Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО КИРИЛЛА, АРХІЕПИСКОПА ІЕРУСАЛИМСКАГО. 
(Переводъ Московской Духовной Академіи. Изданіе 1-е. М., 1855).

 

ПОСЛАНІЕ КЪ БЛАГОЧЕСТИВѢЙШЕМУ ЦАРЮ КОНСТАНТІЮ 
о явившемся на небесахъ и видѣнномъ въ Іерусалимѣ знаменіи креста изъ лучей свѣта.
 
Части от Святого Креста и священное титло над Крестом и гвоздь в базилике святого Креста в Риме
 
От редакции ПА: 7 мая по Юлианскому календарю (20 по гражданскому) Православная Церковь празднует воспоминание совершившегося в 351 году в дни Пятидесятницы поразительного чуда - явления над Голгофой и Елеонской горой сияющего паче солнечного света Креста Господня. Это видение продолжалось над Иерусалимом в течение нескольких часов, что вызвало у жителей Святого Града страх и радость. Об этом чудесном знамении сообщает в своем послании свт. Кирилл Иерусалимский. Мы публикуем текст перевода этого уникального исторического памятника-свидетельства о великом чуде во Святом Граде Иерусалиме.
 

Боголюбивѣйшему и благочестивѣйшему Царю Константію Августу Кириллъ, Іерусалимскій Епископъ, желаетъ о Господѣ радоваться.

1.) Къ боголюбивому твоему царскому величію посылаю изъ Іерусалима первый этотъ начатокъ посланій, приличный для того, чтобы и тебѣ принять оный, и мнѣ представить; не льстивыхъ исполненный словъ, но извѣщающій о боговидѣніи небеснаго, и не витійственно сложенныя увѣренія содержащій въ себѣ, но событіемъ на самомъ дѣлѣ свидѣтельствующій тебѣ объ истинности предреченія въ святомъ Евангеліи.

2.) Другіе нерѣдко изъ того, чтó имѣютъ у себя, вѣнчаютъ честную твою главу, принося златокованные, преиспещренные блестящими камнями, вѣнцы. А мы вѣнчаемъ тебя не тѣмъ, что отъ земли; ибо /с. 395/ даруемому землею и конецъ — земля; но о божественномъ дѣйствіи небеснаго, во времена боголюбиваго твоего царствованія совершившемся въ Іерусалимѣ, со тщаніемъ доводимъ до свѣдѣнія твоего благочестія, не для того, чтобы теперь только отъ невѣдѣнія прійдти тебѣ къ боговѣдѣнію (сего ты достигъ уже, и другихъ уча своимъ благочестіемъ), но чтобы утвердиться тебѣ въ томъ, что уже знаешь; и пріявъ прародительское наслѣдіе царской власти, а также дознавъ, что почтенъ ты свыше еще большими небесными вѣнцами, тѣмъ паче воздать и нынѣ приличное благодареніе Всецарю Богу; изъ того, чтó Богъ чудодѣйственно творитъ при тебѣ, уразумѣвъ на самомъ дѣлѣ, сколько возлюбленно Имъ царство твое, большей твердости исполниться тебѣ въ борьбѣ со врагами.

3.) Какъ при боголюбивѣйшемъ, блаженной памяти отцѣ твоемъ, Константинѣ, по благодати Божіей, даровавшей ему, прекрасно взыскавшему благочестія, обрѣтеніе сокровенныхъ святыхъ мѣстъ, обрѣтено и спасительное древо креста; такъ при тебѣ, Государь, преблагочестивѣйшій Царь, вящшимъ благоговѣніемъ къ Богу превзошедшемъ и родительское благочестіе, не отъ земли уже, но съ небесъ видимы чудодѣйствія, и знаменіе побѣды надъ смертію Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, разумѣю блаженный крестъ, явился въ Іерусалимѣ возблиставшимъ изъ лучей свѣта.

4.) Въ сіи святые дни святой Пятьдесятницы, въ ноны Мая (а), около третьяго часа явился на небѣ /с. 396/ весьма великій крестъ, составившійся изъ свѣта надъ святою Голгоѳою и протяженный до святой горы Елеонской. Не одинъ, или только двое видѣли его; напротивъ того весьма явственно видѣнъ онъ былъ всему народонаселенію города. И не скоро, какъ подумалъ бы иный, миновалось сіе видѣніе, но въ продолженіе многихъ часовъ крестъ очевиднымъ образомъ зримъ былъ надъ землею, молніеноснымъ сіяніемъ превзошедши лучи солнечные. Ибо затмился бы преодолѣваемый ими, если бы не издавалъ для зрителей блистаній, озарявшихъ сильнѣе самаго солнца. Посему все народонаселеніе города, объятое страхомъ и вмѣстѣ радостію отъ сего боговидѣнія, тотчасъ толпами стеклось во святую церковь; — и юные, и старцы, и мужи, и жены, люди всякаго возраста, даже самыя дѣвы, начавшія уже таиться внутри домовъ, жители города и пришельцы христіане, и изъ другихъ мѣстъ прибывшіе язычники, — всѣ единодушно какъ бы едиными устами прославляли чудодѣйствующаго Христа Іисуса, Господа нашего, Сына Божія единороднаго, на самомъ дѣлѣ и опытѣ уразумѣвъ, что благочестивѣйшее христіанское ученіе состоитъ не въ претрѣтельныхъ человѣческія премудрости словесѣхъ, но въ явленіи духа и силы (1 Кор. 2, 4.), не человѣками только возвѣщается, но Самимъ Богомъ свидѣтельствуется съ небесъ.

5.) Посему мы, — жители Іерусалима, — собственными своими очами удостовѣрившись въ необычайности чуда, Всецарю Богу и единородному Сыну Божію воздали, и будемъ воздавать, подобающее съ благодареніемъ поклоненіе, совершивъ, и /с. 397/ продолжая совершать, въ святыхъ мѣстахъ прилежныя молитвы и о боголюбивой твоей державѣ. Поелику же должно было не молчанію предавать небесныя боговидѣнія сіи, но благовѣствовать о нихъ и твоему богодухновенному благочестію; то и потщились мы немедленно исполнить то симъ посланіемъ, чтобы, на добромъ основаніи прежде бывшей въ тебѣ вѣры наздавъ познаніе о томъ, чтó вновь явлено свыше, воспріялъ ты еще болѣе твердое упованіе на Господа нашего Іисуса Христа, и вмѣстѣ исполнившись всякаго обычнаго тебѣ мужества, какъ бы имѣя споборникомъ Самого Бога, съ усердіемъ изнесъ побѣдное знаменіе креста, въ похвалу похвалъ вмѣняя сіе на небѣ явленное знаменіе, образъ котораго показавъ людямъ, еще болѣе прославилось имъ небо.

6.) Чудо сіе, боголюбивѣйшій Царь, согласно съ свидѣтельствами Пророковъ и съ святыми Христовыми словами, находящимися въ Евангеліи, и нынѣ совершилось и снова въ большомъ видѣ совершится. Ибо въ Евангеліи отъ Матѳея, Спаситель, блаженнымъ Апостоламъ даруя вѣдѣніе будущаго, а чрезъ нихъ бесѣдуя и съ преемниками ихъ, весьма ясно предвозвѣщая, сказалъ: и тогда явится знаменіе Сына человѣческаго на небеси (Матѳ. 24, 30.). И ты, по обычаю, взявъ въ руки сію Божественную книгу, найдешь въ ней письменно изложенныя предвозвѣстительныя свидѣтельства объ этомъ чудѣ. И о нихъ-то, умоляю тебя, Государь, особенно всего чаще обращать внимательное размышленіе, ради прочаго по порядку тамъ написаннаго. Ибо предвозвѣщенное Спасителемъ нашимъ требуетъ многаго /с. 398/ благоговѣйнаго размышленія, чтобы не потерпѣть намъ никакого вреда отъ сопротивной силы.

7.) Сей-то начатокъ словесъ моихъ приношу тебѣ, боголюбивѣйшій Царь; это — первое мое вѣщаніе изъ Іерусалима тебѣ, преискреннему и преблагочестивому вмѣстѣ съ нами чтителю Христа, единороднаго Сына Божія и Спасителя нашего, по Божественнымъ Писаніямъ въ Іерусалимѣ содѣлавшаго всемірное спасеніе (Псал. 73, 12.), поправшаго здѣсь смерть, Своею драгоцѣнною кровію загладившаго грѣхи человѣковъ, всѣмъ вѣрующимъ даровавшаго и жизнь и нетлѣніе, и духовную небесную благодать. И Его силою и благодатію тебя увеселяемаго и хранимаго, украшающагося блистательными и великими подвигами благочестія, славящагося царственными отраслями сыновъ своихъ, Самъ податель всякой благостыни, всѣхъ Царь Богъ, въ теченіи многихъ мирныхъ лѣтъ да сохраняетъ со всѣмъ домомъ на похвалу христіанамъ и всему міру!

8.) Здравымъ, украшеннымъ всякою добродѣтелію, оказующимъ обычную благопопечительность о святыхъ церквахъ и о римской державѣ и отличеннымъ вящшими наградами за благочестіе, въ продолженіе многихъ мирныхъ лѣтъ, Богъ всяческихъ со всѣмъ домомъ твоимъ да даруетъ намъ тебя, боголюбивѣйшій Царь Августъ, всегда прославляющаго Святую и Единосущную Троицу истиннаго Бога нашего! Ему подобаетъ всякая слава во вѣки вѣковъ! Аминь. 
 

Примѣчаніе: 
(а) Т. е. 7-го числа Мая. 
 

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго. — М.: Въ типографіи В. Готье, 1855. — С. 394-398. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25.)



Подписка на новости

Последние обновления

События