Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.) 
Слово въ недѣлю Ваій
 [1].
 

Пріидите, возлюбленные, срѣтимъ Христа, Который днесь возвращается изъ Виѳаніи и добровольно грядетъ на честную и блаженную страсть нашего ради спасенія. Нынѣ грядетъ во Іерусалимъ Тотъ, Кто для насъ сошелъ свыше, дабы насъ, лежащихъ долу, возвысить съ Собою превыше всякаго начальства, и власти, и силы,.. и всякаго имене именуемаго (Ефес. 1, 21), грядетъ же не какъ ищущій славы и не съ великолѣпіемъ, но является кроткимъ и смиреннымъ. Что смирнѣе подъяремника? Онъ же (Христосъ Спаситель), сѣдящій на херувимѣхъ, не устыдился возсѣсть на жребя, какъ на тронъ, исполняя древній пророческій гласъ: рцыте дщери Сіоновѣ: се Царъ твой грядетъ тебѣ кротокъ, и всѣдъ на осля и жребя сына подъяремнича (Зах. 9, 9; Матѳ. 21, 5). Пріидите и будемъ подражать изшедшимъ въ срѣтеніе Господу, не одежды и ваія распростирая по пути Его, но елико возможно, сами распростираясь смиреннымъ духомъ и правымъ сердцемъ и пріемля въ себя грядущее Слово, вмѣщая въ себя грядущее Слово, вмѣщая въ себѣ нигдѣ невмѣстимаго Бога: ибо это пріятно Тому, Кто низшелъ ради насъ, дабы тѣснымъ соединеніемъ съ нами совозвести насъ съ Собою. Поставимъ самихъ себя у ногъ Христа облеченными, вмѣсто одеждъ, въ благодать Его или въ Самого Его: ибо (сказано) елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Будемъ ежедневно говорить священныя слова, потрясая ваіями души: благословенъ грядый во имя Господне Царь Израилевъ (Іоан. 12, 13). Куда и откуда грядый? — къ намъ отъ Отца, ко кресту отъ чуда надъ Лазаремъ. Когда грядый и ради кого? — по исполненіи временъ, ради нашего спасенія: поелику единою въ кончину вѣковъ (Евр. 9, 26) Онъ добровольно избралъ смерть за людей, — по избытку человѣколюбія Онъ сталъ человѣкомъ, дабы спасти человѣка. Итакъ, послѣдуемъ смиренію Христову, объимемъ нищету, дабы обогатиться; вкусимъ креста, дабы наслѣдовать сладость жизни. Разстелемъ у ногъ Господа, вмѣсто одеждъ, желанія сердца, дабы, проходя по насъ, Онъ былъ весь въ насъ и показалъ всѣхъ насъ въ Себѣ и Себя всего въ насъ.

Хочешь ли, возлюбленный, свѣтло праздновать торжественный день и срѣтить Христа, грядущаго на страданія, и прилѣпиться къ Нему? — начертай образъ бывшаго тогда. Будь спутникомъ Побѣдителю, вмѣстѣ съ толпой потрясая знаменіями побѣды. Вмѣсто ваій принеси добродѣтельную жизнь; вѣтвями масличными содѣлай свои руки, простертыя къ милостынѣ. Ризами подстели «Покрывающему небо облаки» не плотскія одѣянія, но всего себя предай вѣрою всему Воплотившемуся ради тебя; облеки Имъ всего себя, какъ одеждою, и прими всего Его, ради тебя пришедшаго и грядущаго на страсть. Будь, если угодно, жребятемъ, являя юношескую бодрость жребяти при старческомъ умѣ: понеси Христа, грядущаго во Іерусалимъ; содѣлайся жребятемъ по простотѣ мысли. И какъ тотъ слѣдовалъ за посланными въ Виѳфагію отрѣшить и привести его, нимало не противясь, а лишь преклонившись предъ ведущими его: такъ и ты самъ подчинись научающему тебя принять Христово смиреніе, ни въ чемъ не противясь, и будешь по-истинѣ жребя Христовъ, освобожденный отъ скотскаго неразумѣнія. Уподобься дѣтямъ еврейскимъ: младенчествуй во злѣ. Перемѣни сѣдину волосъ на кротость младенца: безполезна сѣдина, если нѣтъ простоты... Сопутствуй Господу съ народомъ, предшествуя народу. Воспріими пророческія уста; воспой, прославь Возводящаго тебя отъ славы въ славу; стань Сіономъ, стань душею Іерусалима, дѣйствительнымъ градомъ Божіимъ, градомъ прославленнымъ, дабы принять Христа вселяющагося въ тебя. Се бо грядетъ къ тебѣ кротокъ и спасая, не величаясь благодѣяніями. Разшири двери устъ твоихъ, воспой съ дѣтьми, взывая: благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ! Содѣлай сердце свое горницею постланною, дабы принять Христа для вкушенія Ему у тебя вечери. Но, трапезуя со Христомъ, не подражай Іудѣ. Вкушая трапезу таинственную, не опускай руки въ блюдо вмѣстѣ со Христомъ; не будь безразсуденъ — замышлять на учителя. Если ты слышишь: «единъ отъ васъ предастъ Меня», не величайся. Смирись со смиренными, съ молчаливыми заботься о молчаніи. А если спросятъ тебя, отвѣчай кротко Всевѣдущему и не мудрствуй, паче еже подобаетъ. Кто же уготоваетъ сердце свое, какъ горницу, — кто подражаетъ «ослицѣ» и принимаетъ Христа? — Кто окажется вечерею для Христа, предлагая жизнь свого въ пищу Изрекшему: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ (Іоан. 4, 34). Кто имѣетъ столь пламенную вѣру, что желаетъ претерпѣть со Христомъ вожделѣнную и блаженную страсть и, слыша предреченіе ученикамъ: се восходимъ во Іерусалимъ, и Сынъ человѣческій преданъ будетъ архіереемъ и книжникомъ: и осудятъ Его на смерть, и предадятъ Его языкомъ на поруганіе и біеніе и пропятіе (Матѳ. 20, 18), отвергаетъ всякое мірское пристрастіе; кто будетъ подражать своему Господу, ради Него охотно перенося все, что Онъ добровольно претерпѣлъ ради людей. Ибо Онъ страдалъ не за Себя Самого, но образъ давая намъ и показывая предѣлъ мужества и смиренія, дабы мы не падали духомъ, когда приключится съ нами что-либо прискорбное.

Какимъ же это образомъ? Внимательно выслушай, дабы понять значеніе сказаннаго.

Кто либо оскорбилъ тебя словомъ, не сердись: ибо и Христа, Который есть Господь Богъ, поносили. Ты получилъ тяжкую обиду отъ ближняго? Но Христосъ перенесъ и заушенія. Ты опозоренъ? Но Господь претерпѣлъ и оплеванія и носилъ хламиду — одежду поруганія. Ты въ безчестіи?Но и надъ Христомъ глумились, что и предрекъ Исаія: безчестно бысть (лице Его), и не вмѣнися (Ис. 53, 3). Тебя ударили рукою? Но и Христа ударяли по лицу, и Его главу били тростію. Тебя мучатъ? Христосъ даже былъ распятъ: гвозди пронзили руки и ноги Его; однакоже и пригвожденный ко кресту, Онъ молился за распинателей Своихъ (Лук. 23, 34). Насколько это тяжелѣе того? Насколько страданія Христовы тягостнѣе нашихъ? Конечно, ничто прискорбное, что когда-либо случалось съ нами, не можетъ сравниться со страданіями Христа: наши страданія должны считаться весьма легкими и ничтожными, какъ страданія только людей грѣшныхъ и смертныхъ, которые подвержены измѣненіямъ, рождаются и умираютъ. А насколько страданія Христовы превосходнѣе нашихъ, сего не можетъ выразить никакое слово: поелику они суть страданія Господа, всесвободнаго Бога, Который не подверженъ грѣху, — Бога неизмѣняемаго, безсмертнаго, у Него же нѣсть премѣненіе, или преложенія стѣнь (Іак. 1, 17). Но, безъ сомнѣнія, хотя Онъ грѣхи наша носитъ, и о насъ болѣзнуетъ; однако, Самъ беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Ис. 53, 4. 9): ибо Онъ весь есть правда и освященіе, и избавленіе, и отгнатель всякаго грѣха. И не взирай только на величіе страданій Христовыхъ, но почти достоинство Терпящаго. Помысли, какая разница видѣть простаго человѣка повѣшеннымъ на деревѣ и зрѣть Бога посреди разбойниковъ? Помысли, кто когда либо восхотѣлъ потерпѣть такія страданія, для перенесенія которыхъ добровольно Христосъ явился въ міръ? И когда же это? — послѣ Божественныхъ знаменій, послѣ исцѣленій, послѣ неслыханныхъ врачеваній недуговъ, послѣ благодѣяній, которыми Онъ никогда не преставалъ ущедрять приходившихъ къ Нему, немедленно разрѣшая должниковъ, однимъ законополагая отпущеніе, другихъ изъимая отъ осужденія...

А какъ не привести на память тѣхъ бѣдствій, которыя Господь испыталъ въ концѣ, именно, искушеній, которыя Онъ перенесъ прежде креста — преданія и льстиваго лобзанія, нашествія съ оружіемъ и дрекольми, приведенія къ Каіафѣ, лживыхъ свидѣтельствъ, допроса предъ судилищемъ, вопля, который подняли іудеи, возбуждая толпу: распни, распни Его, бичеваній, насмѣшекъ, заплеваній, заушеній, терноваго вѣнца, хламиды червленной, отведенія на Голгоѳу... Что еще было на крестѣ? — Гвозди, пропятіе на древѣ, оцетъ, желчь, копіе, жребій, брошенный объ одеждахъ, раздѣленіе ихъ, поруганія при крестѣ, когда одни, покивая главами, говорили такія слова: иныя спасе, Себе ли не можетъ спасти (Матѳ. 27, 42), другіе: аще ты еси Христосъ, спаси Себе (Лук. 23, 39): иные: уа, разоряяй церковь и треми денми созидаяй ю: спасися Самъ, и сниди съ креста (Марк. 15, 29); другіе: остави, да видимъ, аще пріиде Илія спасти Его (Матѳ. 27, 49); иные: аще Царь Исраилевъ есть, да снидетъ нынѣ со креста, и вѣруемъ въ Него (Матѳ. 27, 42). Представляется ли это тебѣ малымъ для образца смиренія? Умолчалъ ли бы ты, если бы перенесъ даже одинъ видъ такихъ страданій Христовыхъ? Но Христосъ молчалъ, претерпѣвая все. А сколь страшно и дивно то, чтó послѣдовало за крестомъ! Подумай: небо свыше омрачилось, солнце затмилось, луна потускнѣла, земля потряслась, бездна смирилась, горы разсѣлись, могилы извергли своихъ мертвецовъ, — и сколько еще великаго случилось въ это время! Обличенные симъ и наученные, что страдавшій былъ Богъ, іудеи, вслѣдствіе столь необыкновенныхъ событій, должны были бы, перемѣнивъ прежнее мнѣніе, узнать должное; но отъ злобы они не сдѣлались лучшими и не престали (злодѣйствовать), а подвиглись на худшее. Скажу и о злодѣяніяхъ ихъ послѣ погребенія Христа: о страхѣ при гробѣ, о запечатаніи камня, объ измышленіи касательно воскресенія, о распространенномъ обманѣ: помянухомъ, яко льстецъ Онъ рече еще сый живъ: по тріехъ днехъ востану. Повели убо утвердити гробъ до третіяго дне (Матѳ. 27, 63-64), и затѣмъ: рцыте, яко ученицы Его нощію пришедше украдоша Его (Матѳ. 28, 13)...

Помысли, человѣче, сколь велики страданія Христа моего и Бога, которыми Онъ потребилъ мои страсти! Сколько образовалось для меня источниковъ благодѣяній, сколько спасительныхъ врачеваній! Сколько въ теченіе двухъ дней перенесъ отъ іудеевъ тотъ добрый Пастырь, который положилъ душу Свою за насъ — овецъ! Сколько — прежде страсти отъ дня явленія Своего Израилю! То они говорили: бѣса имаши (Іоан. 8, 48), — то: ядца и винопійца, другъ мытаремъ и грѣшникомъ (Лук. 7, 34); иногда: «разрушаетъ (Іисусъ Христосъ) законъ», «разоряетъ субботу», — иногда: «самарянинъ есть» и «сынъ тектоновъ» и прочее, что содержится въ Евангеліяхъ. А что сказать объ искушеніяхъ и вопросахъ съ цѣлію уловить Господа: достойно ли есть дати кинсонъ кесареви, или ни (Матѳ. 22, 17)? коею властію сія твориши (Матѳ. 21, 23)? кое знаменіе являеши намъ, яко сія твориши (Іоан. 2, 18)? доколѣ души наша вземлеши (Іоан. 10, 24)? аще ты еси Христосъ, рцы намъ не обинуяся (Іоан. 10, 24)... Какъ много предпринимали дерзкіе и христоненавистные люди противъ Кроткаго и Смиреннаго, противъ Того, Кто претворялъ для нихъ воду въ вино, Кто вмѣстѣ съ ними вечерялъ, Кто призывалъ самарянъ, оправдывалъ мытарей, блудницъ обращалъ къ цѣломудрію, изсушалъ теченіе кровей, изгонялъ демоновъ, очищалъ прокаженныхъ, хромыхъ, согбенныхъ содѣлывалъ прямоходящими, укрѣплялъ члены разслабленнымъ, исцѣлялъ сухую руку, подавалъ глухимъ слухъ, слѣпымъ — зрѣніе, нѣмымъ — способность рѣчи, ходилъ по морю, немногими хлѣбами питалъ многія тысячи людей, словомъ возбуждалъ мертвецовъ! О, еслибы и насъ, мертвыхъ грѣхами и страстями прельщенія, Онъ сооживилъ въ Себѣ, благодатію и милосердіемъ Своего человѣколюбія! Чрезъ Него и съ Нимъ слава, честь и поклоненіе Отцу и благому, животворящему Его Духу, нынѣ и присно и во всѣ безконечные вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчаніе: 
[1] Въ сокращеніи и переложеніи на русскій языкъ. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVII, col. 985-1018, ср. «Торжественникъ» — рукопись Московской сѵнодальной библіотеки (284 - CCLXXI), лл. 239-250. Уставомъ церковнымъ чтеніе сего слова положено послѣ поліелея на утрени въ праздникъ Входа Господня во Іерусалимъ. 
 

Источникъ: Слово въ недѣлю ВаійИже во святыхъ отца нашего Андрея, архіепископа Критскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1900. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. — С. 523-527. 



Подписка на новости

Последние обновления

События