Свт. Марк Ефесский Евгеник
Окружное послание «Православным христианам находящимся повсюду, на материке и на островах»
(1440-41)
ΜΑΡΚΟΥ ΕΦΕΣΟΥ ΕΥΓΕΝΙΚΟΥ
Εγκύκλιος
«Τοις
απανταχού
της
γης
και
των
νήσων
ευρισκομένοις
ορθοδόξοις
Χριστιανοίς»
(1440-1)
архимандрит Мелетий Ап. Вардахинис
Это Окружное послание (Ἡ Ἐγκύκλιος) свт. Марк написал незадолго до падения Константинополя (1435г.), будучи на о. Лемнос. Туда свт. Марк был сослан императором Иоанном Палеологом по требованию латиномыслящих ромеев. Эти приверженцы соединения с Римом, когда они увидели, что насаждение лжеединства провозглашенного на Ферраро-Флорентийском соборе потерпело неудачу, стали прибегать к богословской софистике для того, чтобы ввести в заблуждение простых и наивных людей. Позже в 16 столетии, все эти богословские ухищрения были систематизированы латинянами и с их помощью было создано униатство. Следовательно латиномыслящие ромеи, сторонники унии являются предшественниками униатства и ее подготовителями вместе с Римским папой Иннокентием IV (1243-1254), который в 1254г издал энциклику и дозволил сохранять открыто нравы и обычаи Восточной Церкви с той дальнейшей целью, чтобы постепенно и последовательно уничтожить восточных христиан и чтобы таким образом полностью олатинить принявших унию с Римом православных.
Этим Окружным посланием свт. Марк оказал противодействие латиномудрствующим ромеям и догматическим уклонениям от Православия папистам. Мы его представим в виде сжатых положений.
Паписты являются еретиками, а не раскольниками, как утверждается латиномыслящими.
а) тех, которые приходят в Православие от папистов, мы их принимаем через помазание святым миром — в некоторых случаях, и их заново крестим, причисляя их к арианам, македонианам, саввелианам, новацианам и иным еретикам 4 века. Сильвестр Сиропул, который записал историю Флорентийского собора, говорит, что свт. Марк это выделял особо, будучи представителем православной делегации, «однако наша Церковь об этом умалчивала, поскольку их род велик и силен во отличии от нашего» и «она наши предшественники не хотели официально узаконивать латинян как еретиков, ожидая их обращения и стремясь проявить дружественную любовь».
б) Свт . Марк приводит высказывание прп. Иоанна Дамаскина «Мы не исповедуем, что Святой Дух происходит от Сына» и высказывание свт. Фотия «Еретиком является и к еретикам законно причисляется тот, кто пусть даже в чем-то малом уклоняется от правой веры». Следовательно латиняне только из-за Filioque являются еретиками.
в) Латиномыслящие говорят, что паписты являются раскольниками поскольку нас также считают таковыми, поскольку они нас не осуждают как неких еретиков несмотря на то, что мы отпали от единства с ними. Итак, мы почему же мы должны их приветствовать и называть раскольниками, в то время как они являются еретиками?
г) Александрийский патриарх Марк спросил патриарха Антиохийского Феодора Вальсамона, авторитетного канониста того времени, можем ли мы преподавать божественные дары латинянам. Он ответил, что не можем этого делать, поскольку им папы , и которые ему подчиняются, не поминаются на архиерейских Божественных литургиях нашей Церкви. Не поминаются, потому что паписты имеют «чуждые православным нравы и догматы», следовательно еретические. Следует латинян огласить православной верой, помазать миром, а потом нам их принимать. Поэтому следует латинян оглашались православной верой, помазать миром, и после их принять. Следовательно откуда вдруг они стали православными те, которые на протяжении стольких лет столькими Отцами и учителями осуждались как еретики? Кто столь так легко их сделал православными? Золото, если пожелаешь признать правду, и твоя жажда наживы; лучше же сказать - не их сделала православными, а тебя сделала подобным им и отвела в удел еретиков.
Когда же будет восстановлено единство?
Когда они соединиться в нравах, обычаях и догматах. Это произойдет только при обращении папистов к православной традиции и богословию. Теперь же у нас существуют два символа веры, литургия на опресноках и на квасном хлебе, два крещения (православное с тремя погружениями, крещение папистов с окроплением; православное крещение с помазанием миром , папское без мира), двойные традиции и обычаи и совершенно разные, посты и церковные установления, и другое подобное. Итак как может произойти соединение, когда в этом нет единства?
Нет согласия в догматах
В дипломатии и в политике применяются двойственные и расплывчатые смысловые понятия, понимаемые и воспринимаемые соответственно его предпочтениям, чтобы достичь согласия и сближения. Однако между истиной и ложью, между утверждением и отрицанием, между светом и тьмой, между Христом и велиаром не существует согласия. Греко-латиняне, или латиномыслящие, или униаты являются запутанными в дверях людьми, которым нравится гнаться за мишурой и путаницей, они словно кентавры из греческой мифологии. Свт. Григорий Богослов их называет флюгерами и людьми, которые идут туда, куда дует ветер. Один молодей человек их сравнивает с «печкой ходжи».
Феераро-Флорентийский собор, когда он пошел по пути примирения в догматах, он стал неким собранием на котором приняли решение о построении Вавилонской башни, или словно синедрион под председательством Каиафы, который осудил Христа. Принимавшие участие в Ферраро-Флорентийском соборе и согласившиеся с папистами являются теми о которых пророк Иеремия говорит: «Вожди народа моего меня не увидели, сына неразумные суть и и нет у них смысла; они умны на совершение зла, они не познали того как творить добро»(Иер. 4, 22)1
Какова наша позиция в отношении латиномудрствующих
Давайте их избегать и убегать от них как от змеи. Давайте их избегать и убегать от них как от христоубийц и христопродавцев. Они являются те., «которые думают, что благочестие служит для прибытка»(1 Тим. 6, 5). Они являются «лжеапостолами, , лукавыми делателями, принимают вид апостолов Христовых». Они являются служителями сатаны, который «принимает вид Ангела света» (2 Кор.11, 13-15). «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных», «но твердое основание веры стоит, имея печать сию» (Рим. 16, 18; 2 Тим 2, 19).
«Бегайте же от таких братия и избегайте общения с ними; но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8-9). «то приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его». (2 Иоан. 10, 11)
Мы не знаем современные экуменисты, клирики и миряне принимают ли во внимание то, что говорит свт. Марк Ефесский. Давайте это тщательно исследовать и трезвиться, быть внимательными к тому желают ли они остаться православными.
.
Источник: «ΧΡΙΣΤΙΑΝΙΚΗ ΣΠΙΘΑ» ΜΑΪΟΣ 2006. ΜΕΛΕΤΙΟΣ ΑΠ. ΒΑΔΡΑΧΑΝΗΣ ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΗΣ
1Перевод с греческого текста. Русский перевод отличается.