Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Преп. Іоаннъ Дамаскинъ († ок. 780 г.) 

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы [1].
 
 
 
 
 
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г.  Турция

Пріидите всѣ народы, весь родъ человѣческій, всякій языкъ, возрастъ и чинъ радостно прославимъ день рожденія всемірной радости. Если и язычники — когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли ихъ умъ и затмѣвали истину — проводили со всякою почестію дни рожденія своихъ царей, даже такихъ, которыхъ жизнь нерѣдко была порочна, принося имъ каждый посильные дары; то не болѣе ли мы должны почтить день рожденія Богоматери, чрезъ которую весь родъ человѣческій обновился и печаль праматери Евы перемѣнилась въ радость? Ева слышала опредѣленіе Божіе: въ болѣзнехъ родиши чада (Быт. 3, 16), а Маріи возвѣщено: радуйся, Благодатная! (Лук. 1, 18); той сказано: къ мужу твоему обращеніе твое, а этой: Господь съ Тобою! Но что мы принесемъ въ даръ Матери Слова, кромѣ слова? Да восторжествуетъ вся тварь и да прославитъ священнѣйшую лѣторасль священной Анны! Она родила міру неотъемлемое сокровище благихъ; чрезъ Нее вочеловѣчившійся Творецъ привелъ всю тварь въ лучшее состояніе. Человѣкъ, поставленный между міромъ духовнымъ и вещественнымъ, связываетъ собою все видимое твореніе съ невидимымъ; такъ и Творецъ — Слово Божіе, соединившись съ естествомъ человѣческимъ, соединился чрезъ Нее со всею тварію. Итакъ, прославимъ разрѣшеніе человѣческаго неплодія, потому что для насъ рушилась преграда къ блаженству.

Но почему Дѣва-Матерь родилась отъ неплодной? Потому-что чудесами должно было предуготовить путь къ единственной новости подъ солнцемъ, главнѣйшему изъ чудесъ, и постепенно восходить отъ меньшаго къ большему. Впрочемъ, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннѣе и божественнѣе, — именно: природа уступаетъ могуществу благодати и, объятая трепетомъ, останавливается, не смѣя идти далѣе. Такъ какъ Дѣва Богородица долженствовала родиться отъ Анны, то природа не дерзала предупредить сѣмени Благодати, но оставалась безплодною, доколѣ благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденнаго всей твари, въ Немъ же вся состоятся (Кол. 1, 15. 17). О блаженная чета, Іоакимъ и Анна! Вся тварь обязана вамъ благодарностію. Чрезъ васъ она принесла Творцу даръ всѣхъ даровъ драгоцѣннѣйшій — чистую Матерь, единую — достойную Творца. О всеблаженныя чресла Іоакима, изъ коихъ произошло святѣйшее сѣмя! О чистѣйшая утроба Анны, въ которой тихо зачался, образовался, и изъ которой родился плодъ святѣйшій! О чрево, носившее въ себѣ одушевленное небо, всѣхъ небесъ пространнѣйшее! О земля, принесшая обиліе хлѣба животнаго, какъ Самъ Христосъ сказалъ: аще зерно пшенично падъ на землю не умретъ, то едино пребываетъ! (Іоан. 12, 24). О сосцы, воздоившіе кормилицу Питателя міра. О чудеса чудесъ! О явленіе всѣхъ удивительнѣйшее! Такими-то чудесами должно было предуготовить путь къ неизглаголанному и снисходительному воплощенію Божію. Чтожъ далѣе скажу? Мой умъ выходитъ изъ себя самого: то страхъ, то удовольствіе занимаетъ душу; сердце волнуется, языкъ нѣмѣетъ. Изнемогаю отъ восторга; падаю предъ величіемъ чудесъ. Но сильное чувство сдѣлало меня вдохновеннымъ; умолкни страсть! удались страхъ! взыграй цѣвница духа: да возвеселятся небеса и радуется земля! (Пс. 95, 11).

Нынѣ отверзаются безплодныя врата и являются божественныя врата дѣвическія, изъ которыхъ и чрезъ которыя — по выраженію Павла, слышателя неизреченныхъ глаголовъ — сый надъ всѣми Богъ, облеченный плотію, входитъ во вселенную (Рим. 9, 5. Евр. 1, 6). Нынѣ отъ корня Іессеева прозяблъ жезлъ, изъ котораго произойдетъ Богоѵпостасный цвѣтъ для міра. Нынѣ изъ бреннаго естества уготовилъ Себѣ на землѣ небо Тотъ, который древле изъ водъ соткалъ и распростеръ по высотѣ твердь. Подлинно, это небо несравненно того божественнѣе и удивительнѣе; потому что на немъ возсіяло Солнце правды — Тотъ, который на небѣ утвердилъ солнце. Два въ Немъ естества, хотя неистово вооружаются противъ этого Акефалы; едина ѵпостась, хотя раздѣляютъ ее Несторіане. Вѣчный Свѣтъ отъ вѣчнаго Свѣта прежде вѣковъ происходящій, невещественный и безтѣлесный, воплощается отъ Дѣвы, и яко женихъ отъ чертога происходитъ — Богъ, содѣлавшійся земнороднымъ. Онъ радуется, яко исполинъ тещи путь нашей жизни, поспѣшая чрезъ страданія къ смерти, дабы связать крѣпкаго, и сосуды его расхитить (Матѳ. 12, 20), т. е. исхитить наше естество и заблудшую овцу привести на небесную пажить. Нынѣ тектоновъ сынъ вседѣтельное Слово Сотворшаго Имъ всяческая, крѣпкая мышца Бога Вышняго, Духомъ какъ-бы перстомъ Своимъ изощривъ притупленную сѣкиру природы, соорудилъ себѣ одушевленную лѣствицу, которой основаніе утверждено на землѣ, а верхъ касается самаго неба, и на которой утверждается Богъ, образъ которой видѣлъ Іаковъ, по которой Богъ, сошедши неизмѣненъ, или лучше сказать преклонивъ Себя, явися на земли и съ человѣки поживе (Вар. 3, 38). Это сошествіе означаетъ произвольное уничиженіе, жительство на землѣ, сообщеніе познанія о себѣ живущимъ на ней. Лѣствица духовная, т.-е. Дѣва, утверждена на землѣ: ибо Она родилась отъ земли; глава Ея касалась неба: ибо какъ всякой жены глава мужъ, а Сія не знала мужа, то глава Ея былъ Богъ и Отецъ, который осѣнивъ Ее Духомъ Святымъ, какъ-бы божественное духовное сѣмя, послалъ Сына Своего и Слово — всемогущую силу. Отецъ благоизволилъ, чтобы не чрезъ естественное сообщеніе, но отъ Духа Святаго и Дѣвы Маріи сверхъестественнымъ образомъ Слово содѣлалось плотію непреложно, и вселилось въ насъ; потому что сообщеніе Бога съ человѣками бываетъ посредствомъ Духа Святаго. Могій вмѣстити да вмѣститъ: имѣяй уши слышати да слышитъ. Удалимъ отъ себя понятія плотскія. Божество безстрастно, о человѣки! Отецъ, безстрастно родившій отъ начала по естеству, Того же Самаго Сына опять безстрастно раждаетъ по строительству спасенія людей, какъ свидѣтельствуетъ и Богоотецъ Давидъ, говоря: Господь рече ко Мнѣ: Сынь Мой еси Ты, Азъ днесь родихъ Тя (Пс. 2, 7). Слово днесь не можетъ относиться къ предвѣчному рожденію, такъ какъ оно внѣ времени.

Нынѣ устроены святыя врата со стороны востока, чрезъ которыя Христосъ внидетъ и изыдеть, и врата сiи будутъ заключены (Іезек. 44, 1. 2), въ которыхъ Христосъ есть дверь овцамъ. Ему имя Востокъ; чрезъ Него мы получили доступъ къ Отцу, источнику свѣта. Нынѣ повѣяли тихіе вѣтры, предвѣстники всемірной радости. Да возвеселятся небеса — горѣ и да возрадуется земля— долу, и да восплещетъ всемірное море въ веселіи! въ немъ раждается раковина, которая, чрезъ вышнее божественное сіяніе, зачнетъ во чревѣ и родитъ драгоцѣннѣйшую жемчужину — Христа. Изъ Нея Царь славы, облеченный въ порфиру плоти, изыдетъ къ плѣнникамъ проповѣдать отпущеніе. Да торжествуетъ природа! раждается Агница, чрезъ которую Пастырь содѣлается агнцемъ и раздеретъ одежду древней мертвенности. Да играетъ дѣвство! родилась Дѣва, которая — по словамъ Исаіи — зачнетъ во чревѣ и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, т. е. съ нами Богъ. Знайте, Несторіане, и покоряйтеся, яко съ нами Богъ! Не человѣкъ, не Ангелъ, но Самъ Богъ пріидетъ и спасетъ насъ. Благословенъ грядый во имя Господне; Богъ Господь и явися намъ. Составимъ праздникъ въ честь рожденія Богородицы. Бозвеселись Анна, неплоды, не раждающая, возгласи и возопій не чревоболѣвшая. Возрадуйся Іоакимъ: отъ дщери твоей Отроча родися намъ Сынъ и дадеся намъ; и нарицается имя Его Ангелъ великаго совѣта о всемірномъ спасеніи, Ботъ крѣпкій. Да посрамится Несторій и да зажметъ рукою уста свои! Отроча — Богъ: какъ-же не Богородица родившая Его? «Кто не исповѣдуетъ святую Дѣву Богородицею, тотъ безбожникъ». Это — не мои слова, хотя я привожу ихъ въ моемъ словѣ: ихъ, какъ священное наслѣдіе, я получилъ отъ отца Григорія Богослова.

О блаженнѣйшая и непорочнѣйшая чета, Іоакимъ и Анна! Отъ плода чрева вашего мы познаемъ васъ, какъ нѣгдѣ сказалъ Господь: отъ плодовъ ихъ познаете ихъ. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Поживъ цѣломудренно и праведно, вы произвели на свѣтъ украшеніе дѣвства: прежде рождества Дѣву, въ рождествѣ Дѣву, и по рождествѣ Дѣву — единую и по уму, и по душѣ, и по тѣлу приснодѣвственную. Отъ непорочности и долженствовала процвѣсти Дѣва, чтобы, по благоволенію безтѣлесно Родившаго, тѣлесно произвесть на свѣтъ одинъ единородный Свѣтъ, не раждающій, но всегда раждаемый, котораго особенное личное свойство есть раждаемость. О, какихъ чудесъ и какого завѣта сдѣлалась виновницею сія Отроковица! Порожденіе неплодія, дѣвство раждающее, соединеніе Божества и человѣчества, страсти и безстрастія, жизни и смерти, чтобы во всемъ этомъ худшее побѣждено было лучшимъ. И это все для моего спасенія, Господи! Такъ Ты возлюбилъ меня, что не чрезъ Ангеловъ, не чрезъ другую какую-либо тварь содѣлалъ мое спасеніе, но какъ создалъ, такъ возсоздалъ меня Ты Самъ! Поэтому играю, пою, веселюсь, опять возвращаюсь къ источнику чудесъ и, увлекаемый восторгомъ, опять ударяю въ цѣвницу духа и пою священный гимнъ рожденію.

О чистѣйшая чета разумныхъ горлицъ — Іоакимъ а Анна! Соблюдая предписываемую закономъ природы непорочность, вы удостоились того, что выше силъ природы. Вы родили міру неискусомужную Матерь Божію; провождая жизнь благочестивую и праведную въ естествѣ человѣческомъ, родили нынѣ дщерь высшую Ангеловъ, Владычіщу Ангеловъ. О дщерь благолѣпнѣйшая и сладчайшая! О лилія, среди изсохшихъ стеблей возросшая отъ благороднѣйшаго царскаго корня Давидова! Чрезъ Тебя царство обогатилось священствомъ. Чрезъ Тебя содѣлалось премѣненіе закона и открылся сокровенный подъ письменемъ духъ его, когда священническое достоинство изъ колѣна Левіина перешло въ Давидово. О роза, отъ терній Іудейскихъ процвѣтшая и своимъ божественнымъ благоуханіемъ все исполнившая! О дщерь Адамова и Матерь Божія! Блаженны чресла и чрево, изъ которыхъ Ты произошла! Блаженны руки, носившія Тебя, и уста, наслаждавшіяся Твоими чистѣйшими лобзаніями, — уста однихъ только родителей, чтобы Ты всегда и во всемъ пребыла Дѣвою. Нынѣ начало спасенія міру. Воскликните Господеви вся земля, воспойте, возрадуйтесъ и вострубите! Возвысьте гласъ свой, возвысьте, — не бойтесь! ибо родилась намъ Матерь Божія въ святомъ дворѣ овчемъ, отъ которой благоизволилъ родиться Агнецъ Божій, вземлющій грѣхъ міра. Взыграйте горы — существа разумныя, стремящіяся на высоту духовнаго созерцанія! Раждается преславная гора Господня, высотою и мѣстомъ превосходящая всякій холмъ и всякую гору, — величіе Ангеловъ и человѣковъ, отъ которой безъ рукъ тѣлеснымъ образомъ благоизволилъ отсѣчься краеугольный камень — Христосъ, едина ѵпостась, соединяющая въ себѣ различныя естества — Божеское и человѣческое, и созидающая Ангеловъ и человѣковъ, язычниковъ и плотскаго Израиля, въ единаго духовнаго Израиля: гора Божiя, гора тучная, гора усыренная, гора тучная: гора, юже благоволи Богъ жити въ Ней (Пс. 67, 16-18); колеснща Божія тмами темъ тысяча гобзующихъ благодатію божественною, то есть, Херувимовъ и Серафимовъ; верхъ Синая святѣйшій, который покрываетъ не дымъ, не мракъ, не буря, не страшный огнъ, но свѣтлое блистаніе всесвятаго Духа. Тамъ слово Божіе на каменныхъ доскахъ начертало законъ Духомъ, какъ-бы перстомъ своимъ, а здѣсь само Слово Божіе воплотилось отъ Духа Святаго и дѣвственныхъ кровей и дало само Себя нашему естеству дѣйствительнѣйшимъ врачевствомъ спасенія. Тамъ манна, здѣсь услаждающій манну. Да поклонится великолѣпная скинія, построенная Моѵсеемъ въ пустынѣ изъ драгоцѣннаго вещества всякаго рода и прежде нея бывшая скинія праотца Авраама, — да поклонится одушевленной и умной Скиніи Божіей! Эта содѣлалась не только мѣстомъ особеннаго дѣйствія Божія, но существеннымъ вмѣстилищемъ ѵпостаснаго Сына и Бога. Да сознаетъ свое ничтожество предъ Нею позлащенный отвсюду кивотъ, и носящая манну златая стамна, и свѣтильникъ, и трапеза, и все древнее! Все это потому только важно было, что прообразовало скинію духовную, такъ какъ тѣнь истиннаго первообраза.

Нынѣ вседѣйствующій Богъ Слово, исшедшій изъ лона Отча, составилъ новый свитокъ, написанный Духомъ — языкомъ Божіимъ, какъ бы тростію. Онъ данъ былъ человѣку, знающему письмена, но этотъ не разумѣлъ его: т. е. Іосифъ не позналъ ни Маріи, ни силы самаго таинства. О дщерь Іоакима и Анны священнѣйшая, укрытая отъ властей и силъ и разженныхъ стрѣлъ лукаваго, жившая въ чертогѣ Духа и соблюденная непорочною въ невѣсту Божію и по естеству Матерь Бога! О дщерь священнѣйшая, еще въ объятіяхъ матернихъ покоющаяся, но страшная для силъ отпадшихъ! О дщерь священнѣйшая, млекомъ матернимъ питаемая и Ангелами окружаемая! О дщерь Боголюбезная, слава родителей! Тебя ублажатъ вси роди, какъ Сама Ты о Себѣ истинно сказала (Лук. 1, 48). О дщерь, достойная Бога, украшеніе естества человѣческаго и исправленіе праматери Евы! Твоимъ дѣторожденіемъ она возстала отъ паденія. О дщерь всесвятая, украшеніе женъ! Хотя Ева сдѣлалась первою преступницею, и чрезъ нее, послужившую для змія орудіемъ паденія прародителя, смерть вошла въ міръ; но Марія, покорная волѣ Божіей, Сама искусила змія-прельстителя и ввела въ міръ безсмертіе. О дщерь приснодѣвственная, безъ мужа зачавшая, такъ какъ во чревѣ Тобою носимый имѣетъ Отца вѣчнаго! О дщерь земнородная, въ Богородительскихъ объятіяхъ носившая Создателя! Цѣлые вѣки состязались, кому достанется слава Твоего рожденія; но предопредѣленный совѣтъ Бога, Творца вѣковъ, побѣдилъ эту борьбу вѣковъ, и послѣдніе сдѣлались первыми, осчастливленные Твоимъ рожденіемъ. Поистинѣ, Ты содѣлалась честнѣйшею всѣхъ тварей: отъ Тебя одной Творецъ занялъ часть — основаніе нашего естества; плоть Его изъ Твоей плоти, и кровь изъ Твоихъ кровей; млекомъ сосцевъ Твоихъ питался Богъ, и уста Твои лобызали уста Божіи. О непостижимыя и неизглаголанныя чудеса! Богъ всяческихъ, предузнавъ достоинство Твое, возлюбилъ Тебя, — возлюбивъ предуставилъ и въ послѣдокъ временъ исполнилъ предопредѣленное, содѣлавъ Тебя Богородицею, Матерію и Питательницею Сына Своего и Слова.

Справедливо говорятъ, что противное служитъ лекарствомъ для противнаго; но нельзя сказать, чтобы изъ противнаго происходило противное, — хотя каждая вещь заключаетъ въ себѣ нѣчто какъ-бы противное своему свойству, отъ преизбытка того, отъ чего она произошла. Напримѣръ, какъ грѣхъ, посредствомъ добраго причинившій мнѣ смерть, крайне такимъ образомъ сталъ пагубенъ (Рим. 7, 3); такъ виновникъ всякаго добра (Богъ), какъ-бы посредствомъ противнаго, устроилъ то, что сдѣлано для нашего спасенія. Идѣже умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Еслибы мы сохранили первое соединеніе съ Богомъ, то не удостоились бы лучшаго и превосходнѣйшаго; а нынѣ хотя, по причинѣ грѣха, и недостойны сдѣлались прежняго съ Нимъ общенія, не сохранивъ того, что получили; но по милосердію Божію помилованы и опять приняты въ такое общеніе съ Нимъ, котораго никто не силенъ расторгнуть, такъ какъ принявшій насъ силенъ сохранить его неразрывнымъ. Было время, когда земля находилась въ глубокомъ растлѣніи и народъ Божій, увлеченный духомъ соблазна, оставилъ Господа Бога своего — Того каторый стяжалъ его Себѣ рукою крѣпкою и мышцею высокою, въ знаменіяхъ и чудесахъ извелъ изъ дома рабства Фараонова, провелъ чрезъ Чермное море и руководствовалъ его на пути въ облакѣ днемъ и всю ночь во свѣтѣ огня; когда Израиль обращался сердцемъ своимъ въ Египетъ, и такимъ образомъ сдѣлался народъ Господень не народомъ Господнимъ, помилованный — непомилованнымъ, возлюбленный — невозлюбленнымъ. Поэтому нынѣ раждается Дѣва, чуждая прародительскаго тлѣнія, обручается Самому Богу, раждаетъ милосердіе Божіе, и не народъ Божій становится народомъ Божіимъ, непомилованный получаетъ милость, невозлюбленный дѣлается возлюбленнымъ, — потому что изъ Нея раждается Сынъ Божій возлюбленный, въ которомъ все благоволеніе Божіе.

Плодоносная лоза прозябла отъ Анны, и созрѣлъ сладчайшій гроздъ, источающій сладкое питіе земнороднымъ въ жизнь вѣчную. Іоакимъ и Анна посѣяли себѣ въ правду и пожали плодъ жизни; они зажгли для себя свѣтильникъ вѣдѣнія и взыскали Господа, — и явилось имъ прозябеніе правды. Веселись земля и сыны Сіоновы возрадуйтесь о Господѣ Богѣ вашемъ! Пустыня процвѣла; безплодная изнесла плодъ свой. Іоакимъ и Анна какъ умныя горы, искапали сладость. Радуйся, блаженнѣйшая Анна, что ты родила дщерь: эта дщерь есть Матерь Божія, — дщерь свѣта, источникъ жизни, избавленіе женъ отъ осужденія. Богатыя изъ народа будутъ умолять сію дщерь (Пс. 44, 13), цари народовъ съ дарами придутъ и поклонятся Ей. Эту дщерь Ты приведешь къ Всецарю — Богу, облеченную благолѣпiемъ добродѣтелей, какъ златотканною одеждою и украшенную благодатію Духа. Слава Ея внутрь. Всякой другой жены слава — мужъ, отвнѣ приходящій; но слава Богоматери внутрь; это — плодъ Ея чрева. О вожделѣнная и треблаженная дщерь! Благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего! О дѣва — дщерь царя Давида и Матерь Всецаря Бога! О Божественный одушевленный образъ, на который Творецъ Богъ благоволительно взираетъ; ибо у Ней умъ, Богомъ управляемый и къ одному Богу направленный; все желаніе устремлено къ Единому достойному желанія и любви; ненависть — только ко грѣху и виновнику онаго. Ты будешь имѣть жизнь лучшую жизни естественной, будешь имѣть ее не для Себя только Самой, потому что Ты не для Себя Самой только рождена. Ты будешь жить для Бога, котораго благодатію вступила въ жизнь, чтобы послужить спасенію всего міра, чтобы чрезъ Тебя исполнился древній совѣтъ Божій о воплощеніи Слова и нашемъ обоженіи. Твое сердце насладится словомъ Божіимъ и напоится имъ, какъ плодовитая маслина въ дому Божіемъ, какъ древо, насажденное при истокахъ водъ Духа, какъ древо жизни, которое дастъ плодъ свой въ предопредѣленное время, то есть воплотившагося Бога, вѣчный животъ всѣхъ. Всѣ помышленія Ея душеполезны, свободны отъ всего излишняго, удаляющіяся отъ всего душепагубнаго; очи Ея всегда устремлены къ Господу, созерцая вѣчный и неприступный свѣтъ; уши, чрезъ которыя вошло воплощающееся Слово, настроены къ слушанію слова Божія, услаждаются сладкогласною цѣвницею Духа; ноздри обоняютъ благоуханіе мастей Жениха, который есть Божественное мѵро, свободно изливающееся и помазующее человѣчество свое: ибо мѵро изліянное имя Твое, говоритъ Священное Писаніе (Пѣсн. 1, 2); уста восхваляютъ Господа и облобызаютъ Его уста; языкъ и гортань разсуждаютъ о словѣ Божіемъ и изливаютъ божественную сладость; сердце чисто и непорочно, зрящее и вожделѣющее чистѣйшаго Бога; чрево, въ которомъ обиталъ Невмѣстимый, и сосцы, млекомъ питающіе Бога-младенца Іисуса; дверь Божія приснодѣвственная; руки, носившія Бога, и колѣна — престолъ, превысшій Херувимовъ, коими сильны были слабыя руки и немощныя колѣна; ноги, управляемыя закономъ Божіимъ, какъ свѣтильникомъ свѣта, и неуклонно ему послѣдующія, пока приведутъ любимаго къ любящей. Вся — чертогъ Духа; вся — градъ Бога живаго, который веселятъ устремленія рѣчная, т. е. струи благодати Святаго Духа; вся — добра; вся — близъ Бога: потому что восшедши превыше Херувимовъ и будучи превознесена надъ Серафимами, Она приблизилась къ Богу.

О чудо выше всѣхъ чудесъ! Жена сдѣлалась высшею Серафимовъ, потому что Богъ явился малымъ чѣмъ умаленъ предъ Ангелами. Да умолкнетъ премудрый Соломонъ, да не говоритъ, что нѣтъ ничего новаго подъ солнцемъ! О Богоблагодатная Дѣва, храмъ Бога святый, который построилъ и въ которомъ вселился духовный Соломонъ — Начальникъ мира; храмъ, украшенный не золотомъ и камнями бездушными, но вмѣсто золота сіяющій Духомъ, вмѣсто драгоцѣнныхъ камней имѣющій многоцѣнную жемчужину — Христа, угль Божества! Умоли Его коснуться устамъ нашимъ, чтобы мы, очистившись, воспѣли Его съ Отцемъ и Святымъ Духомъ. Святъ, Святъ, Святъ, Господь Саваоѳъ, едино Божество въ трехъ лицахъ! Святъ Богъ и Отецъ, благоволившій въ Тебѣ и изъ Тебя совершиться таинству, прежде вѣкъ предопредѣленному. Святъ Крѣпкій, Сынъ Божій и Богъ Единородный, произведшій Тебя нынѣ отъ безплодной Матери, чтобы Самому, Единородному изъ Отца и Первородному всея твари, родиться такъ-же Единороднымъ изъ Тебя, Дѣвы Матери, и Первороднымъ во многихъ братіяхъ, подобно намъ пріобщившись изъ Тебя плоти и крови. Но Онъ произвелъ Тебя не изъ одного отца или одной матери для того, чтобы совершенная единородность была особенною принадлежностью одного единороднаго; ибо Онъ одинъ есть Единородный изъ единаго Отца и одинъ Единородный изъ единой Матери. Святъ Безсмертный, всесвятый Духъ, росою Божества Своего сохранившій Тебя невредимою отъ огня божественнаго — какъ прообразовала Моѵсеева купина.

Радуйся, овчая купель (Виѳезда), священнѣйшій храмъ Божіей Матери! Радуйся, овчая купель, праотеческое жилище Царицы! Радуйся, овчая купель — древнее сборище овецъ Іоакимовыхъ, а нынѣ Церковь небообразная словеснаго Христова стада, древде однажды въ годъ принимавшая Ангела Божія, возмущавшаго воду, и только одного больнаго возвращавшая отъ болѣзни къ здравію, а нынѣ вмѣщающая цѣлый сонмъ силъ небесныхъ, восхваляющихъ съ нами Богоматерь, бездну чудесъ, источникъ всемірнаго врачеванія. Она приняла не служебнаго Ангела, но Ангела великаго совѣта, который сошелъ, какъ благодатный дождь на руно, безъ шума, и все страждущее, къ истлѣнію клонившееся, естество возвраталъ къ здравію невредимому и жизни нестарѣемой. Силою Его лежавшій въ Тебѣ разслабленный человѣкъ вскочилъ какъ елень. Радуйся, честная овчая купель, да умножится благодать Твоя! Радуйся, Марія, сладчайшая дщерь Анны! (любовь опять влечетъ меня къ Тебѣ). Какими словами изображу величественную Твою поступь, одежду, красоту лица Твоего, зрѣлый умъ въ младенческомъ тѣлѣ? Одежда скромная, чуждая роскоши и нѣги; поступь важная, спокойная, твердая; нравъ степенный, не чуждый веселости, но неприступный для мужчинъ: свидѣтель тому страхъ, объявшій Тебя при нечаянномъ привѣтствіи Ангела. Тиха и покорна родителямъ. Мысль смиренная, но погруженная въ высшія созерцанія. Рѣчь пріятная, льющаяся изъ незлобиваго сердца. Какъ же назвать Тебя, если не жилищемъ достойнымъ Бога? Достойно ублажаютъ Тебя всѣ роды, какъ избранное украшеніе человѣчества. Ты слава священниковъ, упованіе христіанъ, многоплодная отрасль дѣвства: отъ Тебя повсюду развился цвѣтъ его. Благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего! Исповѣдующіе Тебя Богородицею — благословенны, неисповѣдующіе — прокляты!

О священная чета, Іоакимъ и Анна! Примите отъ меня слово въ честь Рождества Богородицы. О дщерь Іоакима и Анны, Владычица! Прими слово отъ раба грѣшнаго, но исполненнаго пламенной любви и Тебя одну стяжавшаго радостную надежду, предстательницу жизни, ходатаицу у Сына Твоего и несомнѣнный залогъ спасенія. Сними съ меня тяжкое бремя грѣховъ; разсѣй мрачное облако, облежащее умъ мой; смягчи земную грубость во мнѣ; останови искушенія; управь счастливо жизнь; руководствуй къ небесному блаженству. Даруй миръ міру и всѣмъ православнымъ жителямъ града сего совершенную радость и вѣчное спасеніе, молитвами родителей Твоихъ и всея Церкви. Буди, буди.

Радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою! Благословенна Ты въ женахъ и благословенъ плодъ чрева Твоего — Іисусъ Христосъ Сынъ Божій! Ему слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ въ безконечные вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе: 
[1] Слово на Рождество Пресвятой Богородицы св. Іоанна Дамаскина, помѣщенное въ Христ. Чт. 1828 г. ч. XXXI, стр. 227-249, повѣрено и исправлено по греческому тексту. Оно первое въ числѣ Словъ св. отца на этотъ праздникъ. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. XCVI. col. 661-680.

Печатается по изданiюИзбранныя слова святыхъ отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. – Изданiе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. – СПб.: Въ Типографiи А. И. Траншеля, 1869. – С. 15-28.



Подписка на новости

Последние обновления

События