Теодорос Зиакас
Почему христианство победило? (2)
Why did Christianity Triumph? (2)
2. The theory of force.
2. Теория силы.
Казалось бы, теория силы более или менее ограничена Грецией. Его сторонники ссылаются на гонения ранних византийских императоров против языческих священников и школ. Другими словами, они ссылаются на события, которые произошли после четвертого века, когда победа христианства была уже очевидна.
Они упускают из виду тот факт, что преобразование крупных городских центров уже имело место еще до того, как появились какие-либо «христианские» императоры, которые выступили против древнего язычества. В предвизантийский период произошло прямо противоположное: греки стали христианами, несмотря на гонения со стороны Римского государства.
Каков был этнический состав мучеников в прел-Византийский период истории? В нашем распоряжении нет такого специализированного исследования по мартирологии, но, скорее всего, большинство из них были греками. (Греки, конечно, с критерием образования, которое полностью соответствует классическому представлению о том, что именно духовное происхождение, а не расовая принадлежность , является главным признаком этноса) [Знаменитая фраза «Те, кто разделяют наше образование, называются греками», принадлежит Исократу. Панегирик Адрес. WJL]. Впрочем, довизантийские христиане не были евреями. Из Деяний Апостолов мы знаем, что именно его еврейские соотечественники постоянно создавали проблемы для апостола Павла в его начинаниях. Это произошло в тот момент, когда он отказался от них и обратил свое внимание на греков и римлян.
Поэтому мы знаем, когда произошел переход от язычества к христианству: между первым и серединой-четвертого веками. Именно в этот период в крупных эллинистических городских центрах произошла смена религиозных верований эллинов. В этот эллинистический период центр тяжести греческого мира переместился в крупные города на Восток: «Мы, александрийцы, антиохийцы / селевкиды, многочисленные / другие греки Египта и Сирии / и те, кто находится в средствах массовой информации и в Персии и так много других. / С их обширными сферами, разнообразной активностью и вдумчивой адаптацией. / И греческий язык / мы принесли в сердце Бактрии индийцев. / Будем ли мы сейчас говорить о лакедемонянах? »(Константин Кавафис, в 200 году до нашей эры).
Эта ситуация не изменилась и в позднеримскую эпоху. Греческое население было представлено гораздо больше людьми, живущими в крупных городах вокруг Средиземного моря и за его пределами, и меньше - жителями сельскохозяйственных земель в самой Греции.
Это, конечно, не означает, что все греки стали христианами в первые три столетия. Было еще много «язычников». В четвертом веке император Юлиан возлагал надежды на возрождение язычества у таких людей. Естественно, что среди сельского населения самой Греции внедрение новой религии шло медленнее. Сообщество свободных лаконцев [на Пелопоннесе] не было обращено в христианство вплоть до 10-го века святым Никоном. Но какой процент представляли сельские греки по отношению к грекам в целом? С точки зрения количества, очень малый процент и по (культурному) качеству кране мало также («Будем ли мы сейчас говорить о лакедемонянах?»). Поэтому не подлежит сомнению, что греки, которые стали христианами, сделали это добровольно. Они были убиты за свою веру, и их мученичество обеспечило победу христианства.
Конечно, когда римская власть «приняла» христианство через «кооптацию», политическое насилие изменило направление и было направлено против других религий и против ересей. Хотя это правда, что они включали религию олимпийских богов, но она была уже мертвой. «Говорящая вода больше не течет» [Oribasius, at the Oracle of Delphi in 362. WJL]Орибасий, у Оракула Дельфи в 362. WJL].
Продолжение следует…
© Перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2019г.
https://pemptousia.com/2019/12/why-did-christianity-triumph-2/