Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

БЕСѢДЫ (ОМИЛІИ) СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРІЯ ПАЛАМЫ. 
(Часть 3-я. Пер. архим. Амвросія (Погодина). Монреаль, 1984).

 

БЕСѢДА 
о томъ, что совершается въ чинопослѣдованіи Таинства Крещенія; въ ней же говорится и о покаяніи и о словахъ о семъ предметѣ, сказанныя Іоанномъ Крестителемъ. Произнесена была въ навечеріи праздника Богоявленія  
[1].

1. Покаяніе является началомъ и серединой и концомъ христіанскаго образа жизни: поэтому оно взыскуется и долженствуетъ быть и прежде святаго крещенія и въ святомъ крещеніи и послѣ святаго крещенія. При божественномъ крещеніи отъ насъ требуется отчетъ: потому что оно является торжественнымъ обѣщаніемъсъ нашей стороны имѣть добрую совѣсть передъ Богомъ и договоромъ и обязательствомъ проводить богоугодную жизнь и имѣть образъ жизни пріятный Богу. Потому что, увѣровавъ, мы соединяемся съ благимъ и преблагимъ Христомъ, отрекаясь отъ лукаваго и вселукаваго врага, и обѣщаемъ держаться всѣми силами благотворныхъ Божіихъ заповѣдей, при этомъ удерживаясь отъ всякаго злаго намѣренія и дѣла; итакъ, вопрошаемы, мы отвѣчаемъ или непосредственно сами или черезъ нашихъ воспріемниковъ [2], какъ это бываетъ при крещеніи младенцевъ, — что то, во что мы увѣровали, это самое мы съ любовью приняли въ душу, и мысленно дали обѣтъ (или: заключили договоръ). И поскольку, согласно Апостолу: «Сердцемъ убо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе» (Рим. 10, 10), то совершивъ доброе исповѣданіе устами, мы получаемъ спасеніе въ Банѣ Пакибытія [3].

/с. 190/

 

 

2. Поскольку же и божественную сію купель и все то, что связано съ ней, большинство, получая въ младенческомъ возрастѣ, не сознаютъ значеніе совершаемаго Таинства, то, давайте, теперь, когда и наступающій Праздникъ сего требуетъ, мы вкратцѣ откроемъ слуху всѣхъ насъ: въ чемъ заключается сіе значеніе. Потому что, думаю, что не малая будетъ польза, особенно же для слушающаго со вниманіемъ, отъ воспоминанія и изслѣдованія всего того, что священно совершается въ божественномъ (святомъ) крещеніи. Потому что благодаря приведенію сего на память, осознавъ, что нѣчто изъ принятыхъ при ономъ обязательствъ мы позднѣе презрѣли (нарушили) или чему-либо и даже начала не привели въ дѣло, мы путемъ покаянія исправимъ это. — Итакъ, іерархъ, поучивъ приступающаго, ищущаго крещенія, сначала самъ внутренно настроившись въ добрѣ, какъ подражатель любящаго добро Владыки, духовно возсылаетъ благодареніе Богу, Единому Хотѣтелю и Промыслительному Подателю всякаго блага. Затѣмъ онъ созываетъ сущую въ его распоряженіи Церковь: т. е. со-празднующихъ и содѣйствующихъ спасенію приходящаго къ святому крещенію, — и ставъ вмѣстѣ съ іереями у Священной Трапезы, дабы вмѣстѣ съ ними совершить явное благодареніе [4], послѣ сего, выйдя, общественно вопрошаетъ пришедшаго: чего желая, онъ пришелъ въ Церковь? — Когда же тотъ отвѣтилъ, — или самъ по себѣ или, если это малолѣтній ребенокъ, — что желаетъ при его посредничествѣ и содѣйствіи быть Божіимъ и получить божественное (таинство); на это іерархъ ему говоритъ: «Поелику имаши приступити къ истинному и совершенному и безгрѣшному Богу, то долженствуетъ, дабы и твое приступаніе было соотвѣтствующимъ сему, а также принятіе на себя обязательствъ и дальнѣйшая твоя жизнь, т. е. подобаетъ, чтобы это было истиннымъ, цѣльнымъ и безукоризненнымъ»; и такимъ образомъ указавъ ему, въ чемъ состоитъ образъ жизни по Евангелію Христову, онъ опять вопрошаетъ его: дѣйствительно ли онъ готовъ жить такимъ образомъ? Когда же тотъ подтвердитъ это, святитель его знаменуетъ (осѣняетъ крестнымъ знаменіемъ) и предписываетъ священникамъ удостоить его внесеніемъ его имени въ списокъ (православныхъ христіанъ), такимъ образомъ вчиняя его въ число спасающихся, /с. 191/ какъ человѣка возлюбившаго животворящій образъ жизни. Затѣмъ, помолившись опять Богу, іерархъ заповѣдуетъ ему снять съ себя всѣ одежды и, поставивъ его лицомъ на западъ, какъ бы самымъ жестомъ, отвергнуть и дунуть и отречься отъ сатаны; и это отреченіе, путемъ вопроса (со стороны епископа крещающемуся) совершается трижды. Обозначаетъ же сіе обнаженіе отъ одежды — отверженіе древняго человѣка и его нечестивой жизни; а то, что онъ смотритъ на западъ, обозначаетъ самымъ жестомъ отвергнуть уклоненіе въ мрачный грѣхъ; дуновеніемъ же онъ это показываетъ: выдыхая и отвергая и какъ бы отбрасывая вонъ діаволу, какъ его собственность, приверженность къ нему; троекратнымъ же исповѣданіемъ отреченія обозначаетъ твердое и полнѣйшее притеченіе отъ супостата къ Богу. По окончаніи сего, святитель велитъ имѣющему быть крещеннымъ повернуться на востокъ и, простерши руки, сочетаться со Христомъ, дѣлая это путемъ троекратнаго вопрошенія (со стороны епископа къ крещаемому). Смотрѣніе же на востокъ изображаетъ взираніе къ божественному Свѣту человѣка бѣгущаго отъ зла; вздыманіе рукъ знаменуетъ молитву, стяжавшую дерзновеніе («пепаррисіасмэнинъ просэвхинъ»); то, что крещающійся исповѣдуетъ три раза свою рѣшимость быть причисленнымъ ко Христу, представляетъ незыблемость его завѣта съ Богомъ. Такимъ образомъ, его, — удалившагося отъ всякаго зла и пришедшаго всѣми силами къ всесовершенному Добру, — святитель три раза знаменуетъ (помазуетъ въ формѣ крестнаго изображенія на челѣ) святымъ елеемъ помазанія и предоставляетъ священникамъ совершить помазаніе остальныхъ частей тѣла. Это помазаніе обозначаетъ приготовленіе крещающагося къ священнымъ подвигамъ, на основаніи чего слѣдуя по стопамъ Перваго Свидѣтельствовашаго при Понтійскомъ Пилатѣ — Христа, таинственно умираетъ вмѣстѣ съ Нимъ, становясь мертвымъ грѣху. Божественное крещеніе является символомъ (знаменіемъ) Его смерти. Послѣ же священнаго помазанія, онъ немедленно приводится къ священной купели, чтобы предъосвятиться («прокатагіастиси») многовидными и всесвященными дѣйствіями и молитвенными призываніями; затѣмъ іерархъ крещаетъ пришедшаго, три раза погружая его въ воду, при каждомъ погруженіи призывая каждую въ отдѣльности изъ Трехъ Покланяемыхъ (Божественныхъ) Ѵпостасей.

/с. 192/

3. Вода имѣетъ въ себѣ очистительное свойство, но не — въ отношеніи душъ; и для погружаемаго въ нее она обладаетъ свойствомъ смыть загрязненія, но не — скверны, происшедшія на основаніи грѣха; посему — чтобы даровать ей такія свойства [5]въ нее погружается, ради насъ, крещаемый Врачъ и душъ и Отецъ духовъ, взимающій грѣхъ міра Христосъ, Крещеніе Котораго мы и предпразднуемъ сегодня. Потому что вмѣстѣ съ Собою Онъ внѣдрилъ въ воду благодать Пресвятаго Духа, которую привлекъ свыше, чтобы для крещаемыхъ затѣмъ въ Него, погружаемыхъ въ воду, въ ней находился Самъ Онъ и Духъ Его, сообщающій Себя имъ неизреченно и усваиваемый ими и исполняющій очистительной и просвѣщающей разумныя существа благодатію; и это — то, что говоритъ божественный Павелъ: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Три погруженія въ воду бываютъ во имя спасительнаго призыванія Живоначальной Троицы, но и изображаютъ тридневное погребеніе Господне. Погруженіямъ же слѣдуютъ равночисленныя восхожденія изъ воды: потому что иначе не могли бы совершаться и три погруженія; въ равной же мѣрѣ означаютъ они и воскресеніе (или: востаніе) отъ грѣха трехчастности души, и возведеніе въ нетлѣніе сихъ трехъ: ума, души, а также и тѣла: такъ что въ божественномъ крещеніи можно видѣть и смерть и жизнь, погребеніе и воскресеніе, по образу Господа, Который «еже умре единою; а еже живетъ, Богови живетъ» (Рим. 6, 10); что и Самъ Онъ говоритъ: «Яко грядетъ міра сего князь, и во Мнѣ не обрящетъ [6] ничесоже» (Ін. 14, 30); такъ долженствуетъ быть и по отношенію къ намъ, крестившимся въ Его смерть; потому что, путемъ божественнаго крещенія, умеревъ грѣху, мы должны жить Богу, путемъ добродѣтели, дабы князь мрака, придя и ища, не нашелъ бы въ насъ ничего угоднаго ему. И какъ, послѣ того, какъ Христосъ восталъ отъ мертвыхъ, «смерть Имъ ктому не обладаетъ» (Рим. 6, 9), такъ и намъ, послѣ востанія, путемъ божественнаго крещенія, отъ грѣховнаго паденія, долженствуетъ имѣть тщаніе больше уже не быть обладаемыми грѣхомъ. «Яко елицы во Христа Іисуса крестихомся, въ смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещеніемъ [7], да /с. 193/ якоже воста Христосъ отъ мертвыхъ славою Отчею, тако и мы во обновленіи жизни ходити начнемъ» (Рим. 6, 3). 
 

4. Посему и іерархъ, облачивъ крестившагося въ свѣтлую одежду и помазавъ божественнымъ мѵромъ и содѣлавъ его причастникомъ Христова Тѣла и Крови, отпускаетъ, явивъ его чадомъ Свѣта, на основаніи сего ставшаго единымъ тѣломъ со Христомъ и причастникомъ Божественнаго Духа; потому что мы и возрождаемся и становимся сынами Божіими, небесными — вмѣсто земныхъ: и вѣчными — вмѣсто привременныхъ, послѣ того какъ Богъ таинственно всадилъ въ сердца наши небесную благодать и печать усыновленія, помазаніемъ божественнаго сего мира знаменуя насъ и печатлѣя Всесвятымъ Духомъ въ день Искупленія, если только сіе исповѣданіе мы сохранимъ до конца незыблемымъ и обѣщанія исполнимъ дѣлами, а если бы что не сдѣлали, возмѣстимъ это покаяніемъ. Посему и послѣ божественнаго крещенія требуются дѣла покаянія; если же оно отсутствуетъ, то наши слова обѣщанія Богу не только не способствуютъ намъ, но и идутъ намъ въ осужденіе. — «Лучше есть тебѣ еже не обѣщаватися, нежели обѣщавшуся тебѣ, не отдати» (Еккл. 5, 4); и какъ говоритъ корифей Апостоловъ, Апостолъ Петръ: — «Лучше бѣ имъ не познати пути правды, нежели познавшимъ, возвратитися вспять отъ преданныя имъ святыя заповѣди. Случися бо имъ истинная притча: песъ возвращся на свою блевотину: и, свинія омывшися, въ калъ тинный» (2 Петр. 2, 21; Притч. 26, 11); другой же изъ Апостоловъ говоритъ: — «Покажи ми вѣру твою отъ дѣлъ твоихъ» (Іак. 2, 18); и: — «Кто вѣренъ? — да покажетъ отъ добраго житія вѣру свою» (Іак. 3, 13 парафр.). Самъ же Господь говоритъ: «Что Мя зовете: Господи, Господи! — и не творите яже глаголю?» (Лк. 6, 46). Потому что Богъ, будучи живымъ и истиннымъ, и отъ насъ требуетъ истинныхъ обѣщаній, и вѣру живую, а не мертвую; а вѣра безъ дѣлъ мертва есть(Іак. 2, 26). 
 

5. Но поскольку покаяніе является началомъ и концомъ христіанскаго образа жизни, то посему Господень Предтеча и Креститель, полагая начало образа жизни по Христу, проповѣдывалъ говоря: «Покайтеся, приближи бо ся царствіе небесное» (Мѳ. 3, 3). И Самъ Господь, Совершенство всего прекраснаго, проповъдуя, говорилъ то же самое [8]. Покаяніе /с. 194/ же заключается въ томъ, чтобы возненавидѣть грѣхъ и возлюбить добродѣтель, и уклониться отъ зла и сотворить благо; предшествуетъ же сему самопорицаніе за свои прегрѣшенія и раскаяніе предъ Богомъ и устремленіе къ Нему съ сокрушеннымъ сердцемъ и вверженіе себя въ пучину Его щедротъ, признавая себя недостойнымъ считаться въ числѣ сыновъ Божіихъ, какъ и Блудный Сынъ, каясь, говорилъ: «Господи, несмь достоинъ нарещися сынъ Твой: сотвори мя яко единаго отъ наемникъ Твоихъ» (Лк. 15, 19). Посему и Господень Предтеча и Креститель, представляя всѣмъ людямъ царство небесное, свидѣтельствуетъ о томъ, что оно приблизилось, дабы, вотъ, по причинѣ величія божественнаго и небеснаго царства, люди сочли себя недостойными его и порицали себя, что и бываетъ началомъ спасенія для всякаго и исходной точкой обращенія къ Богу. Но и сѣкирою онъ угрожаетъ и рѣшительно утверждаетъ, что она лежитъ при корнѣ дерева, угрожая вотъ-вотъ посѣченіемъ его; посѣченіе же есть приговоръ Божій на оправдывающихъ самихъ себя и грѣшащихъ безъ всякаго раскаянія, согласно которому (приговору), вырванные и изъ здѣшней и изъ будущей жизни, они отсылаются въ мрачную и неугасающую геенну. Посему и неугасимымъ горѣніемъ угрожаетъ Креститель, имѣющимъ объять тѣхъ послѣ посѣченія, являя чрезъ это — весь ужасъ Божіяго гнѣва и оное вѣчное мученіе, — чтобы этимъ обратить въ чувство оный безчувственный народъ, а также и позднѣйшихъ людей, подобныхъ имъ. 
 

6. Предтеча Господень побуждалъ не только къ началу покаянія, которое выражается въ отстраненіи отъ зла и въ полезномъ сокрушеніи сердца, но требуетъ и плодовъ, достойныхъ покаянія. Какіе же это плоды? — Прежде всего, это — исповѣдь; что и дѣлали приходящіе въ то время къ Іоанну Крестителю. Потому что говорится: «Исхождаху и крещахуся во Іорданѣ, исповѣдающегрѣхи своя» (Мѳ. 3, 5-6). Затѣмъ: праведность, твореніе милостыни, умѣренность, любовь, истина; какъ онъ говоритъ имъ: «Ничтоже болѣе повелѣннаго вамъ творите»; и: «никогоже обидите, ни оклеветайте»; и: «Имѣяй двѣ ризѣ, да подастъ не имущему: и имѣяй брашна, такожде да творитъ» (Лк. 3, 11-14). «Всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холмъ смирится» (ст. 5) [9]. Что же онъ хочетъ /с. 195/ сказать выраженіемъ: «долы наполнятся, и холмы смирятся»? — То самое, что Господь ясно возвѣщаетъ: «Яко возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется» (Лк. 18, 14). «И будутъ», говоритъ Іоаннъ Креститель, «стропотная въ правая, и остріи въ пути гладки» и узритъ всяка плоть спасеніе Божіе» (Лк. 3, 5-6) [10]. «Стропотный путь» (кривизна) это: — ложь, обманъ, клевета; «неровный же путь» это: — гнѣвъ, ненависть, зависть, злопамятство; — что все исправляется и сглаживается дѣлами покаянія. И такимъ образомъ: «всяка плотъ», т. е. — всякій человѣкъ изъ всякаго народа и рода, исправившій и выпрямившій себя покаяніемъ, «узритъ спасеніе Божіе». 
 

7. Говоря же это вамъ, братіе, я не мало скорблю душею, сравнивая, какъ это мы, удостоившіеся многаго благодаря крещенію во Христа, даже и того не исполнили, что требовалъ Іоаннъ отъ приходящихъ къ его крещенію, хотя отъ даемаго тогда Іоанномъ крещенія, настолько разнится крещеніе, подаемое Господомъ, котораго мы удостоились, насколько благодать Божіяго Духа превосходитъ воду; и показывая это, Господь сказалъ Ученикамъ: «Іоаннъ убо крестилъ есть водою, вы же имате креститися Духомъ Святымъ» (Дѣян. 1, 5): и Іоаннъ крестилъ съ тою цѣлью, чтобы люди увѣровали въ Грядущаго (Христа). Господь же отъ Себя перестроилъ Іоанново крещеніе, таинственно внѣдривъ отъ Себя въ это крещеніе приснотекущій источникъ благодати.Потому что, въ то время, когда Іоаннъ училъ сему приходящихъ къ нему, приходитъ Іисусъ изъ Назарета Галилейскаго на Іорданъ, «чтобы креститься отъ Іоанна. Приходитъ же не послѣ двѣнадцатаго дня cо дня Своего Рожденія, какъ это нынѣ мы совершаемъ праздникъ, съ прекрасной цѣлью въ теченіе года совершить память всего совершеннаго ради насъ по Богочеловѣческому домостроительству [11], но приходитъ бывъ тридцатилѣтняго возраста, — какъ повѣствуетъ Лука [12], — являя Себя какъ одинъ изъ среды народа и не обнаруживая Себя чѣмъ-либо отличающимся (отъ другихъ людей), (приходя) въ простотѣ и крайнемъ смиреніи и безвѣстности.

/с. 196/

8. Однако, Іоаннъ, прозорливымъ духомъ узнавъ Его, возвѣстилъ о Немъ народу: «Посредѣ васъ стоитъ, Егоже вы не вѣсте, Той есть грядый по Мнѣ» — по рожденію во плоти и по явленію (Своему народу) — «Иже предо мною бысть» — какъ Богъ и Божіе Слово и Божій Сынъ, родившійся отъ Отца прежде вѣковъ, и нынѣ въ Себѣ несущій тѣлесно полноту Божества; «Емуже несмь достоинъ, да отрѣшу ремень сапогу Его» (Ін. 1, 26-27). Сандалія же Бога Слова что иное есть, какъ, конечно, не плоть ли, въ которую Онъ, ради насъ, обулся? «Ремень же сандалій» — это способъ сочетанія Божества и плоти, который, поскольку онъ неизречененъ, то ни онъ — выше котораго нѣтъ изъ рожденныхъ женами, — не довлѣетъ, чтобы разрѣшить (тайну) и изслѣдовать. «Той», говоритъ онъ, «вы креститъ Духомъ Святымъ и огнемъ» (Лк. 3, 16), т. е. — огнемъ просвѣщающимъ или же карающимъ, согласно заслугамъ каждаго человѣка, получающаго то, что отвѣчаетъ его душевному состоянію. Мы всѣ являемся Его словесной нивой; Онъ имѣетъ, отвѣчающую сей нивѣ, «вѣялку въ рукахъ», т. е. — служебныя силы и Ангеловъ, служащихъ будущему суду, раздѣляющихъ плевелы отъ пшеницы; въ выраженіи же: «рука», понимай: «власть». «И отребитъ», говоритъ, «гумно Свое», т. е. — весь міръ, «и пшеницу», т. е. — плодотворныхъ въ праведности, «соберетъ въ житницу Свою», т. е. — въ небесныя обители; «плевелы же», т. е. — неключимыхъ въ подвигахъ добродѣтели, «сожжетъ огнемъ негасимымъ» (Мѳ. 3, 12). Если же — неугасимъ оный огонь, и матеріалъ для сожженія не истощимъ, то этимъ онъ представляетъ вѣчность наказанія. 
 

9. Это, вотъ, именно Іоаннъ говорилъ народу и до пришествія Господня на Іорданъ и въ присутствіи Его. Видя же Его преклонившагося (для принятія крещенія), онъ самъ преклонившись, «возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися»: потому что будучи порожденіемъ ветхаго сѣмени и наслѣдникомъ онаго грѣхопаденія и происшедшей, на основаніи сего, скверны, и я самъ имѣю нужду получить отъ Тебя очищеніе, и Ты ли, Воплотившійся безъ сѣмени отъ Святыя Дѣвы, и какъ Богъ — единый сущій безгрѣшный, приходишь, Владыко, ко мнѣ? — Владыка же, повелѣвая рабу, — «Остави нынѣ», говоритъ ему. Прибавилъ же «нынѣ», потому что послѣ Крещенія Господня, въ равной мѣрѣ все оное мѣсто стало духовной купелью; и вмѣстѣ съ Іоан/с. 197/номъ объемлетъ и всѣхъ прочихъ, какъ отъ источника отъ Божественнаго онаго Тѣла, изливающаяся на всѣхъ Божія благодать, объемлющая всѣхъ достойныхъ и божественнымъ образомъ просвѣщающая и искупающая отъ праотеческаго проклятія. И это — то, что самъ Іоаннъ возвѣстилъ послѣ сего: «Сей есть, Егоже рѣхъ Иже по мнѣ грядетъ, предо мною бысть, яко первѣе мене бѣ; и отъ исполненія Его мы вси пріяхомъ» (Ін. 1, 16, 30). — «Остави убо нынѣ», говоритъ ему Іисусъ, — «тако бо подобаетъ намъ», т. е. Мнѣ; является же это и Владычнимъ повелѣніемъ Іоанну; «Тако бо подобаетъ намъ исполнить всяку правду» (Мѳ. 3, 15), т. е. — не оставить ни одну изъ божественныхъ заповѣдей не исполненной Мною; человѣческое же естество такимъ образомъ совершенно оправдать и исполнить его еще болѣе очевиднымъ образомъ божественной и присносущной благодатію; поэтому явно пріявъ отъ тебя крещеніе, Я привлеку на человѣческое естество Духъ усыновленія свыше. 
 

10. Іоаннъ, услышавъ Владычнее повелѣніе: «остави», уже не имѣя что возражать, допустилъ Господу креститься (отъ него); мы же о дальнѣйшемъ изъ предлежащей темы будемъ говорить послѣ, потому что это — предметъ принадлежащій главному дню (праздника Богоявленія). Поелику же Сей Духъ и приходитъ и уходитъ по Своей волѣ, какъ обладающій равной силой со Отцемъ и Сыномъ, и пребываетъ въ живущихъ въ покаяніи, не покидая и согрѣшившихъ, какъ мы познали на опытѣ Давида, но отступаетъ отъ грѣшащихъ и не чувствующихъ при этомъ раскаянія, какъ было съ онымъ Сауломъ, — то да будетъ всѣмъ намъ, дѣлами и словами и мыслями въ теченіе всей нашей жизни держась покаянія, имѣть Его всегда обитающимъ въ насъ, вразумляющимъ насъ и лелѣющимъ насъ и подающимъ намъ высочайшее спасеніе нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчанія: 
[1] По изд. 1861 г. числится за № 59, стр. 235-246: «Бесѣда о вещахъ совершающихся при божественномъ крещеніи и о словахъ сказанныхъ о семъ со стороны Іоанна Крестителя. Произнесена въ навечеріи Свѣтовъ. 
[2] Крестные родители. 
[3] Т. е. крещальная купель, таинство крещенія. 
[4] «Мэта то фанеранъ піисасъ эвхаристіанъ» — возможно совершить Божественную Литургію. 
[5] Фраза додана нами для ясности. 
[6] Ориг. цитата: «не имать ничесоже». 
[7] Ориг. цитата: «Спогребохомся убо Ему крещеніемъ въ смерть...». 
[8] Мѳ. 9, 13. Мрк. 2, 17. Лк. 5, 32. 1 Тим. 1, 15. 
[9] Рус. пер.: «Всякій долъ да наполнится, и всякая гора и холмъ да понизятся». 
[10] Рус. пер.: «Кривизны выпрямятся и неровные пути сдѣлаются гладкими». 
[11] Т. е. всѣхъ событій и всѣхъ дѣлъ, которыя имѣютъ непосредственное отношеніе къ дѣлу спасенія человѣка, совершеннаго Господомъ. 
[12] Лк. 3, 23. 
 

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) иже во святыхъ отца нашего Григорія, Архіепископа Ѳессалоникійскаго, Паламы. [Часть III]. / Пер. съ греч. яз. архим. Амвросія (Погодина). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 189-197. 



Подписка на новости

Последние обновления

События