Слово на праздникъ святыхъ первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла.
Въ настоящій день Церковь Святая благочестно воспоминаетъ страданія святыхъ славныхъ и всехвальныхъ Апостоловъ Петра и Павла.
Святой Петръ, ревностнѣйшій послѣдователь Іисуса Христа, за свое высокое исповѣданіе Его Божества: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго, — удостоился отъ Спасителя услышать въ отвѣтъ: Блаженъ еси, Симонѣ... Азъ тебѣ глаголю, яко ты еси Петръ (Petrus), и на семъ камени (petra) созижду Церковь Мою (Матѳ. 16, 16-18). На семъ камени (petra), на томъ, что ты сказалъ: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго, на этомъ исповѣданіи твоемъ созижду Церковь Мою. Ибо ты еси Петръ: отъ «камня» (petra) Петръ (Petrus), а не отъ Петра (Petrus) «камень» (petra), точно такъ же, какъ отъ Христа христіанинъ, а не отъ христіанина Христосъ. Хотите знать, отъ какого «камня» (petra) Апостолъ Петръ (Petrus) такъ названъ? — Послушайте Апостола Павла:Не хощу же васъ не вѣдѣти, братіе, — говоритъ Апостолъ Христовъ, — яко отцы наши вси подъ облакомъ быша, и вси сквозѣ море проидоша: и вси въ Моисея крестишася во облацѣ и въ мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: піяху бо отъ духовнаго послѣдующаго камене: камень же бѣ Христосъ (1 Кор. 10, 1-4). Вотъ отъ какого «Камени» Петръ!
Господь нашъ Іисусъ Христосъ, въ послѣдніе дни земной жизни Своей, въ дни Своего служенія роду человѣческому, избралъ изъ среды учениковъ Своихъ двѣнадцать Апостоловъ для проповѣди Слова Божія. Между ними Апостолъ Петръ за свою пламенную ревность удостоился занимать первое мѣсто (Матѳ. 10, 2) и быть какъ бы представительнымъ лицомъ всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, послѣ исповѣданія: и дамъ ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будетъ связано на Небесѣхъ: и еже аще разрѣшиши на земли, будетъ разрѣшено на Небесѣхъ (Матѳ. 16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и рѣшить» получилъ не одинъ человѣкъ, но Единая Вселенская Церковь. А что дѣйствительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите вниманіе на другое мѣсто Писанія, гдѣ Господь то же самое говоритъ и ко всѣмъ Апостоламъ Своимъ:Пріимите Духъ Святъ, — и вслѣдъ за тѣмъ: Имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ: и имже держите, держатся (Іоан. 20, 22-23); или: елика аще свяжете на земли, будутъ связана на Небеси: и елика аще разрѣшите на земли, будутъ разрѣшена на Небесѣхъ (Матѳ. 18, 18). Такъ, Церковь связываетъ, Церковь разрѣшаетъ; Церковь, основанная на краеугольномъ Камнѣ — Самомъ Іисусѣ Христѣ (Ефес. 2, 20), связываетъ и разрѣшаетъ. Да убоятся же и связанные, и разрѣшенные: разрѣшенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда въ томъ же состояніи. Ибо пленицами своихъ грѣховъ, — говоритъ Премудрый, — кійждо затязается (Прит. 5, 22); а кромѣ Святой Церкви нигдѣ нельзя получить разрѣшенія.
И по Воскресеніи Своемъ Господь препоручаетъ Апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христосъ главнымъ образомъ къ Петру потому, что Петръ былъ первымъ между Апостолами и какъ бы представителемъ Церкви; притомъ, обращаясь въ этомъ случаѣ къ одному Петру, какъ къ верховному Апостолу, Христосъ тѣмъ самымъ одобряетъ единство Церкви. Симонѣ Іонинъ, — говорилъ Господь Петру, — любиши ли Мя? И Апостолъ отвѣчалъ: Ей, Господи: ты вѣси, яко люблю Тя; и во второй разъ былъ такъ же спрошенъ, и во второй разъ то же отвѣчалъ; будучи же спрошенъ въ третій разъ, видя, что ему какъ бы не вѣрятъ, опечалился. Но какъ могъ не вѣрить ему Тотъ, Кто зналъ его сердце? И потому, послѣ этого Петръ отвѣчалъ: Господи, Ты вся вѣси; Ты вѣси, яко люблю Тя. И глагола ему Іисусъ во всѣ три раза: Паси овцы Моя (Іоан. 21, 15-17). Кромѣ этого, троекратное воззваніе Спасителя къ Петру и троекратное исповѣданіе Петрово предъ своимъ Господомъ имѣло еще особенную, благодѣтельную для Апостола, цѣль. Тотъ, кому даны были ключи Царствія и право вязать и рѣшить, самъ троекратно связалъ себя страхомъ и малодушіемъ (Матѳ. 26, 69-75), и Господь троекратно же разрѣшаетъ его Своимъ воззваніемъ и его же исповѣданіемъ крѣпкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всѣмъ Апостоламъ и преемникамъ ихъ. Внимайте себѣ и всему стаду, — взываетъ Апостолъ Павелъ къ пресвитерамъ церковнымъ, — въ немъ же васъ Духъ Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровію Своею (Дѣян. 20, 28); и Апостолъ Петръ къ старцамъ: Пасите еже въ васъ стадо Божіе, посѣщающе не нуждею, но волею, и по Бозѣ: нижé неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, пріимете неувядаемый славы вѣнецъ (1 Пѣтр. 5, 2-4).
Замѣчательно, что Христосъ, говоря Петру: паси овцы Моя, — не сказалъ: «паси овцы своя», — но паси, благій рабѣ, овцы Господни. Еда бо раздѣлися Христосъ, еда Павелъ распятся по васъ, или во имя Петрово или Павлово крестистеся (1 Кор. 1, 13)? Паси овцы Моя. Ибо волцы хищницы, волцы тяжцы, лживіи учители и наемники, не щадящіи стада (Матѳ. 7, 15; Дѣян. 20, 29; 2 Пѣтр. 2, 1; Іоан. 10, 12), расхищая чужое стадо и дѣлая изъ добычи какъ бы собственное стяжаніе, думаютъ, что они пасутъ свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. Пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы (Іоан. 10, 11), врученныя ему Самимъ Пастыреначальникомъ (1 Пѣтр. 5, 4). И Апостолъ Петръ, вѣрный своему призванію, положилъ душу свою за словесное стадо Христово, запечатлѣвъ апостольство свое мученической смертью, нынѣ по всему міру прославляемой.
И Апостолъ Павелъ, будучи прежде Савломъ, сдѣлался изъ хищнаго волка кроткимъ агнцемъ; прежде былъ врагомъ Церкви, потомъ является Апостоломъ; прежде преслѣдователемъ ее, потомъ проповѣдникомъ. Получивъ отъ первосвященниковъ власть представлять всѣхъ вообще христіанъ во узахъ на казнь, онъ былъ уже на пути, дышалъ прещеніемъ и убійствомъ на учениковъ Господнихъ (Дѣян. 9, 1), жаждалъ крови, но — Живый на Небесахъ посмѣялся ему (ср. Псал. 2, 4). Когда онъ, гоня и озлобляя такимъ образомъ Церковь Божію (1 Кор. 15, 9; Дѣян. 8, 5), приближался къ Дамаску, тогда Господь съ Неба воззвалъ къ нему: Савле, Савле, что Мя гониши? — Я и здѣсь, Я и тамъ, Я вездѣ: здѣсь глава Моя; тамъ тѣло Мое. Не станемъ удивляться этому; мы сами — члены Тѣла Христова. Савле, Савле, что Мя гониши; жестокó ти есть противу рожнý прати (Дѣян. 9, 4-5). Савлъ же, трепеща и ужасаяся, возопилъ: Кто еси, Господи? Азъ есмь Іисусъ, — отвѣтствовалъ ему Господь, — Егоже ты гóниши. И Савлъ внезапно перемѣняется: Что мя хощеши сотворити? — восклицаетъ. И бысть къ нему гласъ: Востани и вниди во градъ, и речется ти, что ти подобаетъ творити (Дѣян. 9, 5-6). Тутъ Господь посылаетъ Ананію: Воставъ поиди на стогну къ человѣку, именемъ Савлу, и крести его, яко сосудъ избранъ Ми есть сей, пронести Имя Мое предъ языки и царьми и сынми Израилевыми (Дѣян. 9, 11. 15. 18). Сосудъ этотъ долженъ преисполниться благодатью Моею. Отвѣща же Ананія: Господи, слышахъ отъ многихъ о мужи семъ, колика зла сотвори святымъ Твоимъ во Іерусалимѣ: и здѣ имать власть отъ архіерей, связати вся нарицающія Имя Твое (Дѣян. 9, 13-14). Но Господь настоятельно повелѣваетъ Ананіи: Иди и взыщи его, яко сосудъ избранъ Ми есть: Азъ бо скажу ему, елика подобаетъ ему о Имени Моемъ пострадати (Дѣян. 11, 15-16).
И дѣйствительно Господь указалъ Апостолу Павлу, что должно было ему претерпѣть за Имя Его. Онъ наставлялъ его въ подвигахъ; не оставлялъ во узахъ, оковахъ, темницахъ, кораблекрушеніяхъ; Самъ сострадалъ ему въ его страданіяхъ, Самъ руководилъ его къ этому дню. Въ одинъ день совершаемъ память страданія обоихъ Апостоловъ этихъ, ибо, хотя они пострадали и въ разные дни, но по духу и по близости страданій своихъ они составляютъ одно. Петръ предшествовалъ, Павелъ же вскорѣ за нимъ послѣдовалъ, — прежде нарицавшійся Савломъ, а потомъ Павломъ, претворившій въ лицѣ своемъ гордость въ смиреніе, какъ и самое имя его (Paulus), то есть «малый», «немногій», «меньшій», показываетъ это. Что же послѣ этого Апостолъ Павелъ? Вопросите его, онъ самъ на это отвѣчаетъ: Азъ есмь, — говоритъ онъ, — мній Апостоловъ: но паче всѣхъ потрудихся: не азъ же, но благодать Божія, яже со мною (1 Кор. 15, 9-10).
Итакъ, братья, празднуя нынѣ память святыхъ Апостоловъ Петра и Павла, воспоминая честныя ихъ страданія, возлюбимъ ихъ истинную вѣру, святую жизнь, возлюбимъ неповинность, страданія ихъ и чистоту исповѣданія. Любя въ нихъ эти высокіе качества и подражая ихъ великимъ подвигамъ, во еже уподобитися имъ (2 Сол. 5, 9), и мы достигнемъ того вѣчнаго блаженства, которое уготовано всѣмъ святымъ. Стезя жизни нашей прежде была тяжелѣе, тернистѣе, труднѣе, но толикимъ облежащимъ насъ облакомъ свидѣтелей (Евр. 12, 1), прошедшихъ по ней, содѣлалась нынѣ для насъ она и легче, и глаже, и удобопроходимѣе. Сперва прошелъ по ней Самъ Начальникъ вѣры и Совершитель Господь нашъ Іисусъ Христосъ (Евр. 12, 2); за Нимъ послѣдовали Его неустрашимые Апостолы; потомъ мученики, отроки, жены, дѣвы и многъ сонмъ свидѣтелей. Кто же дѣйствовалъ въ нихъ и помогалъ имъ на этомъ пути? — Тотъ, Кто сказалъ: Безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5).
Печатается по изданію: Слово Блаженнаго Августина, епископа Иппонійскаго. // Настольная книга священнослужителя. Томъ 3. — М.: Изданіе Московской Патріархіи, 1979. — С. 488-491.