О состоянии души по исходе из тела.
Св. Григорий Богослов
Всякая добрая и боголюбивая душа, как скоро по разрешении от сопряженнаго с нею тела освободится отселе, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающее её благо, а по очищении того, что её омрачало, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке, потому что избегла здешней жизни и свергла с себя лежавшия на ней оковы, которыми крылья ума влеклись долу. Тогда она в видении как бы пожинает уготованное ей блаженство. А потомъ, и соприрождённую себе плоть, с которою упражнялась здесь в любомудрии, от земли, её давшей и потом сохранившей, восприяв непонятным для нас образом и известным только Богу, их соединившему, ― вместе с ней вступает в наследие грядущей славы1.
Св. Макарий Египетский
Когда душа человеческая выйдетъ из тела, тогда совершается при сем великое некое таинство. Ибо, если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы, и тёмныя силы берут ту душу в собственную свою власть. И никто не должен удивляться сему, ― потому что, если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась, и была их рабой, то тем паче удерживается ими и в их останется власти, когда отходит изъ міра. А что касается до части благой, до должен ты представлять себе, что дело бываетъ так. При святых рабах Божиих еще ныне пребывают ангелы, и святые духи ихъ окружают и охраняютъ. И когда отходят от тела, тогда лики ангелов приемлют души их в собственную свою власть и приводят их к Господу2.
1Твор., т. I, М. 1889, слово 7, стр. 213.
2Беседы, М., 1852, беседа 22, стр. 237―238.