поста, чтобы мы скорбели а не праздновали в дни печали…и мы это чинопоследование совершаем (Преждеосвященную) около девятого часа, сохраняя постановление о посте, в котором установлено есть один раз ближе к вечеру».[13]

Более того, согласно канонической и иному церковному преданию, пост, который наша Церковь установила для причащения за Божественной литургией – это полное воздержание от любой пищи и любого пития с вечера.[14]

Каноническая традиция по этому вопросу достаточно категорична:

  1. Согласно 47 правилу Карфагенского собора (согласно Пидалиону это 50 правило) «святая» (τα «άγια» то есть святые дары) преподаются «постящимся» (νηστικών) людям. На самом деле правило упоминает решение I Вселенского собора, которое, однако же, не сохранилось.[15]
  2. Особый интерес представляет собой 41 правило Карфагенского собора (Согласно Пидалиону - 48)[16]:

а) Во «Святый алтарь» могут входить «только потящиеся люди»

б) Исключение, которое предусматривает правило, согласно которому в Великий Четверг «в который вечеря Господня совершается» могут приходить ко Святому Причащению и не постящиеся становится недействительным после высказываемого замечания 29 правила VI Вселенского собора. VI Вселенский Трулльский собор  посчитал это установление за временную икономию Отцов Карфагенского собора, и его аннулирует при это делая замечание в следующих словах: «А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем: яко не подобает в Четыредесятницу, в Четверток последния седмицы, прекращать пощение, и тем самым Четыредесятницу бесчествовать. Для Отцов». Для Отцов VI Вселенского собора соблюдение евхаристического поста-неядения основывается на «апостольском и отеческом предании», следовательно, презрение, пренебрежением им, даже и в Великий Четверг, ведет к «бесчестию» всей Четыредесятницы Великого поста!

  Особый интерес представляет завершающая фраза 41 правила Карфагенского собора (48 согласно Пидалиону, 50 в русских сборниках): сохраняет древнюю практику согласно которой Последование исходное (η Εξόδιος Ακολουθία), то есть по усопшему, совершалось в пределах Божественной литургии. Что же, однако, происходило, если необходимо было совершать Исходное последование вечером, в то время когда те, кому следовало бы совершать священнодействие уже поели? Безусловно, Церковь в таком случае применяет икономию. Но обратите ваше внимание! Она не шла в направлении упразднения поста (неядения- ασιτίας) перед Божественной Литургией, но совершалось только последование на погребение (Εξοδίου Ακολουθίας) без Божественной Литургии («μόναις εὐχαῖς ἐκτελεσθῇ»  «но совершатся она молитвами только»)! Настолько строга и непреклонна былп Древняя Церковь в вопросе абсолютного поста (неядения - ασιτίας) до Божественного Причащения. Она не применяла икономию для разрешения от евхаристического поста даже в случае совершения Погребения ( Εξοδίου Ακολουθίας).

Церковная икономия применяется только в случае неминуемой смерти согласно совершенно ясному каноническому постановлению свт. Никифора Исповедника (9в.) «больному, которому угрожает смерть, надлежит давать Божественное Причащение и после вкушения пищи(правило 9)»[17], которым вносится соответствующая поправка в указание св. Анастасия Синаита (7в.).[18]

Уважительное отношение к соблюдению строгого поста (неядения) до Божественного Причащения является столь очевидным и явным исходя из той строгости и категоричности с которыми свт. Иоанн Златоуст отвергает всякий род клеветы о нем «что я причастил некоторых после того, как они ели». Святитель говорит: «Многое выставили против меня, говоря, будто я причастил некоторых после того, как они ели. Если я это сделал, то пусть изгладится мое имя из списка епископов и пусть не напишется в книге православной веры. Если я сделал что-нибудь такое, то пусть меня изгонит Христос из Своего царства»![19]

Блаженный Августин дает свидетельство о строгости евхаристического поста в своем послании о Святом Духе[20], в то время как историк Сократ Схоластик (4в.) характеризует совершение Божественной Евхаристии при предшествующем посте в течение всего дня как «обычай не существующий у христиан» («ουχ ως έθος χριστιανών»).[21]

Так прп. Никодим Святогорец охватывающий, венчающий церковную традицию делает замечание: «Те, которые желают причаститься, пусть еще до полуночи безопасно пьют воду, а после же нее следует ничего не полагать в уста, пока не причастятся».[22]

 

Выводы

  1. Преждеосвященная Литургия – это прекрасная возможность понять нашим верующим, что Святое Причащение предлагается не как приз или награда мнимым победителям, а только как «лекарство» тем, которые стремятся исцелиться от болезней-страстей, и как «витамин» для тех, которые ведут подвиг борьбы в трудной духовной брани.
  2. Наша церковная традиция может в отношении литургии Преждеосвященных Даров применять как акривию, так и икономию, однако, удерживая, сохраняя ее суть, которая означает ведение по силе духовной брани для того, чтобы причаститься Тела Христова: для тех, которые могут вести напряженную брань оно преподается как «лекарство бессметрия» в соответствии с литургической акривией совершаемой (вечером) Литургии Преждеосвященных даров. Для тех, которые не могут выдержать «зноя дня» при абсолютном в течение всего дня голодании то же «лекарство бессмертия» преподается в соответствии с литургической икономией, когда Преждеосвященная совершается утром.

В обоих случаях есть Сам Господь наш Иисус Христос. Это должно быть совершенно ясно нашим верующим.

Настойчивость верующего причащаться вечером за Преждеосвященной литургией, позавтракав, и в то же время его неоправданный отказ от причащения утром, предложенный духовником, по преданию наших святых, свидетельствует о серьезной духовной проблеме. Проблема обострится, если духовник поддастся настойчивости верующего и даст ему «благословение»… Таким образом, есть опасность, что этот верующий постепенно будет оценивать как главное не факт присутствия самого Христа в Святом Причастии, но «окружающую обстановку», в которой предлагается Господь. Так и наш верующий будет презирать драгоценный Дар сам по себе, ища прежде всего Его обертки…

Таким образом, охватываемые иллюзией, что мы якобы возвращаемся к традиции, мы превращаем икономию в ложную икономию с существенным изменением сознания верующих.

3. Стремление верующих приобщиться Чаше Жизни, как это переживала древняя Церковь вечером за Преждеосвященной Литургией, дает уникальную пастырскую возможность соединить усилия к возвращению-посвящению в аскетический разум древней Церкви: евхаристический пост, который, конечно, не означает не только пост, но и безмолвие, хранение чувств и хранение и сосредоточение ума в течение всего дня, как ожидание причащения от Чаши Жизни и, следовательно, участие в духовной брани Великого поста.

4. Мы, как служители, разделяющие трудности евхаристического поста, должны строго соблюдать литургическую акривию, облегчая его нашим верующим: Преждеосвященную литургию следует совершать сразу после «девятого» часа, в 15 часов, а не поздно вечером, из-за чего лишь для верующих усложняются и весьма увеличиваются трудности с неядением.

В заключение «последуя апостольским и отческим традициям» («ἀποστολικαῖς καὶ πατρικαῖς ἑπόμενοι παραδόσεσι»_ (29 правило VI Вселенского собора) мы можем ни что иное как с уважением сохранять церковную традицию в вопросе евхаристического поста перед Божественной Литургией Преждеосвященных Даров, взращивая в наших верующих аскетический дух нашей традиции. Только тогда мы сможем во-истину вернуться к традиции наших Святых.

Патры 15.01.2017

Περιοδικό ΕΦΗΜΕΡΙΟΣ
τομ. 66/ Ιανουάριος-Φεβρουάριος 2017, σελ. 4-8

http://aktines.blogspot.com/2017/04/blog-post_50.html

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.

 


[1] Αναλυτικότερα  Ι. Φουντούλη, Λειτουργία Προηγιασμένων Δώρων [Κείμενα Λειτουργικής, 8], Θεσσαλονίκη  19782,   Π. Σκαλτσή,  «Αρχαϊκά στοιχεία στη Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων»,  στο  Λειτουργικές Μελέτες ΙΙ, εκδ. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 2006, σ. 226-236.

[2] 52 правило Лаодикийского собора: «Не подобает в Четыредесятницу совершать браки и праздновать дни рождения».

[3] Свт. Симеон Солунский связывает смерть Господа на Кресте с девятым часом со временем, когда был вынесен приговор Адаму: «Умер Спаситель в девятый час, когда и был Он виден в полдень и изнес решение о смерти Адама…и Адам стал смертным»«Τέθνηκεν ο Σωτήρ εν τη ενάτη ώρα, ότε και εν τω δειλινώ οφθείς αυτός εν τω παραδείσω, κατά του Αδάμ εξήνεγκε την του θανάτου απόφασιν … και νεκρός Αδάμ γέγονεν» (PG 155, 900Β).»

[4] 69 Апостольское правило: «Если кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен».

50 правило Лаодикийского собора: «В четверток последней седмицы Четыредесятницы не подобает прекращать пост и всю Четыредесятницу бесчествовать, но должно всю Четыредесятницу поститься с сухоядением».

[5] 49 правило Лаодикийского собора: «Не подобает в Четыредесятницу приносить Святой Хлеб, разве только в субботу и день воскресный». См. комментарии Зонары и Вальсамона на 52 правило VI Вселенского собора у  Γ. Ράλλη-Μ.Ποτλή, Σύνταγμα των θείων και ιερών κανόνων, εκδ. Β. Ρηγόπουλου, Θεσσαλονίκη 2002, τ. Β΄, σ. 427-428.

[6] Этот основной литургическо-богослужебный принцип касается и памяти прославленных святых, которых не разрешается праздновать в ежедневные дни Великого поста, согласно 51 правилу Лаодикийского собора: «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновать, но совершать совершать память святых мучеников в субботы и в дни воскресные». В связи с этим литургическим принципом происходит установление Воскресенья Крестопоклонного (праздника первоначального обретения Креста Господня при святой Елене (6 марта), Воскресенья в честь прп. Иоанна Летвичника и прп. Марии Египетской ( 4. и 5 Воскресенья Великого поста).

[7] Свт. Василий Великий. Письмо к Кесарии, жене патриция и причащении:«Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову… Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого»//  Μ. Βασιλείου, επιστολή 93, προς Καισαρίαν πατρικίαν. PG 32, 484B)

[8] Прп. Феодор Студит. Токование на Божественную Литургию Преждеосвященных даров. (Θεοδώρου Στουδίτου, Ερμηνεία της Θ. Λειτουργίας των Προηγιασμένων,) PG 99, 1687.

 

[9] 52 правило VI Вселенского собора: «Во вся дни поста святыя Четыредесятницы, кроме субботы и недели и святого дня Благовещения, да бывает не иная, как Преждеосвященных даров».

Согласно свт. Симеону Солунскому: «Поскольку нужнее сего самая страшная и священная служба, которая является спасением для всего мира, несправедливым посчиталось совсем прекратить ее даже в саму великую по названию и по сути Четыредесятницу. Поэтому Святые Отцы установили во время нее в субботу и воскресенье совершать священну жертву, исполняя Господне повеление…В течение пяти  дней служить Преждеосвященную литургию, а не в какой-либо другой день безкровную и животворящую жертву совершать не постановили» ((PG 155, 904B).

)

[10] Сократ Схоластик. Церковная история. Кн.5, гл.22/  Σωκράτους, Εκκλησιαστική Ιστορία, βιβλ. E΄, κεφ. κβ΄,  PG 67, 636AB. «Εν Αλεξανδρεία, τη Τετράδι και τη λεγομένη Παρασκευή Γραφαί τε αναγινώσκονται, και οι διδάσκαλοι ταύτας ερμηνεύουσι, πάντα τε τα της συνάξεως γίνεται, δίχα της των μυστηρίων τελετής. Και τούτον εστιν εν Αλεξανδρεία έθος αρχαίον»

[11] Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, 4 беседа./ Αγ. Ιω. Χρυσοστόμου, εις Αδριάντας, λόγος δ΄,  PG  49, 68Α.

[12]  Ι. Φουντούλη, Απαντήσεις εις Λειτουργικάς απορίας, τ. Β΄, εκδ. Αποστολική Διακονία, 19944, σ. 120-124.

[13]  Αγ. Συμεών Θεσσαλονίκης, προς τον Πενταπόλεως Γαβριήλ, απάντηση νε΄, PG 155, 904Α.

[14] Ι. Φουντούλη, Λειτουργία Προηγιασμένων Δώρων [Κείμενα Λειτουργικής, 8], Θεσσαλονίκη  19782,  σ. 6,   του ιδίου, «Ευχαριστιακή νηστεία», στο Λειτουργικά Θέματα, τ. Γ΄, Θεσσαλονίκη 1977, σ. 78,  Π. Σκαλτσή,  ο.π., σ. 230.

[15]  Мы слышали о Никейском исследовании веры: о священнодествии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие. См. Комментарии византийских канонистов Зонары, Вальсамона, Аристина в Γ. Ράλλη-Μ.Ποτλή, Σύνταγμα των θείων και ιερών κανόνων, εκδ. Β. Ρηγόπουλου, Θεσσαλονίκη 2002, τ. Γ΄, σ. 417-418.

[16] Это 50 правило в канонических сборниках Русской Православной Церкви: «Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими. Исключается из сего единственный в году день, в который вечеря Господня совершается. Если же память будет некиих, в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих, то да совершится она молитвами только, когда совершающие оную окажутся обедавшими.»

[17]Соответственно 13 правило I Вселенского собора говорит: "О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия".

[18] «В отношении умирающих, да позволено ли будет исходящим из этой жизни причащать? И если они окажутся в посте, то да удостоим их причащения, если же нет, да будет не причащен». Αγ. Αναστασίου Σιναΐτου, στο J.B.Pitra, Juris Ecclesiastici Graecorum Historia et Monumenta II, Romae, 1868, σ. 278.

[19] Свт. Иоанн Златоуст. Письма к разным лицам. Письмо 112 К епископу Кириаку, находящемуся также в изгнании.// Αγ. Ιω. Χρυσοστόμου, Πρός Κυριακόν Ἐπίσκοπον ἐν ἐξορίᾳ ὄντα καὶ αὐτόν,  PG 52, 683.

[20] S. Augustini Episcopi, Epistula 54, VI, 8,   PL 33, 203.  «Итак, я хочу, чтобы вы, во-первых, крепко придерживались поста, как основного принципа в настоящей беседе, что Господь наш Иисус Христос назначил нам легкое иго и легкое бремя, как Он возвещает в Евангелии: Матфея 11: 30 в соответствии с которым Он связал Свой народ в новом домостроительстве вместе в общении через таинства, которые очень немногочисленны».

[21] Сократ Схоластик. Церковная история, книга 5, глава 22.//  Σωκράτους, Εκκλησιαστική Ιστορία, βιβλ. E΄, κεφ. κβ΄,  PG 67, 636AB.

[22] Πηδάλιον, εκδ. Β. Ρηγοπούλου, Θεσσαλονίκη 1991, σ. 245.

https://apologet.spb.ru/ru/богословие /94-liturgika-i-liturgicheskoe-bogoslovie/4732-evkharisticheskij-post-i-bozhestvennaya-liturgiya-prezhdeosvyashchennykh-darov-istoriko-kanonicheskij-vzglyad-protopresviter-anastasij-gotsopulos-khram-svyatitelya-nikolaya-v-patrakh-i-euxaristia-i-isteia-ai-i-leit-urgia-to-pr-igiasme-o-timio-doro.html



Подписка на новости

Последние обновления

События