Похвальное слово блаженнымъ Апостоламъ Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова
1. Снова намъ возсіяла нераздѣлимая двоица; снова намъ процвѣла неразрывная пара; снова намъ прозябло неразсѣкаемое супружество, когда празднества двухъ апостоловъ слились въ одинъ праздникъ и въ одно торжество, и озарили насъ сугубой радостью, на подобіе единаго сіянія солнечнаго свѣта. Потому что сегодня прославляется Петръ, верховнѣйшій изъ апостоловъ, и вмѣстѣ съ нимъ Павелъ, равный съ нимъ по благодати и близкій съ нимъ по апостольскому достоинству, хотя онъ и не былъ въ священномъ числѣ 12-ти свѣтосіянныхъ апостоловъ, каковое избраніе и призваніе не кто-либо изъ обычныхъ людей произвелъ, и не пророкъ, и не патріархъ, и не праведникъ, и не небесный и безплотный ангелъ, потому что они всѣ являются рабами и сорабами насъ, людей, даже если бы и на много превосходили насъ добродѣтельми и духовнымъ достоинствомъ и благодатью, но совершилъ это Самъ Христосъ, Владыка всѣхъ и вмѣстѣ съ этимъ Богъ и Господь, сугубый по естеству и Единый по Vпостаси, состоя изъ Божественной и человѣческой природъ, и явно познаваемый какъ носящій ту и другую природу — Божественную и человѣческую, и, по причинѣ неизмѣннаго и ненарушимаго соединенія въ Немъ оныхъ двухъ природъ, никоимъ образомъ Онъ не раздѣляется на ту и на другую, и не допускаетъ никакого разсѣченія или раздѣленія, но тѣ природы, изъ которыхъ Онъ состоитъ, не слились въ одну, даже если и соединились другъ съ другомъ по Vпостаси (въ одну Vпостась); и не отстоятъ другъ отъ друга тѣ природы, изъ которыхъ Онъ состоитъ, даже если Онъ въ нихъ совершеннымъ образомъ познается какъ Богъ и какъ человѣкъ, и познается Онъ какъ Единый и въ томъ, и въ другомъ естествахъ; Онъ, вѣдающій сердца и сокровенныя мысли и зрящій невидимыя движенія души, все то, что каждый человѣкъ тайно замышляетъ въ сердцѣ, даже если и думаетъ, что дурныя движенія его натуры могутъ остаться скрытыми.
2. Такимъ образомъ, печалуя (заботясь) о нашемъ спасеніи, ради чего Онъ сошелъ съ неба къ намъ, Онъ совершилъ призваніе рыбарей и далъ имъ благодать апостольства, соразмѣрную ихъ числу, не раздѣляющую же ихъ по достоинству и не смѣшивающую въ одно ихъ ранга, но при единствѣ апостольскаго достоинства и благодати, сохраняющую различіе въ рангѣ; потому что Премудрость Божія и Сила, и Слово въ Своемъ знаніи превосходящее знанія всѣхъ, прекрасно судилъ сохранить и единство апостольскаго достоинства и признать отчетливое различіе въ распорядкѣ, дабы порядокъ не превратился въ безчиніе, потому что для Бога ненавистенъ безпорядокъ, и благодать достоинства не была разсѣчена на неравныя степени благодати. Потому что дарованія — непреложны и предѣлъ, который Онъ положилъ, никоимъ образомъ, какъ говоритъ псаломская пѣснь, не прейдетъ (Псал. 103, 9). Онъ, все устрояющій въ надлежащей мѣрѣ и порядкѣ, и каждому нелицепріятно дающій дарованія, послѣ того, какъ совершилъ первое избраніе апостоловъ въ числѣ 12, установилъ и другой порядокъ учениковъ въ числѣ 72. Послѣ же Вознесенія отъ земныхъ дѣлъ на небеса, каковое было во плоти, которую Онъ отъ насъ принялъ (потому что до того, какъ Онъ сошелъ къ намъ, Онъ былъ безплотнымъ и безтѣлеснымъ) [1], Онъ явилъ и третье избраніе, прекрасно увеличивъ число апостоловъ, не производя различія въ апостольскомъ достоинствѣ, потому что нашъ Богъ, Гончаръ всего (ὁ πάντων ϰεραμεύς), имѣетъ власть, при помощи глины и формы, сдѣлать сосудъ какой Онъ пожелаетъ и никто не можетъ противостать Его волѣ; Онъ, и послѣ того, какъ явно избралъ Павла, сказалъ Ананіи, который крестилъ Павла и сталъ ему наставникомъ, потому что онъ и ослѣпшаго его просвѣтилъ (т. е., исцѣлилъ его слѣпоту) и прозрѣвшаго крестилъ, и крещеннаго научилъ боговдохновенному ученію: «Иди для того, чтобы преподать ему Божественное наставленіе, а также для того, чтобы онъ прозрѣлъ, яко сосудъ избранъ Ми есть сей, пронести имя Мое предъ языки и царьми, и сынми израилевыми. Азъ бо скажу ему, елика подобаетъ ему о имени Моемъ пострадати» (Дѣян. 9, 15-16). Но и самъ Павелъ чудный, показывая откуда происходитъ достоинство его апостольскаго служенія, написалъ такъ: Споспѣшествовавый Петру въ посланіи обрѣзанія, споспѣшествова и мнѣ во языки (Гал. 2, 8).
3. Итакъ поелику Спаситель Своимъ избраніемъ, сочеталъ съ Петромъ, первоверховнымъ Апостоломъ и проповѣдникомъ, божественнаго Павла, и даровалъ имъ обоимъ единое достоинство (хотя перваго сдѣлалъ апостоломъ обрѣзанныхъ, а второго опредѣлилъ для паствы изъ язычниковъ) [2] и единую благодать, и далъ имъ богодарованную власть усыновлять Богу и Родителю всѣхъ тѣхъ, которые чрезъ Него, какъ Христа, обратятся къ Нему; и даровалъ имъ обоимъ одно имя: именоваться по Самому Христу: «Христіанами», то, естественно, что и мы, ученики ихъ и послѣдователи, лелѣя ихъ вѣру и лобзая ихъ ученіе, будемъ сочетать одного къ другому тѣхъ, которыхъ уже сочетала другъ съ другомъ благодать Духа, и составимъ имъ общій для нихъ праздникъ, какъ получившимъ въ удѣль также и равное избраніе; и посему, единый для Христа мы празднуемъ праздникъ, какъ озарившаго насъ, посредствомъ ихъ обоихъ, единой духовной радостію, потому что тѣхъ, которыхъ Самъ Христосъ сочеталъ и снабдилъ единой благодатію, тѣхъ, какъ установили это родившіе насъ во Христѣ отцы, не безопасно было бы раздѣлять; посему, вотъ, они и опредѣлили совершать имъ одинъ праздникъ, и этимъ яснѣйшимъ образомъ почтимъ ихъ содружество, потому что тамъ, гдѣ провозглашается Петръ, корифей апостоловъ, тамъ сразу же произносится и имя Павла; и тамъ, гдѣ является божественный мужъ Павелъ, тамъ зрится и Петръ, содружникъ его.
4. Такимъ образомъ сіи мудрые и божественные мужи содѣлываютъ чудесное содружество другъ съ другомъ, не желая разлученія другъ отъ друга, отвращаясь отъ раздѣленія, уклоняясь отъ раскола, избѣгая разсѣченія, не любя отстоянія другъ отъ друга, какъ причины ненависти и поводовъ для вражды, — для того, чтобы научить насъ этимъ пользѣ, проистекающей отъ духовной любви, и благотворности, происходящей отъ чувства дружбы о Христѣ; потому что то, что не бываетъ по Христу Богу, то дѣлателемъ не приноситъ отнюдь никакой пользы; вотъ, по этой-то причинѣ и они оба, научая насъ пользѣ, происходящей отъ любви, и въ своемъ примѣрѣ представляя значеніе ея, и совершаютъ одинъ общій праздникъ. Отсюда, вотъ, признавая значеніе неразрывной любви, связующей насъ другъ съ другомъ, они и опредѣлили ее, какъ большее изъ всѣхъ дарованій, какъ не знающую дѣлать ближнему зло. — Любовь, — говоритъ одинъ Апостоль, — не дѣлаетъ ближнему зла (1 Кор. 13, 4 парафр.); и поручаетъ облеченнымъ въ нее снисходить другъ ко другу; и не только это, но и заповѣдуетъ не искать своего, но, по чувству любви, желать того, что угодно для ближняго; она причастныхъ ей дѣлаетъ однимъ тѣломъ и однимъ духомъ и устанавливаетъ въ единой надеждѣ (христіанскаго) призванія, и являетъ общниками вѣчной жизни. Другой же (Апостолъ) говоритъ: Души ваша очистивше въ послушаніе истины, въ братолюбіе нелицемѣрно отъ чиста сердца другъ друга любите прилежно, и какъ рабы Божіи, всѣхъ насъ почитающіе, братолюбіе, возлюбите (1 Петр 1, 22), вѣдая, что любовь дѣлаетъ насъ братьями другъ къ другу, посему онъ горячо увѣщеваетъ насъ прежде всего имѣть взаимную любовь потому что Апостолъ рѣшительно провозглашаетъ, чтолюбовь покрываетъ множество грѣховъ (1 Петр. 4, 8)
5. Но мы, усердствуя поступать противно ученію ихъ, не только не хотимъ любить другъ друга, но и готовы нашихъ ближнихъ ненавидѣть словно враговъ, не вѣдая, какъ видится, что вражда и ненависть происходятъ отъ злого духа, и на основаніи сего мы обижаемъ ихъ и угнетаемъ, и клевещемъ на нихъ, и какое лишь возможно соверщаемъ имъ зло, совершенно не имѣя въ себѣ чувства любви, которая, какъ говоритъ премудрый Павелъ, ближнему не причиняетъ зла, потому что, по-истинѣ, прекрасное значенiе любви обнаруживается въ томъ, чтобы не дѣлать ближнему зла. Но ни божественныя наставленiя ихъ, исполненныя Божественной благодатію и доставляющія спасеніе дѣлателямъ ихъ — и не только слушателямъ — ни мудрые примѣры не возмогли управить насъ къ (взаимной другъ къ другу) любви, до такой степени мы тяжко болѣемъ братоненавидѣніемъ и одержимы недугомъ ненависти другъ къ другу, что дѣйствительно, является источникомъ и родительницей всѣхъ золъ. Поэтому я молю васъ, возлюбленные, дабы совершая сей апостольскiй и исполненный любви праздникъ Петра и Павла, божественныхъ мужей, мы поревновали ихъ любви и пожелали слиться въ одно тѣло [3], какъ и прiяли мы единое помазаніе вѣры, и положили конецъ всякому злому чувству другъ къ другу, дабы намъ всѣмъ вмѣстѣ стать участниками небесныхъ наградъ, проистекающихъ благодаря любви, являя что мы — подлинные ученики ихъ и сущiи чада ихъ, и признаваемые за сыновъ ихъ, какъ держащіеся ихъ любви и строго слѣдующіе ихъ наставленiямъ, и отнюдь ни въ чемъ не нарушающіе ихъ священныхъ ученій.
6. Но почему же такъ поступаютъ сіи премудрые и величайшіе (Апостолы Петръ и Павелъ), послѣ всесовершеннаго Стефана явно приходя на сцену и по своей волѣ предпочитаютъ для себя четвертое дѣйствіе выступленія [4], хотя по достоинству верховнаго апостольства и избранія, они преимуществуютъ не только надъ Стефаномъ, свѣтлымъ Первомученикомъ, но и надъ всѣми вмѣстѣ боголюбивыми мужами, и первенствуютъ на основаніи величiя своего апостольскаго достоинства? Потому что совершенно ясно, что мученическая свѣтлость и сiяніе на много уступаетъ апостольской свѣтозарности и положенію. И, однако, третій день послѣ спасительнаго Рождества Христова уступивъ празднованіе Стефану, четвертый день они сохранили для самихъ себя, памятуя заповѣди Владыки и тщась и въ этомъ ихъ исполнить: потому что для желающихъ занимать первыя мѣста и стремящихся прiобрѣсти большiя достоинства, Онъ заповѣдалъ занимать послѣднее мѣсто, такимъ образомъ дословно говоря имъ Аще кто хощетъ старѣй быти, да будетъ всѣмъ меньшій (Марк. 9, 35), и еще Болій въ васъ, будетъ яко мній и старѣй, яко служай. Иже бо вознесется, смирится, и смиряяйся, вознесется (Лук 22, 26; Матѳ. 23, 12). Но и послѣднiи званные къ дѣланію въ виноградникѣ, первыми получили награду (Матѳ. 20, 1-16). И хорошо это зная, святые Апостолы Петръ и Павелъ занимаютъ второе мѣсто, а божественному Стефану уступаютъ первенство, дабы праведнѣйшимъ образомъ быть первыми и своимъ примѣромъ научить насъ совершенному пути возношенія, именно — скромности и смиренію, пути — который первый Христосъ, совершивъ, проложилъ. Научитесь отъ насъ (какъ бы говорятъ Апостолы) своими дѣлами говорящихъ, что мы являемся кроткими и смиренными сердцемъ, по заповѣди Христа, Владыки и Учителя. И на основанiи сего, первый изъ нихъ увѣщевалъ насъ почитать другъ друга, ставя другого выше себя, а второй желаетъ, чтобы мы облеклись въ смиреніе другъ къ другу. Потому что Богъ — какъ говорится — гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать, посему и прибавилъ къ этому увѣщеванію Смиритеся убо подъ крѣпкую руку Божію, да вы вознесетъ во время (1 Петр. 5, 5-6). И ихъ, возлюбленнѣйшіе братіе, которыхъ мы являемся слушателями и учениками, усвоимъ съ ученіемъ ихъ и подражаніе имъ, и сочетаемъ со слушашiемъ слова и дѣла, на основанiи сего усвоивъ взаимную любовь другъ къ другу дабы и словомъ и дѣломъ тщась подражать имъ, неся подобіе въ отношенiи ихъ, и такимъ образомъ соотвѣтственно сему празднуя ихъ праздникъ, намъ возъимѣть веселіе и въ душѣ и въ духѣ нашемъ, и съ радостью совершить ихъ радостнѣйшее торжество. Потому что когда это совершается такимъ образомъ, они, видя это, еще болѣе радуются и еще больше исполняются веселія, и радуясь вмѣстѣ съ нами и наслаждаясь, приносятъ о насъ молитвы Богу, молясь, дабы у насъ была мирная жизнь и испрашивая для насъ Царство Небесное, которое да будетъ всѣмъ намъ — послѣ того, какъ должнымъ образомъ мы приведемъ себя въ порядокъ и очистимъ себя святымъ покаяніемъ и свяжемъ себя узами взаимной любви — стяжать наслажденіе и свѣтозарность, и получить нестарѣющую и нескончаемую жизнь, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому вмѣстѣ со Отцемъ и Всесвятымъ Духомъ — слава, честь, держава, великолѣпiе и восхваленiе, всегда, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ Аминь [5].
Примѣчанія:
[1] Скобки въ оригиналѣ.
[2] Скобки мы почерпнули изъ лат. перевода.
[3] Лат. пер. «Постарались бы стать одинъ духъ и одно тѣло».
[4] Какъ мы отмѣтили въ предисловiи, память свв. Первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла совершалась въ Іерусалимской Церкви въ тѣ времена на четвертый день праздника Рождества Христова, послѣ празднованiя памяти св. Первомученика, Архидіакона Стефана, которое совершалось (какъ совершается нынѣ) на третiй день праздника Рождества Христова.
[5] S. Раtrum nostri Sophrоnii Аrchіеріsсорі Ніеrоsоlуmоrum Lаudеs ВВ. Ароstоlоrum Реtrі еt Раulі, dісtае die quаrta fеstі SS. Nаtаlіs. Міgnе. Р. G. t. 87/3, соl. 3356-3364.
Источникъ: Проповеди святителя Софронія, Патріарха Іерусалимскаго. / Пер. и комм. Архим. Амвросія (Погодина). — Джорданвилъ: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 131-136.