Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Фотій, патр. Константинопольскiй († 886 г.) 

Бесѣда въ недѣлю Ваій [1].
 

Когда Церковь возвѣщаетъ восклицаніе дѣтей осанна въ вышнихъ (Матѳ. 21, 9) и до моего слуха достигаетъ звукъ этого громкаго и боголѣпнаго привѣтствія, я всецѣло проникаюсь радостнымъ расположеніемъ духа (ибо радость способна обновить природу, и печаль, при благопріятномъ условіи, исчезаетъ) и съ благочестивымъ трепетомъ приближаюсь своими богоугодными помыслами къ Виѳаніи (Марк. 11, 1), радостно рукоплещу и веселюсь вмѣстѣ съ младенцами, восклицая согласно съ ними Господу: благословенъ грядый во имя Господне: осанна въ вышнихъ (Матѳ. 21, 9). И опять, когда я созерцаю взявшихъ вѣтви и вышедшихъ на встрѣчу Христу (Іоан. 12, 13), во множествѣ стоящихъ и постилающихъ свои одежды (Матѳ. 21, 8), я, съ одной стороны, также радуюсь, видя, какъ дѣти свободно, сознательно и съ успѣхомъ устраиваютъ торжественную встрѣчу царю (Матѳ. 21, 15), а съ другой — начинаю больше негодовать на іудеевъ и ненавидѣть ихъ злобу, потому что дѣти являются справедливыми, а отцы замышляютъ гибель Христу (Лук. 19, 47), младенцы богословствуютъ, а старцы враждуютъ противъ Бога. Тогда я созерцаю и гибель мудрости ихъ книжниковъ, которые, достигнувъ, по ложному ихъ предположенію и мнѣнію, высоты знанія, лишились истинной и божественной жизни и мудрости. Тогда я оплакиваю ожесточеніе сердца ихъ учителей (Іоан. 12, 40), которые, хотя и получили право учить другихъ, но не удостоились собрать около себя учениковъ, коимъ должны были принести вредъ своимъ ученіемъ: призванные врачевать душевные недуги другихъ, они сами страдали совершеннымъ невѣжествомъ, до крайности взволновали свою душу страстью самомнѣнія и поистинѣ болѣли двойною болѣзнью, такъ какъ, во первыхъ, находились въ болѣзненномъ состояніи, а во вторыхъ, перенося крайне опасную болѣзнь, они не сознавали, что больны. И конечно, еслибы они приняли явившагося къ нимъ и жившаго среди нихъ Врача, то, хотя и были поражены болѣзнью, однако легко и безъ матеріальнаго лишенія могли бы почерпать изъ протекавшихъ предъ ними источниковъ исцѣленій и такимъ образомъ очистились бы отъ скверны страстей. Но они, добровольно закрывши чувства и умъ на собственную порочность, отвернулись отъ своего исцѣленія и не пожелали познать своего Отца и Творца. Аще бо быша разумѣли, свидѣтельствуетъ божественный Павелъ, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Они не быша разумѣли, потому что и не желали уразумѣть; а гдѣ противодѣйствуетъ воля, тамъ и мысль становится добычею господствующей страсти и свобода ума, подвергшись порабощенію, уже не ведетъ къ правильному усвоенію истины. Они не уразумѣли Того, Кого охраняютъ ангелы (1 Петр. 3, 22) и предвозвѣстили пророки (Дѣян. 3, 24). Они не уразумѣли Того, Кто сѣдитъ одесную Отца (Кол. 3, 1), Кто былъ носимъ на рукахъ Дѣвы и Своимъ словомъ все утвердилъ (Псал. 32, 6). Они не уразумѣли Того, Кто грядетъ на престолѣ херувимскомъ (Псал. 79, 2) и возсѣлъ на подъяремника (Зах. 9, 9), Кто совершилъ хвалу изъ устъ младенецъ (Псал. 8, 3) и добровольно явился на страданіе (Матѳ. 26, 2). Они не уразумѣли и даже не хотѣли понять, но глаголющеся быти мудри, объюродѣша и осуетишася помышленіи своими, и омрачися неразумное ихъ сердце (Рим. 1, 21-22). Это и пророкъ давно предсказалъ, говоря: слухомъ услышите, и не уразумѣете: и видяще узрите и не увидите: одебелѣ бо сердце людей сихъ, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смѣжиша, да не когда узрятъ очима, и ушима услышатъ, и сердцемъ уразумѣютъ, и обратятся, и исцѣлю я (Ис. 6, 9-10).

Скажи же мнѣ, іудей, почему ты пророковъ хвалишь, а Того, о Коемъ они предсказывали, порицаешь? Какъ ты прилежишь Писанію и въ то же время отклоняешь свой умъ отъ сего Писанія? Почему ты собираешь листья закона, а зрѣлый плодъ законоположенія оставляешь снимать другимъ? Зачѣмъ ты напрасно отыскиваешь руду Писанія, а то, что скрывается въ ней, именно — золото, не выкапываешь и не хранишь какъ сокровище? Тогда какъ другіе, тщательно собравши цвѣты съ луговъ законныхъ и великолѣпно украсивъ себя роскошнымъ вѣнкомъ, ликуютъ вокругъ чертога церковнаго и благоухаютъ благочестіемъ благодати: ты всецѣло сосредоточилъ свой взоръ на листьяхъ цвѣточныхъ растеній, нисколько не смущаясь суровостью вида и не обращая своего вниманія на цвѣты. Ты, къ несчастью, высоко цѣнишь самыя раковины съ жемчугомъ, въ коихъ онъ находится, а людіе Христовы, искусно вскрывши ихъ, дѣйствительно извлекаютъ оттуда блистающій свѣтъ истины. Ты долго и упорно сидѣлъ возлѣ брачнаго чертога, но не принялъ жениха, когда онъ явился, и предался любви блудной. Поистинѣ, сіи людіе буіи и не мудри (Втор. 32, 6): будучи поставлены во главѣ законоположенія, они однако не были записаны и на послѣднемъ мѣстѣ богопознанія. Развѣ ты не слышалъ, какъ воспѣлъ боговдохновенный царь Давидъ, говоря: изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу, врагъ твоихъ ради, еже разрушити врага и местника (Псал. 8, 3)? Ты не вѣришь ему, какъ пророку? Повѣрь, по крайней мѣрѣ, какъ родному тебѣ, если ты только признаешь это родство хотя бы на словахъ, потому что на дѣлѣ, какъ мы знаемъ, ты уже давно отказался отъ него. Ты не чтишь его, какъ пастыря? Побойся, какъ царя, ибо онъ умѣлъ угрожать по-царски, когда замѣчалъ нерадивыхъ или упрямыхъ; онъ имѣлъ оружіе свое блестящимъ (Псал. 7, 13), пасъ жезломъ желѣзнымъ (Псал. 2, 9) и сокрушалъ яко сосуды скуделничи (Псал. 2, 9) тѣхъ, которые сопротивлялись ему по своему неразумію. Скажи съ нимъ велегласно: изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу (Псал. 8, 3). Для твоего наказанія явился Спаситель и для твоего осужденія совершилъ хвалу изъ устъ младенецъ. Зачѣмъ ты завидуешь себѣ въ собственномъ своемъ спасеніи? Почему ты являешься такимъ злымъ въ воздаяніи за милость? Конечно, это порочно, но однако лучше твоей злобы. Ты не вѣришь тому, что слышалъ? Повѣрь же тому, что видѣлъ. Неужели ты не вѣришь и пророку Исаіи, который восклицалъ, говоря: языцы немотствующіи скоро научатся глаголати миръ (Ис. 32, 4)? Развѣ не языцы немотствующіи ясно говорятъ истину? Развѣ младенцы не научились воспѣвать миръ? Ибо Христосъ есть миръ нашъ, средостѣніе ограды разоривый (Ефес. 2, 14), и чрезъ Него мы, нѣкогда отступивъ вслѣдствіе грѣха, примирились съ Отцемъ и Создателемъ (Рим. 5, 10). Не Захарія ли по вдохновенію пророчествовалъ радость Сіону: радуйся зѣло, дщи Сіоня, проповѣдуй, дщи Іерусалимля: се царь твой грядетъ тебѣ праведенъ и спасаяй, той кротокъ и всѣдъ на подъяремника и жребца юна (Зах. 9, 9)? Не были ли глаза твои свидѣтелями предсказаннаго? Не слышалъ ли ты этого пророчества и не видѣлъ ли его осуществленія? Не согласны ли дѣла со словами? Развѣ Онъ не кротокъ? развѣ не праведенъ и не спасаяй? Развѣ Онъ не возсѣлъ на подъяремника? Развѣ немотствующіи языцы громко не возвѣщаютъ миръ? Развѣ дѣти благоразумные не приносятъ Ему хвалу? Дѣти приносятъ въ даръ хвалу — дабы разумъ доказалъ всю неосновательность злонамѣреннаго мнѣнія, которое кто-нибудь, желая исказить смыслъ повѣствованія, можетъ высказать, говоря, что славословящіе воспѣвали хвалу Господу по какому-то хитрому намѣренію и подъ вліяніемъ своего пристрастія, — потому что природа дѣтей не знаетъ коварной изобрѣтательности, не служитъ страсти лести, но какъ благодать Святаго Духа внушитъ имъ, такъ они чудодѣяніе и возглашаютъ. Дѣти приносятъ въ даръ хвалу, дабы на дѣлѣ научить всѣхъ, что благодать таинства сообщается не тѣмъ, кто имѣетъ изобрѣтательный умъ и безстыдно предается своимъ дѣламъ, но знаніе благочестія открывается тѣмъ, кто приступаетъ съ непритворною мыслію и незлобивымъ намѣреніемъ: ибо кто вынуждается изслѣдовать то, что выше испытанія, и не слѣдуетъ божественнымъ постановленіямъ, тотъ рѣзко нарушитъ и причины естества, на которыя онъ съ гордостью указываетъ, — всецѣло уклонится отъ законовъ богословія, противъ коихъ высокомѣрно борется, и не достигнетъ цѣли предпринятаго изслѣдованія. Дѣти приносятъ въ даръ хвалу, дабы обличить беззаконіе родителей и обновить богопознаніе вѣрующихъ: ибо то, что побѣждаетъ умъ и не можетъ быть постигнуто сужденіемъ разсудка, нуждается въ божественномъ вдохновеніи, которое, привитая въ сердцахъ чистыхъ и простыхъ, чрезъ нихъ открываетъ познаніе истины и другимъ. Но ты не взираешь и на Лазаря, воставшаго отъ гроба, на мертвеца, оказавшагося среди живыхъ и возлежавшаго со Христомъ на вечери (Іоан. 12, 1-2)? Ты развязываешь погребальныя пелены умершаго (Іоан. 11, 44), а своего невѣрія не разрѣшаешь. Ты отнимаешь камень отъ гроба (Іоан. 11, 41), но зависть души твоей, произведшую въ тебѣ весьма вредную язву, ты не отвергаешь? Но ты видишь, что адъ, по Господню повелѣнію, возвратилъ четверодневнаго (Іоан. 11, 39), а ты вооружаешь свои избившія пророковъ (Матѳ. 23, 31) руки для убійства и Воскресшаго, и Воскресившаго. О, беззаконіе! О, жестокость неисцѣлимыхъ помысловъ! Они (іудеи) повергли свои души въ такое нечестіе, что не вѣруютъ тому, чему должно было бы вѣровать (Іоан. 12, 37. 39), произносятъ хулу на то, что слѣдуетъ восхвалять, неблагодарны за то, за что должно прославлять и величать, злословятъ и возстаютъ противъ Бога за то, за что слѣдуетъ глубоко чтить и славословить. Такова болѣзненная сила самомнѣнія: опьянивъ умы обольщеніемъ лживыхъ мечтаній, оно не позволяетъ оку ума смотрѣть сквозь окружающую его тьму и замѣчать лучи истины. Таковъ недугъ фарисеевъ и книжниковъ, которые много заботятся о преждевозлеганіяхъ на вечеряхъ (Матѳ. 23, 6), сильно гордятся названіемъ — учителю (Матѳ. 23, 6), чрезмѣрно хвалятся охраненіемъ закона посредствомъ расширенія воскрилій ризъ своихъ (Матѳ. 23, 5), но нисколько не заботятся объ истинѣ и не исполняютъ ни одного дѣла благочестія. Таково жало зависти: лишь только оно вонзилось въ душу, поражаетъ всего человѣка; зависть ослабляетъ силу помышленія о добрѣ, до крайности извращаетъ чувства, пользованіе коими есть средство къ познанію, и не позволяетъ помышлять о полезномъ, укрѣплять слухъ памятью и правильно созерцать видимое.

Мы же, возлюбленные, станемъ избѣгать сихъ душевредныхъ страстей. Будемъ удаляться тщеславія (Флп. 2, 3), изъ-за котораго палъ первымъ паденіемъ первый изъ безплотныхъ (Ис. 14, 12). Станемъ избѣгать зависти (1 Петр. 2, 1) и въ особенности потому, что она для того, кто имѣетъ ее является гибелью, нисколько или мало опечаливающею того, кому завидуютъ. Будемъ удаляться самомнѣнія и честолюбія, которыми прогоняется уразумѣніе истины. Станемъ избѣгать неблагодарности (2 Тим. 3, 2) и хуленія (Кол. 3, 8). Ибо все это низвергло архіереевъ и книжниковъ іудейскихъ въ бездну погибели (Матѳ. 23, 13), привело ихъ въ неистовство Христоубійства (Марк. 11, 18) и сдѣлало неразумнѣе младенцевъ (Матѳ. 21, 15-16). Не будемъ подражать неразумію іудеевъ, но возревнуемъ благодаренію дѣтей. Будемъ слѣдовать не богоборству старѣйшинъ, но богословствованію младенцевъ, не слѣпотѣ завидующихъ, но богопознанію воспѣвающихъ, не злобѣ убивающихъ, но незлобію младенствующихъ. Будемъ и мы какъ дѣти, ибо Господь говоритъ: аще не обратитеся, и будете яко дѣти, не внидете въ царство небесное (Матѳ. 18, 3). Будемъ дѣтьми по незлобію, не записывая въ своей душѣ ничего дурнаго или лукаваго, но, освободившись отъ образовъ злочестія и принявъ и вписавъ въ своей душѣ благочестивую вѣру, (станемъ стремиться) къ тому, чтобы войти въ царство небесное (Матѳ. 5, 20). Принесемъ Господу ваіи состраданія и человѣколюбія, дабы войти намъ въ вѣчную радость праведниковъ (Матѳ. 25, 46). Выйдемъ въ срѣтеніе Ему, грядущему на жребяти осли (Іоан. 12, 15), предавшему позору безуміе іудеевъ (Матѳ. 23) и присвоившему Себѣ усыновленіе народовъ (Іоан. 12, 20-23). Станемъ срѣтать Его, постилая одежды свои (Марк. 11, 8). Какъ же будемъ постилать? — Именно, станемъ раздавать ихъ бѣднымъ, ибо Онъ принимаетъ на Себя ихъ нищету и восклицаетъ: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40). О, человѣколюбивый и божественный гласъ! Мнѣ, говоритъ, ты постилаешь одежды, когда одѣваешь ими бѣдныхъ, Меня согрѣваешь, когда избавляешь ихъ отъ жестокаго страданія отъ холода. Станемъ же постилать Ему одежды, дабы у насъ явилось дерзновеніе восклицать вмѣстѣ съ дѣтьми: осанна въ вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 21, 9). Благословенъ грядый простереть на крестѣ руки Свои и собрать къ Себѣ всѣ народы (1 Тим. 3, 16). Благословенъ грядый показать адъ связаннымъ, разрѣшить Адама отъ узъ и поднять отъ паденія (Евр. 2, 15). Благословенъ грядый погубить державу мучителя и даровать свободу переносившимъ величайшія страданія. Благословенъ грядый упразднить адовы жилища и наполнить небесныя обители многочисленнымъ сонмомъ спасаемыхъ. Благословенъ грядый принести Себя въ жертву за насъ (Ефес. 5, 2), очистить всѣ грѣхи (Евр. 2, 17) и примирить со Отцемъ (2 Кор. 5, 18). Благословенъ грядый разрушить смерть (2 Тим. 1, 10), возродить намъ воскресеніе (1 Петр. 1, 13), избавить отъ рабства (Евр. 2, 15) и даровать въ наслѣдіе усыновленіе (Ефес. 1, 5). Ибо Тебѣ, Создатель, принадлежитъ — сотворить насъ изъ небытія и создать и въ Твоей власти — возстановить и возсоздать насъ, падшихъ и сокрушенныхъ. Твоему человѣколюбію свойственно искать заблудившагося (Матѳ. 18, 12), обратить отъ ложнаго пути (Іак. 5, 20) и удостоить древняго наслѣдія. Ибо мы людіе Твои и овцы пажити Твоея (Псал. 78, 13) и всѣ находимся подъ Твоею властію и Тебѣ славу и благодареніе возсылаемъ вмѣстѣ со Отцемъ и Святымъ Духомъ, единосущной и животворящей и вседержавной Троицѣ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчаніе: 
[1] Бесѣда предлагается въ русскомъ переложеніи съ греческаго текста, изданнаго г. С. Аристархисомъ въ офиціальномъ органѣ Константинопольской патріархіи Ἐϰϰλησιαστιϰὴ Ἀλήϑεια за 1883 г. (№ 34, стр. 528-531). По мнѣнію издателя, настоящая бесѣда была произнесена патріархомъ Фотіемъ 27-го марта 880 года. Г. Аристархисъ основывается въ своемъ предположеніи на томъ, что въ бесѣдѣ нѣтъ обычнаго упоминанія со стороны оратора объ императорѣ; значитъ, въ данное время императора не было въ столицѣ, а это какъ разъ относится къ веснѣ 880 года, когда византійскій императоръ Василій Македонянинъ (867-886 г.) отправился военнымъ походомъ въ Сирію. 
 

Источникъ: Бесѣда въ недѣлю ВаійСвятѣйшаго Фотія, патріарха Константинопольскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 609-614. 



Подписка на новости

Последние обновления

События