Светосиянный и Светоподатель
Ὁ Φωτολαμπὴς καὶ Φωτοπάροχος
игумен архимандрит Христодулос
Τοῦ Καθηγουμένου Ἀρχιμανδρίτου Χριστοδούλου
Божественных озарений чисте, незапятнанне зритель явился еси, Симеоне, сияющи, излучая нетварные светы, отче, богословия всякого пресолнечнаго.
Я должен выразить благодарность Преосвященному митрополиту Пирейскому г-ну Серафиму и директору весьма важного научного журнала «Пирейская Церковь», с одной стороны за то, что они были вдохновлены на то, чтобы посвятить данный номер журнала памяти прп. Симеона Нового Богослова, которую наша Церковь совершает 12 октября, а с другой стороны предоставить эти прекрасных страницы, в данном случае для публикации по мере возможности небольшой части громадного духовного богатства этого неизмеримого по величине своей святости преподобного отца.
Итак, этот многосиянный светильник Церкви составляет великую хвалу православного мистического богословия. Его восхваляют Отцы корифеи и писатели.
Его ближайший ученик прп. Никита Стифат пишет: «Божественная благодать действовала чрез его уста ».
Свт. Григорий Палама: «Жизнь прп. Симеона Нового Богослова есть всецелое чудо и прославляемая Богом многими сверхъестественными чудесами, а его творения, если же кто-то их назовет творениями жизни, тот не преувеличит».
Писатель похвального слова прп. Симеону и его поклонник прп. Никодим Святогорец пишет: «Святой Симеон Новый Богослов был земным ангелом, небесным человеком, славой Отцов, славой подвижников, Константинополя украшение и вселенной радование».
Выдающийся исследователь прп. Симеона архиепископ Брюссельский Василий Кривошеин пишет: «Прп. Симеон занимает одно из высочайших мест в православной духовности всех времен».
Современный учитель православного монашества старец Феоклит Дионисиатский его называет «величайшим из богословов мистиков, всесветлым, пресветлым, огненосным, пламенем в огне Параклита».
Авторитетный православный богослов епископ Герцеговинский Афанасий (Евтич) прп. Симеона считает за самого христоцентричного из всех Отцов Церкви.
В завершении, достоуважаемый профессор Оксфордского университета митрополит Диоклийский г-н Каллист Уаэр, в своем прологе к жизнеописанию прп. Симеона, которое издал наш монастырь под названием «Святой Света и любящий Бога прп. Симеон Новый Богослов» (Ὁ Ἅγιος τοῦ Φωτὸς καὶ τοῦ Θείου ἔρωτος Ὅσιος Συμεὼν ὁ Νέος Θεολόγος»,
пишет: «Одна из наиважнейших особенностей в жизни Православной Церкви во второй половине 20 столетия является икона с помощью которой была вновь открыта жизнь и наследие прп. Симеона. Почти что в каждом греческом монастыре, который мы посещаем, я нахожу монаха, который называется Симеон, а в Англии меня постоянно просят крестить ребенка с этим именем. Посещая для освящение и благословение дома верующих, я встречаю повсюду его иконы. Поэтому, за это удивительное новое обретение наследия нового Богословия нам следует выразить нашу признательность Богу. Это издание было предпринято ставропигиальным и синодальным монастырем прп. Симеона Нового Богослова с тем, чтобы лучезарная и всесветлая личность святого стала наиболее известной в каждом месте греко-говорящего православного мира».
Итак, этот удивительный и совершеннейший Симеон, предводитель богословов и непревзойденный зритель нетварного Света, родился в 950г в Пафлагонии в Малой Азии. В одиннадцать лет родители его послали в Константинополь для получения образования. В возрасте четырнадцати лет он узнал старца Симеона Благоговейного, об был причислен к его ревностным ученикам, а старец стал его богодухновенным путеводителем и он был удостоен в краткое время первого созерцания нетварного Света в возрасте около двадцати лет. В двадцать семь лет по ходатайству старца он приходит в священную обитель св. Маманта Ксирокеркира, в котором он вскоре был пострижен монахом, был рукоположен во священника, а по настоянию братьев монастыря он был назначен игуменом монастыря. Постоянное упражнение в подвиге послушания, непрестанной молитве и молитве его быстро привели в богопознанию и богословию. Его богдуховновенные труды — огласительные слова, богословские и нравственные главы, божественные гимны — свидетельствуют о частом озарении прп. Симеона и его боговидении.
Однако, его благоговение и почтение к своему старцу, быстрое духовное преуспеяние и большая к нему привязанность, уважение и почтение народа вызывают враждебность у сильно завистливых людей и главным образом епископа Никомидийского Стефана. Движимый эгоизмом, при постоянных лживых доносах, он в конечном итоге добивается высылки прп. Симеона на азиатский берег Пропонтиды. Но и там, он переживал богатство ниспосылаемой божественной благодати. Там он основывает монастырь святой Марины, привлекая множество монахов.
В завершении своего жизненного пути, 12 марта 1022, он приходит к Тому, «Кого суть он возжелел», ко Господу (в 1022г. Согласно архиепископу Василию Кривошенину, в 1037г. Согласно точке зрения проф. П. Христу).
Однако, по причине того, что его кончина падает на Великую Четыредесятницу, главное празднование его памяти переносится на 12 октября.
Наша Церковь дала ему исключительное наименование Богослова, которого, как известно, были удостоены только другие два святые: святой евангелист Иоанн и свт. Григорий Назианзин.
Его житие написал вышеупомянутый его самый преданный ученик прп. Никита Стифат. Это чудесное и назидательно житие, при редком духовном богатстве по своему содержанию, является самым полным путеводителем по его жизни во Христе, достойно для изучения и является драгоценным достоянием для каждого христианина подвижника.
От этого жизнеописания мы перейдем к весьма краткому описанию его кончины, его духовных даров и некоторым чудесам.
Преподобническая кончина
Исполнилось двадцать три года после его изгнания. Душа прп. Симеона была всецело пленена Богом, для Которого он жил и богословствовал. Поэтому он умоляя Его как можно быстрей освободиться от уз плоти и водвориться в небесных селениях. Итак, он утешал своих учеников, предсказывая чудесными пророческими словами о дне и часе своего исхода и наставляя их не оплакивать его безрассудно (ἀφιλοσόφως), «словно не имеющие надежды».
Когда же пришел пророчески предсказанный им день 12 марта, поскольку он приобщился пречистых Тайн Христовых, а это он делал ежедневно, он убеждал своих учеников пропеть последование на исход души.
И в то время когда братия пела при неугасимых лампадах и со слезами на глазах, он возвел наверх свои руки и молился сколько было у него сил, а потом перекрестился. Далее он произнес тихим и умиротворенным голосом «в руце Твои, Христе Царю, предаю мой дух». Исполненный радости, знаменитый служитель Христа прп. Симеон разрешился от много потрудившегося и претерпевшего своего тела.
Мы же воспеваем:
Неботаинника Симеона, богословия правило, радостно со ангелы воспевающи, восходящего же днесь в селения небесныя, отонюдуже руку обращенную к нам радующися ввсесветлыя твоея души, баженне подаваеши.
Духовные дары
И после смерти живущий прп. Симеон прославил Бога своими трудами и озарил Церковь освященным своими святыми добродетелями житием, подавая непобедимую силу на века своими всепросвещенными преемниками.
Он действительно вел такой образ жизни, который соответствовал его Христовой миссии, украшенный теми же божественными дарами и чудодействуя, поскольку даже его гиматий подавал исцеляющую благодать. Ученик прп. Симеона Феодул рассказывает: «Как-то святой (Симеон) мне подарил свой хитон. Я его взял с верой и носил на голом теле, и я ощущал такое благоухание, которое не подавало такой радости даже и божественное миро, и несмотря на то, что я его стирал много раз, он продолжал издавать благоухание вплоть до того как он обветшал...!»
Он был также украшен непревзойденными подвигами воздержания, поста, всенощного бдения, и как следствие - чистой и непрестанной молитвой, всегдашним умилением и слезами, смирением, кротостью, нелицемерной любовью, незлобием ко всем тем, которые творили ему зло.
Некий злочестивый сосед, например, движимый дьявольской ненавистью к прп. Симеону, отломил часть от большого камня и его кинул в святого с такой силой, так что если бы он ударил преподобного, то он сразу бы его убил. К счастью, камень пролетел совсем рядом с ним. Но незлобивый святой для того, чтобы потушить гнев злого соседа послал ему дорогие благословения, подарки.
По причине великой чистоты его сердца он ежедневно причащался божественных Тайн, поэтому его лицо было радостным и светящимся, словно солнце.
Но и его высочайшие и совершеннейшие дары были следующие: мудрость в слове, высота богословия, прозорливость, созерцание божественного Света, херувимское предстояние во время литургии перед страшными тайнами, во время которой он видел Святого Духа нисходящего и освящающего его и божественные святые дары. Поэтому мы его достойным образом величаем:
Величаем тя, таинниче , яко сосуда вместилище божественных озарений , Симеоне боговидче и новый богослове, таинниче, отче, уневестивающего Христу.
Некоторые чудеса
Плодом всех этих духовных дарований были неисчислимые чудеса. Мы предлагаем немногие ,но важные:
В один из ней в монастырь прп. Симеона пришла мать, которая на своих руках держала своего четырехлетнего ребенка. Он был парализован и бесчувствен, так что она думала, что он мертв. Убитая горем мать положила его в церкви и ушла. Его обнаружили монахи распластанным и совершенно неподвижным, так что они поверили, что ребенок мертвый. Они побежали к прп. Симеону. Как только он пришел, он увидел своими сострадательными глазами находящееся в муках создание, которое не было дитем, но некой трагедией. Он плакал и затем сказал:
-
Вы что скажете на это?
-
Это предназначено для гроба, - отвечали братья.
-
Нет, - он ответил.
Он взял немного масла из лампады святой Марины, которая была хранительницей святой обители, помазал им дитя, горячо помолился, благословил ее крестообразно своей рукой. Немедленно полумертвое дитя ожило, встало на свои ноги, и тот, кто был с самого своего рождения прикован к постели, начал бегать по храму, сачка от радости и прося еду.
-
Еще одна другая мать имела сына, маленького и прекрасного мальчика, но который по зависти лукавого был одержим демоном и из его рта истекала пена. Итак, она прибегает к милосердному и изрядному чудотворцу Симеону. Она со слезами принесла покаяние, в то время как одержимый мальчик уставил свой взгляд на ангелообразный взор старца. Тогда лукавый дух сотряс ребенка и его зубы стали скрежетать . Он стал блеять как козленок. Преподобный умилосердился над созданием Божиим, сотворил горячую молитву, взял масло из лампады, помазал мальчика, и его сделал совершенно здоровым.
-
Ученик прп. Симеона Никифор рассказывает: «когда приблизилась кончина Преподобного, он стал настолько истощенным и изнуренным, так что если бы его не переворачивали с одной стороны на другую, то сам бы он не смог бы это сделать. Я, для того, чтобы ему помочь и ему послужить, спал в его кельи на сундуке. Как-то в одну из ночей я внезапно проснулся и вижу этого равноангельного мужа возвышающегося на четыре локтя над землей и творящего молитву Господу парящим в воздухе в неизреченном свете. Он пребывал в таком удивительном состоянии молча и в течении многих часов. Затем я его вижу его распластанным и одного его покрытым. Такую радость и силу подает своим святым Всесвятой Дух!»
-
После его преподобнической кончины и многочисленных чудес, которые затем происходили, его любящие ученики стали его почитать как святого и совершать празднично его память. На такие праздничные служб вместе с многочисленными паломниками приходило множество монахов. Между ними и канонарх Мефодий из известного Константинопольского Студийского монастыря и псалт с прекарасным голосом Игнатий из царской обители Космидиу. Но в тот час. Когда Игнатий пел сладкозвучным и мелодичным голосом кондак прп. Симеону, его стали одолевать помыслы неверия. Лукавые бесы продолжают, почти что всегда, внушать ему некоторые сомнения относительно святости новоявленного святого. Но милосердный и сострадательный прп. Симеон исправил помыслы Игнатия. В то время когда он пел «внутрь имуще смятение от множества помышлений сумнительных», и когда ему канонаршил Мефодий, они внезапно увидели образ святого из лица которого исходили языки пламени и двигались туда-сюда! Игнатий заметив это поразительное чудо был потрясен и оставался безгласным и не говорящим. Да, он искренне и осмысленно тогда исповедал помысел неверия всем присутствовавшим во время праздничного богослужения, которые были удивлены и видением им образа святого из которого исходили языки пламени и двигались, и молчанию протопсалта. Таким образом все получили убедительное доказательство того, что благодать Святого Духа пребывает на Преподобном и его образе-иконе.
Давайте будем довольствоваться немногим и даже невысказанным о богатстве добродетелей и невероятном богатстве многих божественных доброт светосиянных наследников таинника Симеона Нового Богослова, святого Света и божественной любви
Утра поэт, божественне Симеоне, Христа носящи в груди яко солнце, во времена бурные и мрачного зла насиши факел божественнаго сияющаго света
-
©Перевод: иеромонаха Сергия Троицкого, апрель 2012
-
Источник: Πειράϊκη Εκκλησία, τευχ. 230. Οκτόβριος 2011, σελ. 24-27