Теодорос Зиакас
Почему христианство победило? (3)
Why did Christianity Triumph? (3)
3.Теория Упадка / Беспокойства
The Theory of Decline/Anxiety
Если сила исключена [см. Часть 2], остается понятие упадка / тревоги. Эта теория состоит в том, что в первые три века нашей эры греко-римский мир переживал невероятный упадок. Больше не веря в себя и свои ценности, он созрел для спасения любым путем жизни, который попадал на его пути. Христианство появилось как раз в такой момент, как deus ex machina. Так что этого нельзя было избежать. И это очевидно.
Доминирующий модернистский подход к христианскому феномену основан на этой очень простой идее. Данный подход, шаг за шагом, проявляется у профессора Э. Р. Доддса, Язычество и христианство в эпоху беспокойства (некоторые аспекты религиозного опыта от Марка Аврелия до Константина), Professor E. R. Dodds, Pagan and Christian in an Age of Anxiety (Some Aspects of Religious Experience from Marcus Aurelius to Constantine), The Wiles Lectures 1963, reprinted CUP ) Доддс был признанным авторитетом [ Regius Профессор греческого языка в Оксфорде. WJL.] И его знание древности не вызывает сомнений. Он был выдающимся лингвистом, и его лекции на эту тему представляют последнее слово в модернистской мысли. Они должны быть тщательно изучены любым желающим сформировать личное мнение.
Что это за «беспокойство»? По словам Доддса, оно состояло из материальной и моральной незащищенности. Конечно, моральная неуверенность не обязательно возникает из материальной. Моральная и духовная незащищенность часто предшествуют материальному. Доддс признает определенную автономию в моральных / духовных компонентах «тревоги». Но каковы были реальные факты, которые привели бы к заключению, что в Поздней империи доминировала такая глубокая и общая моральная и духовная незащищенность, что мы будем говорить о «возрастании беспокойства»? Доддс утверждал, что ситуация сводилась к трем моральным и духовные установкам, которые доминировали в духе эпохи:
а) тот факт, что люди переключили свое внимание с Космоса на Самость,
б) повышенная вера в духов, магов и пророков,
в) интерес к мистике.
Доддс не считает нужным объяснить, почему именно эти три фактора являются свидетельством любой «незащищенности». Потому что их отсутствие не подтверждает отсутствие безопасности. Конечно, нелегко утверждать о существовании причинно-следственной связи между философским и религиозным выбором с точки зрения чувства незащищенности. И кроме того, как можно утверждать, что интроспективный человек более опасен, чем экстраверт? Или это изучение себя намекает на более неуверенные мотивы, чем изучение космоса? (первый аспект). Или что неверие в дух сопровождается отсутствием безопасности? (второй аспект) Или что мистик боится больше, чем материалист? Этот Плотин более опасен, чем Эпикур? (третий аспект). Если материальная незащищенность может считаться источником духовной незащищенности, то по тем же произвольным критериям последняя также может быть отнесена к источнику моральных и духовных установок. Особенно к отношениям, которые охватывают целую историческую эпоху.
Очень интересно и важно более глубоко изучить три аспекта, которые, по мнению Доддса, определяют атмосферу той эпохи: поворот к внутреннему я, спиритизм и мистицизм. В целом, этот климат более характерен для гностических группировок, поэтому они могут быть отнесены к общему заголовку гностицизма. Это была общая тенденция, которая среди гностиков приняла весьма экстремальные формы. Гностицизм - это любая система, которая объявляет форму бегства от мира через особое просвещение, которое доступно не каждому и не зависит от разума. В то время были и языческие, и христианские гностики. Для всех них подлунный мир - это тюрьма, из которой люди должны бежать.
https://pemptousia.com/2019/12/why-did-christianity-triumph-3/
© Перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2019г.