Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Профессор Василиос Георгопулос, профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля

Крещение младенцев: православные ответы на протестантские заявления

Protopresbyter Vasileios Georgopoulos, Assistant Professor, Faculty of Theology, Aristotle University of Thessaloniki

Infant Baptism: Orthodox Answers to Protestant Claims

8 февраля 2020 г.

Хотя профессор Георгопулос ссылается конкретно на греческих протестантов, последние принадлежат к протестантским конфессиям во всем мире, поэтому статья представляет всеобщий интерес.

На каком основании [греческие] протестанты отвергают крещение младенцев? Сами они утверждают, что единственным критерием является Священное Писание [Sola Scriptura] и что нет никакой библейской основы для этого.

 

1) Протестантские противоречия.

Позиция некоторых протестантов в отношении того, что для крещения младенцев отсутствует библейская основа, приводит их к прямому конфликту с основателями протестантизма. Во времена Преобразований отказ от крещения младенцев страстно защищали анабаптисты, наиболее радикальное крыло этого движения. Им и их позиции решительно противостояли основатели протестантизма, основным критерием для которых тоже являлось Священное Писание.

В двух своих основных текстах, имеющих особое значение, «Smalcald Articles» (часть III, статья V) [1] и «Большой катехизис» (часть IV) [2], Мартин Лютер очень ясно говорит: а) крещение младенцев согласуется со Священным Писанием; б) это необходимо; и в) это угодно Богу.

В своей классической работе Institutio Christianae Religionis (IV, 16, 1-32) Жан Кальвин один за другим разрушает библейские и логические аргументы анабаптистов. Действительно, Кальвин считал защиту крещения младенцев признаком чистоты христианской веры в отличие от искажений анабаптистов.

Цвингли присоединился к Кальвину по этому вопросу и выразил свое мнение в своей работе «Von der Taufe, von der Wiedertaufe und von der Kindertaufe», опубликованной в 1525 году. В трех публичных спорах в том же году он пытался, но не смог обратить ведущих членов анабаптистов.

Имея в виду, таким образом, позиции основателей протестантизма и позиции некоторых других протестантов, мы сталкиваемся с большим противоречием: обе стороны ссылаются на Священное Писание и спорят друг с другом относительно значения одних и тех же текстов по одному и тому же вопросу.

Это противоречие даже более серьезное, чем простое несогласие, потому что, по мнению тех протестантов, которые выступают против крещения младенцев, основатели протестантизма, то есть их духовные предки, защищали человеческие выдумки и антибиблейские взгляды как волю Бога!

Для православных христиан протестантские противоречия в вопросе крещения младенцев свидетельствуют о перманентной, запутанной трагедии протестантизма.

 

2) Отрывок из Евангелия от Марка (16, 16).

Это стих, который, как утверждают некоторые протестанты, является основным аргументом против крещения младенцев. В качестве неопровержимого аргумента они приводят формулировку стиха: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Напрасно. Этот стих следует понимать в его богословском контексте, он точно выражает требования к тому, чтобы взрослый стал христианином во враждебной среде, подобной той, которая возникла во время первой проповеди Евангелия, а также в течение многих столетий после этого, то есть во время гонений. Эти требования все еще применяются сегодня в области миссионерской работы или, конечно, в случае неверующего или атеиста, который хочет стать христианином. По какой логике основополагающее требование для взрослого человека войти в Церковь, является необходимым для ребенка христианской семьи?

В Православии Таинство святого Крещения удаляет наследственность тления и смерти, а не волшебные средства. Младенец не несет никакой личной ответственности, которая потребовала бы покаяния, как в случае взрослых. Поэтому нет никакого смысла в том, чтобы вышеприведенный стих представлял бы собой свидетельство Священного Писания против крещения младенцев.

3. Свидетельство из Священного Писания в пользу крещения младенцев.

Протестантское утверждение о том, что крещение младенцев не имеет поддержки в Священном Писании, далеко от истины, потому что:

1. Оно недооценивает особый интерес Христа к детям (Матф. 19, 13-15).

2. Оно игнорирует тот факт, что крещение заменило обрезание на восьмой день после рождения, что было прообразом крещения. (Кол. 2, 11).

3. Оно упускает из виду тот факт, что Христос не установил возрастных ограничений на вхождение в Царство Небесное (Ин. 3,5).

4. Оно не упоминает тот факт, что апостолы крестили семьи, в которых, естественно, были бы дети (Деяния 16, 14-15; 1 Кор. 1, 16).

5. Оно должно было бы доказать, что три тысячи человек, которые поверили и были крещены после проповеди Святого Петра (Деяния 2, 39-42), позволили своим детям оставаться некрещеными.

Наше последнее замечание, которое демонстрирует, что нет никаких исторических или богословских оснований для протестантских обвинений в крещении младенцев, принадлежит свт. Нектарию Эгинскому: «Нигде в Священном Писании не говорится, что Христос приказал исключить младенцев из крещения или, что святые Апостолы в ходе их миссии воздерживались от крещения младенцев язычников, которые приходили к ним и крестились в веру »[3].

 

Сноски

[1]  De paedobaptismo docemus infantes esse baptizandos. Pertinent enim ad promissam redeptionem per Christum factam (Что касается крещения детей, мы считаем, что дети должны быть крещены. Потому что они принадлежат обещанному искуплению, совершенном через Христа).

[2] See the whole chapter, but it is summed up by… qui baptismum contemnit et relicit, verbum Dei, fidem  et Christum, quoque relicit eo nos ducentem et baptismo  alligentem (тот, кто осуждает и отвергает крещение, отвергает Слово Божье, веру и Христа, который приводит и связывает нас с крещением). [The German texts omits ‘condemns’].

[3] See Saint Nektarios Μελέται περί των θείων μυστηρίων1990, p. 29. (свт. Нектарий Эгинский. Исследования о божественных Таинствах)

источник: https://pemptousia.com/2020/02/infant-baptism-orthodox-answers-to-protestant-claims/

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2020г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События