Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Свт. Кирилл Александрийский

 

Беседа 15

μιλία ΙΕ'

О вочеловечении Бога Слова1

Περὶ τῆς ἐνανθρωπήσεως τοῦ Θεοῦ Λόγου

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколь же по-истине глубоким, великим и достойным удивления является таинство благочестия, то самое которое вожделевают святые Ангелы, как сказал ученик Спасителя о всех святых пророках, возвещая о всех нашем Спасителе Христе: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам, благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают приникнуть Ангелы».2

Ведь в самом деле, те, которые хотя бы слегка вгляделись в великое таинство благочестия, то узрели бы тогда, что когда родился по плоти Христос, то за нас приносщие благодарение говорили: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».3 Как же не исполнится подобающей радости, видя раждающегося от Девы Спасителя мира и искупителя, да как же и я кающийся грешник стану совершать праздник Спасителя всякой природы? Итак вместе с нами общим хором прославляет Его и множество святых духов. И каков повод для этого ? Вочеловечение Единородного, рождение Его по плоти, явление в нас пространнейшей кротости, несравненного великого человколюбия , как сказал блаженный пророк Исайя: «Поглощена будет смерть на веки»4 а также «и отрет Господь Бог слезуы со всех лиц»5. Он отер неим образом слезу со всего лица, или следовательно что ту древнюю клятву соделал бездейственной, упразднив невыносимую власть смерти, как вновь учит удрый Павел: «А дети причастны плоти и крови, то и Он также принял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти , то есть дьявола, и избавить тех, которые от страхха смерти через всю жизнь были подвержены рабству».6

б. Что же это заначит: «и Он также принял оные» разве не то, чьл ради нас Он родился от святой Марии Богородицы, по крови и по плоти? Он же сказал, сказал, что сущий Бог и истинного от Бога и Отца Слово, единосущное и совечное Отцу, превознесено превыше всего самого славного, «Он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба от святой Марии, селавшись подобным человекам и по виду став человек, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».7, то есть Он самого себя добровольно низвел до смирения, от самого которого все исполнились даров; Он снизошел до нас, но не какой-то необходимости, но восхотел ради нас принять образ раба, Тот, Который свободен по Своей природе, становится ради нас в нашей природе, который превыше всякой твари, Который доходит до смерти, который все живтворит. «Он есть хлеб жизни, Который жизнь Свою отдает за жизнь мира».8 Он стал вместе с нами под законом, Тот, который превыше закона и как Бог есть законодатель. Тот, Который превыше рождения в своем рождении и в начале свем приемлет жребий, Тот, который прежде всех веков и времени, более того Он является создателем и тврцов веков.

в. Как же Он стал одним из нас? Он приемлет тело от святой Девы, тело не без души, как велили некоторые из еретиков, но одушевленное и более того духу разумную (словесную). Также от жены произошел совершенный человек, и он не воображаестя или мыслится; Тот кто не пренебрег им есть Бог, не отверг человека Тот, Который был всегда, и есть и будет Бог. Мы также называем святую Деву Богородицей, как пишт блаженный Павел: «Един Бог и Отец, из Которого все, и мы для него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».9 Мы же не разделяем на двух сынов единого Бога и Спасителя нашего, вочеловечевшегося и воплотившегося Бога Слова; никогда никто так не думал как только еретики и неразумные; так не думаем и подобно тому, что одно Божество, а другое человечество, собственно говоря о Боге Слове как преложившемся в природу плоти, или же что плоть преложилась в природу Божества. Во всяком случае Бог Слово совершенно нереложен и неизменен, но говорится, что по- истине Слово Божие в Себе Самом соединило полоть одушевленную с разумной душой от святой Девы, воплотилось и вочеловечилось неизреченно.

д. Итак, вполне достаточно наше исповедание в отношении правой и безупречной веры говорящее и исповедующее святую Деву Богородицей; они сами добавляют, что нет нужды и необходимости называть человеородицей, ибо единого же Бога и после вочеловечения мы научились исповедовать и веровать в Него, как говорит Павел: «Един Бог, един и посредник Бога и человеков», Слово Божие неименяемое, как мы говорим, стало человеком. И поскольку Он являтся в природе плоти, святая Дева родила в себе единосущное нам Его тело, но говориим в Богородице, сведя воедино вполне и совершенно и тем свидетельствуя, что святая Дева не родила чистое Божество, но соединенную с Богом Словом плоть; и не иначе как таким образом надо мыслить о Богородице, тем самым всячески пребегать к исповеданию вочеловечения; а также истиной является и то, что святая Дева стала Богородицей, чудесно родившая единого Христа, равным образом передавшая нашу плоть и кровь, и она единосущна и нам по человечеству, как являющаяся плотью от Марии Богородицы; не подобосущная, как верили некоторые из еретиков, но единосущна, поскольку она суть от нашей сущности. Сказано же «Семя Авраама принимает. Подобосущние означает не истинный человек, но подобного человеку Сына, как сказал Даниил. Но Апостол учил, что Он не подобен нам, но говорил: «Человек Иисус Христос, предавший Себя для мскупления всех»10, единосущный по божеству Богу и Отцу, как и отцы наши исповедали Его единосущным Отцу, а не говоря, что Он подобосущен.

е. Итак, в самом деле, нет особой нужды, говоря Богородица, вводить (слово) человекородица; вполне достаточно, как говорил я в первый раз, иметь всюду исповедание нашего таинства, никогда не привнося измышлений и не желая клеветать на истину; обычай же еретиков состоит в том, чтобы изменять верно сказанное лживым умом, измышляя то, что является заблуждением и пертолковывая эти божественные Писания. Что же касается нас, то не привносим то, что вопреки приличному, и имея цель верно доносить слова; тот же кто опять думает неверно, тот не от нас, пусть он послушает то, что говорит пророк: «горе тем, которые зло называют добром, и добро злам».11 Нет никакого общения света со тьмой, но и нет никакого согласия Христа с Велиаром. Да будем же мы идти правым и неложным путем, то есть протоптанным царским и невозвратным путем, также достигая почести вышнего звания во Христ Иисусе, Которому с Богом и Отцом слава, со Святым Духом во веким веков. Аминь.

 

© Перевод И.С. 2012.

1Перевод выполнен по Migne P. G., t. 77, 1 p. 1089- 1095, col. 416 C — 418 A

21 Петр. 1, 12

3Лук. 2, 14

4Исайя. 25, 8

5Исай 25, 8

6Евр. 2, 14, 15

7Филип. 2, 6-7

8Ин. 5, 51

91 Кор. 8, 6

101 Тим. 2, 5-6

11Ис. 5, 20

 



Подписка на новости

Последние обновления

События