Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Султан Саладин перед

Благодатным Огнем

Ο σουλτάνος Σαλαντίν ενώπιον του Αγίου Φωτός (1192 μ.Χ.)

File:Statue of Saladin Damascus.jpg

статуя Саладина в Дамаске

α. Хроника английского крестоносца Ричарда

Хроника Ричарда (ITINERARIUM PEREGRINORUM RICARDI)[1] состоит в общей сложности из шести книг и до нашего времени сохранено девять рукописей. Немецкий профессор Ханс Mайер (HANS MAYER) высказал мнение о том, что начальная часть хроники Ричарда была записана неизвестным английским военным священником, который принял участие в III Крестовом походе и во многих из событий, которые он описал, он пережил сам. Что касается церемонии Великой Субботы 1192 года[2], то английский хронограф об этом сообщает следующее:

 

 «Накануне Пасхи, Саладин[3], в сопровождении своей свиты, пришел к почтенному Гробу Господню в Иерусалиме.[4] Он пошел туда, чтобы раскрыть правду о небесном огне,  который постоянно нисходит божественной силой в тот день каждый год и зажигает лампаду. В течение некоторого времени Саладин и другие турки внимательно наблюдали за проявлением благоговения многих порабощенных христиан, поскольку они со слезами просили  о милости Божией. Внезапно перед их глазами сошел Божественный Огонь и зажег лампаду. Она сразу же начала гореть сияя.  Когда все присутствующие увидели это, то были весьма потрясены.

Христиане радовались и прославляли величие Бога громким голосом[5], в то время как мусульмане, удивленные таким столь явным чудом, отрицали его, что противоречило им, и утверждали, что огонь это хитрый изобретенный обман, чтобы их ввести в заблуждение. Желая удостовериться в этом вопросе, Саладин приказал погасить лампаду, которая зажглась божественной силой. Но когда он ее погасил, она немедленно зажглась вновь при божественном вмешательстве. Неверный приказал, чтобы погасить (лампаду) второй раз, а она и вновь во второй раз зажглась. Он ее погасил в третий раз, и она в третий раз зажглась.

  О великая божественная сила! Что может противостоять непобедимому? Никакие советы не могут быть использованы против Господа. Никто не может противостоять Его воле. Султан был поражен и прискорбно тронут из-за зрения этого чуда и веры и преданности христиан. Вдохновленный пророческим духом, он твердо заявил: «Без сомнения, или вскоре я умру, или потеряю Иерусалим».[6] Предзнаменование не обмануло, потому что Саладин умер во время следующей Четыредесятницы (великого поста)».[7]

Гробница Саладина в Дамаске

Детали, с которыми описывает чудо Ричард, впечатляют. Прежде чем оценивать эту историю, рассмотрим свидетельство француза Амвросия об этом же событии.

ΒΙΒΛΙΟΓΡΑΦΙΑ. ΧΑΡΗΣ Κ. ΣΚΑΡΛΑΚΙΔΗΣ. ΑΓΙΟΝ ΦΩΣ . ΤΟ ΘΑΥΜΑ ΤΟΥ ΦΩΤΟΣ ΤΗΣ ΑΝΑΣΤΑΣΕΩΣ ΣΤΟΝ ΤΑΦΟ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ.  (Харис К. Скарлакидис. Святой Свет. Чудо Огня Воскресения на Гробе Христовом)

 


[1] Полное название этого труда  - Itinerarum Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi, это хроника описывающая Третий Крестовый поход  1189-1192гг. первая ее часть сосредотачивается на описании войн с Саладином , его завоеваний и ранней стадии крестового похода, с пространным описанием военной экспедиции императора Фридриха Барбароссы.  Формально эта хроника приписывается Geoffrey de Vinsauf, и она считается первой рукописной хроникой. На самом деле, она была составлена и завершена, как считают некоторые историки,  в 1220г. Richard de Templo, каноником  храма  Святой Троицы в Лондоне (Itinerarium Regis Ricardi. https://en.wikipedia.org/wiki/Itinerarium_Regis_Ricardi)

[2] Латинский Иерусалимский патриархат появляется в 1099, после завоевания Иерусалима крестоносцами и появления Иерусалимского королевства. Православные патриархи были изгнаны из Святого Града и жили преимущественно в Константинополе. Во время осады Иерусалима Саладином в 1187 латинский патриарх  Ираклий оставил Святой Город, увезя с собой огромное количество драгоценный церковных сосудов и других ценностей.( Siege of Jerusalem (1187) https://en.wikipedia.org/wiki/Siege_of_Jerusalem_(1187)https://en.wikipedia.org/wiki/Siege_of_Jerusalem_(118)

При Балдуине I латинское духовенство захватило Гроб Господень  и изгнало греческое духовенство. Однако, согласно Кристоферу Теерману, греческое духовенство было возвращено на Гороб Господень после очередной в 1101г. неудачи латинского духовенства на Пасху получить Святой Огонь. См. Tyerman, Christopher. God's War: A New History of the Crusades, Harvard University Press, 2006, p. 231

[3] Саладин – Салах ад-Дин Юсуф (1138-1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите, город армянских курдов. Получил образование в Дамаске, в одном из крупнейших центров уже мусульманской культуры. Его карьера может быть разделена на 3 периода – завоевание Египта (1164-1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174-1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие компании против крестоносцев (1187-1192). Благодаря его уму, таланту полководца, ему удалось объединить раздробленный мусульманский мир. Он был предан Исламу и был по жизни строгим мусульманином. Еще важный момент из его жизни и из жизни Иерусалима. После захвата Иерусалима крестоносцами и образования Иерусалимского королевства, крестоносцы сильно притесняли православных христиан. Были моменты, когда они полностью изгоняли греческого православного патриарха, не давали совершать служб на Гробе Господне. При этом исторические хроники фиксируют факт того, что крестоносцам-католикам Благодатный Огонь не сходит ни разу. Он сходил только греческим православным христианам. Впервые Православный патриарх возвращается из изгнания в Иерусалим после его завоевания Саладином.

[4] 4 июля в битве при Хаттине Саладин нанес сокрушительный удар объединенной армии крестоносцев. Во время этой битвы погибли король иерусалимский Балдуин IV, великий магистр ордена тамплиеров Рейнальд Шатильонский и др. Последнего Саладин казнил собственноручно. 20 сентября Саладин осадил Иерусалим, а 2 октября Священный Город пал. Саладин вошел в Иерусалим с большим триумфом «Вступив в Иерусалим, Саладин велел сбросить с церквей кресты, разбить колокола и окропить мечети розовой водой или обкурить ладаном. Один арабский историк писал: «Читались манифесты, в которых султан объявлял о счастливом событии, звучали трубы, и все глаза наполнялись слезами радости, все сердца благодарили Аллаха за победу, все уста славословили его». См. Cox, Sir George W.

Saladin Takes Jerusalem From The Christians.

По случаю взятия Иерусалима Саладином, византийский император Исаак Ангел послал султану поздравительно письмо. В Иерусалим вернулось православное духовенство и начались совершаться богослужения на греческом языке. См. Steven Runciman (1987). A History of the Crusades: The Kingdom of JerusalemCambridge University Press. pp. 465–468.

 

[5] Явление Благодатного Огня на Гробе Господнем было на протяжении более чем 500-летнего правления мусульман в Иерусалиме ярким доказательством превосходства христиан над мусульманами, благоволения Бога к христианам. Об этом, например, пишет в Петр Клюнийский , участник II Крестового похода См. Sylvia Schein, Gateway to the Heavenly City, crusader Jerusalem and the catholic West (1099-1187), Ashgate Publishing, 2005, σελ. 42

[6] Yes, soon shall I die, or I shall lose Jerusalem.' //Miracle of the Holy Fire. By  Niels Christian Hvids. http://www.davidtlig.org.uk/miracle.html

[7] Саладин скончался 4 марта 1993г.



Подписка на новости

Последние обновления

События