Из святоотеческого наследия и наставлений Святых Отцов
Святитель Феофан Затворник
о
Необходимости молитвы, что есть молитва и как правильно совершать молитву
Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе.
Стоять перед иконою и класть поклоны — не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы — на паять или по книжке, или слушать их — не есть еще молитва , а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и проч.
Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы эти и подобные чувства наполняли душу нашу, - чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, - то молитвословие наше есть молитва, а когда нет — она не есть еще молитва
Молитву, или устремление сердца к Богу, нужно возбуждать и возбужденную укрепить, или — что то же — нужно воспитать в себе молитвенный дух.
Первый способ к этому есть читательное или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай, как следует, молитвословие, - и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, то есть войдешь в молитвенный дух. В молитвах Святых Отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот — в силу закона взаимодействия — непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие.
Вот для этого три самых простых приема: не приступай к молитвословию без должного приготовления, - не совершай его кое-как, - а со вниманием и чувством, и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.
а) Приготовление к молитвословию
Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи, -и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, Кто Тот. К Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать тперь это молитвенное к Нему обращение, - и возбуди в душе своей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. В этом все малое, но не малозначительное, приготовление — благоговейно стать пред Богом в сердце. Здесь — начало молитвы, а доброе начало — половина дела.
б) Само совершение молитвословия
Установившись так внутренно, стань пред иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие. Читай неспешно, вникай во всякое слово — мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами — с крестом. В этом — все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. - Вникай во всякое слово и мысль слова доводи до сердца, иначе : понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Читаешь: «Очисти мя от всякия скверны», - восчувствуй скверну свою, возжелай чистоты и — с полною надеждою проси ее у господа. Читаешь: «Да будет воля Твоя», - и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу, с полною готовностию благодушно встретить все, что Господь пошлет тебе. Читаешь: «И остави нам долги наша , якоже и мы оставляем должником нашим», - и в душе своей всем прости все и, таким образом, проси себе прощения у Господа. Если так будешь действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие. А чтобы тебе успешнее совершать его именно таким образом, вот что нужно сделать:
-
имей у себя известное молитвенное правило — небольшое, чтобы при своих обычных делах ты мог исполнять его неспешно;
-
в свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы наперед знать, что при каком слове у тебя должно быть на душе и в сердце, дабы - во время молитвословия — легко тебе было понимать и чувствовать;
-
если твоя летучая мысль во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся охранять внимание и возвращать мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает, опять возвращаться: повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве;
-
если же какое слово молитвы сильно подействует на душу, - остановись на нем и не читай далее, стой на этом месте вниманием и чувством, - напитай им душу свою, или теми помыслами, которыми оно будет производить, не разоряй сего состояния, пока оно не пройдет само: это знак, что дух молитвы у тебя начинает внедряться, а состояние это самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа.
в) Что делать после самой молитвы?
Когда кончишь свое молитвословие, не тотчас переходи к каким-то занятиям; но также хоть немного постой и подумай, что это тобою сделано и к чему это тебя обязывает, сохраняя после молитвы особенно то, что на тебя крепко подействовало. Самое свойство молитвы таково, что если хорошо помолишься, как следует, - то не захочешь скоро озабочиваться делами: кто вкусит сладкого, не захочет горького; а вкушение этой сладости молитвы есть есть цель молитвословия, и чрез это вкушение сладости молитвенной в молитвословии воспитывается молитвенный дух.
Исполняя эти немногие правила, скоро увидешь плоды молитвенного труда. Всякое молитвословие оставит след молитвы в душе — непрерывное продолжение его в том же порядке вкоренит ее, а терпение в этом труде привьет и дух молитвенный.
Вот первый — начальный — способ воспитания в нас молитвенного духа! Это сообразное со своим назначением совершение наших молитвсловий. Но это еще не все; здесь только полагается начало молитвенной науке. Надобно идти далее.
Навыкши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощью — по молитвенникам, - необходимо затем делать опыты и своего собственного возношения (т. е. обращение) к Богу, - доходить до того, чтоб душа сама, так сказать, своею речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему и Ему себя открывала и исповедовала, что в ней есть и чего она желает. И этому надо учить душу. Что должно длать, чтобы успеть в этой науке?
И навык с благоговением, вниманием и чувством молиться по молитвенникам к этому же приводит; ибо из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начинает исторгаться своя к Богу молитва.
Источник: свт. Феофан Затворник. Письма о молитве. М. Правило веры. 2008, Письмо 7(227)стр.30-35