Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне.*

Похожее изображение

По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, и когда ученики пристально смотрели на небо, – вот, явился им ангел Господень, говорящий:«Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, сам опять придет на это место, таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» («что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, ...имже образом видесте его идуща на небо») (Деян. 1:11). И вот, возлюбленные, я вам сообщу, каким будет Его второе пришествие, страшное и приводящее в трепет, обличающее всякое дыхание. Явится прежде всего знамение Сына человеческого, на котором распяли Его иудеи, блестящее, как молния, которое понесут святые ангелы; и впереди его будет трубить архангел Михаил и пробуждать почивших от Адама до конца века. И встанут мертвые, как бы от сна, из своих гробов, как сказал апостол Павел: «вострубит, и мертвые во Христе воскреснут нетленными, сразу, во мгновение ока, при последней трубе» (1Кор. 15:52).

И соберут ангелы людей от четырех пределов вселенной в долине плача. Потрясется та долина и откроются средства суда: огненная река, исполненная неусыпаемого червя, жестокие и немилосердные ангелы и вкруг ставшие дела каждого, обличающие грешника. Изменятся небеса, и земля упразднится, и слава всего пройдет, как тень; богатство и все пройдет, исчезнут, как дым, когда даже звезды, как листья, спадут с неба; и никто ни за кого не заступится, и ниоткуда не будет помощи: ни отец за сына, ни мать за дочь, ни брат за брата, ни друг за друга, ни господин за раба, ни раб за господина, ни богатство, ни серебро, ни золото, ни дорогая одежда, ни дома с золотыми потолками, – но обнажатся дела каждого, хорошие или худые. Откроются небеса, и вот Сын Божий идет на облаках небесных со многой силой и славой; Он, небесный, снисходит в Иерусалим, и Он, необъятный, в Сион; и поставляются двенадцать престолов двенадцати апостолов и учеников Его; и вот Он, как молния, являющаяся от востока до запада; от страха и прещения Его свертываются небеса, как свиток. Тогда поколеблется вся земля, горы задымятся, огненные реки будут готовы принять грешников, черви, как драконы, с раскрытыми ртами будут жаждать крови грешных людей; все будут мучиться непрерывно. Та тьма не имеет света.

Подумайте, братья, о том страшном, великом и славном дне! (Если) даже ангелы, ни в чем не согрешившие, трепещут того дня, то какой трепет овладеет грешниками в тот страшный и ужасный день? Тогда будет горький плач и скрежет зубов. И никто пусть не думает, будто тот суд (будет) в умоисступлении. Я знаю, что многие говорят, будто тот суд будет так, как если кто-нибудь мучится, находясь во сне. Не заблуждайтесь, люди! Кто мучится во сне, только воображает себе это, а тело и душа почивают на постели. Но в тот день нельзя отделиться телу от души, а вместе они будут предстоять страшному тому судилищу, где книги дел раскрыты, судья нелицеприятен, и суд неизменен; во многой славе позовет Он всех на суд по имени, и все мы предстанем обнаженными. Там нет ораторской речи, побеждающей правду, нет многословия языка, но испытание дел; там не нужны дары, ни защитники, но все несут собственное бремя. Там старости не верят, знаменитости нет, телесное благородство не спрашивается; там красота лица не смущает судью, но достоинство девства и остальных добродетелей смущает судью, родившегося от Девы; там великий и малый равно судятся. Часто на том суде осуждают дети родителей. Если ты родишь детей и не соблюдешь равенства между ними, но одного обогатишь, а другого возненавидишь, то дашь ответ. Тогда и раб становится перед господином с дерзновением, и рабыня перед госпожой, и ученик перед учителем. Все они судятся в страшном судилище: дети с родителями, жены с мужьями; и дела каждого становятся явными. Поэтому, и благословенный апостол Павел, зная это, всем повелел словами:«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе… И вы, отцы, не раздражайте детей ваших… Рабы, повинуйтесь господам своим» («чада, послушайте своих родителей о Господе... И отцы, не раздражайте чад своих... Раби, послушайте господий») (Еф. 6:1, 4–5). «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое… Мужья, любите своих жен, и жены, бойтесь мужей ваших» («Господие, ...уравнение рабом подавайте… Мужие, любите жены ваша... и жены, повинуйтеся своим мужем») (Кол. 4:1, 3:19, 18), чтобы всем нам неосужденно предстать перед страшным престолом Господа нашего Иисуса Христа Бога».

Итак, будем трепетать того дня, в который пастырь имеет отделить овец от козлов и поставить овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет царь стоящим по правую сторону: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Подумай только о той радости и дерзновении в отношении к ангелам, пророкам и апостолам! «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня»(«Взалкахся бо, и дасте ми ясти: возжадахся, и напоисте мя») (Мф.25:35), и прочее. «Идите, благословенные Отца Моего, получите вместо земного небесное вместо тленного нетленное, вместо временного вечное. Вы Меня одели одеждой, а Я облекаю вас вечной славой; вы дали Мне хлеба, а Я дарую вам пищу райскую; вы Мне приносили плоды, а Я вас сделаю соучастниками святых; вы напоили Меня холодной водой, а Я вас введу в рай». Брат, когда ты это слышишь, то чего ждешь, чего медлишь отдать свое нуждающимся? Кроме того, ты даешь самому Богу, как сказал Он сам: «Если сделаете «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» («единому сих братии моих менших, мне сотвористе») (Мф.25:40). Те, которые гнали бедных, Христа гнали. И за это Он поставит их по левую сторону; и как они гнали бедных, таким же образом и Господь изгонит их словами: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» («идите отмене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Взалкахся бо, и не дасте ми ясти: возжадахся, и не напоисте мене») (Мф.25:41–42), и прочее.

Подумай только о том стыде при сонме ангелов! Уже здесь, если кто-нибудь обличен в грехе против одного друга, как он опускает лицо! Как он отказывается предстать! Как он смущается друзей, соседей, родственников из-за стыда в том, в чем был обличен! Подумай же о том стыде, когда (будут) мириады ангелов и ряды пророков, хоры апостолов, неисчислимое множество мучеников, безграничный мир, и скажет судья: «Идите от Меня, проклятые… алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня; был странником, и не приняли Меня» («идите от мене проклятии... Взалкахся.., и не дасте ми ясти: возжадахся, и не напоисте мене: наг, и не одеясте мене: болен... и не посетисте мене») (Мф.25:41–43). Чем вы, – говорит, – оправдываетесь? Я лишил вас повода у вас нет защиты. Если Я скажу: «алкал Я, и вы не дали Мне есть», то ты, может быть, скажешь, что у тебя не было хлеба. У тебя не было хлеба и воды? Но ужели у тебя не было и ног, чтобы навестить больных и в темнице? Или ты не мог даже стонать с удрученными? Ты ничего не причиняешь бедному? А разве не поражаешь его своим языком, потом не позволяя ему стонать против тебя?» Стонам его скоро внимает Господь: «поступающим надменно воздает с избытком» («и воздает излише творящим гордыню») (Пс.30:24). Господь не так внимает праведным, как бедным, так как у бедного нет еще другого защитника. За бедность все мы отвергаем его: родители – своих детей, друзья – друзей, особенно брат – брата, соседи – соседей; бедный всюду отвержен и беспомощен, ниоткуда не имеет помощи, кроме Бога, милующего бедных. Поэтому им скоро внимает Господь, как и пророк в другом месте говорит: «Скоро Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих» (Пс. 68:34). У тебя есть хлеб, или что-нибудь иное, чем утешается бедность? Дай бедному. Если у тебя нет, послужи ему словом, попечалься с ним, помолись за него, чтобы, если у тебя не нашел он покоя, нашел бы у другого. У кого нет что-либо дать, и он одаряет бедного хорошими словами, тот приобретает себе награду больше, чем кто дает. Кроме того, в другом месте говорится: велико благодеяние милостыни. Никакое другое доброе дело не в силах когда-нибудь (так) изгладить грехи. Обратимся же к нему, возлюбленные, чтобы получить вечные блага, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

* * *

Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1904. Том 10, Книга 2, О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне, с. 944-947.



Подписка на новости

Последние обновления

События