Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.) 
Слово на всеславное Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста
 [1].
Воздвижение Креста Господня. Равноапостольные Константин и Елена.

Мы славимъ крестъ, и вся Церковь наполняется блескомъ славы. Мы славимъ крестъ и съ Распятымъ на крестѣ возносимся, дабы, оставивъ долу землю вмѣстѣ со грѣхомъ, стяжать небо и небесное. Крестъ воздвигается, и вражеская сила сатаны пораженная падаетъ и сокрушается. Крестъ воздвигается, и всѣ вѣрующіе совершаютъ празднество... Если же одно воспоминаніе креста возбуждаетъ къ животворной радости и облегчаетъ тягостную скорбь, то сколь важно видѣть самый образъ креста!.. Воистинну, лучшее и драгоцѣннѣйшее изъ всѣхъ сокровищъ и по имени, и по качеству естъ крестъ, на которомъ, чрезъ который и въ которомъ утверждено и воздвигнуто зданіе нашего спасенія. Еслибы не было креста, то и рукописаніе грѣха не было бы раздрано, намъ не была бы дарована свобода, мы не стали бы наслаждаться древомъ жизни, древній змій не былъ бы умерщвленъ, разбойникъ не содѣдался бы обитателемъ рая, смерть не была бы попрана, и адъ не былъ бы опустошенъ... Посему крестъ — великое и драгоцѣнное стяжаніе: великое потому, что чрезъ крестъ явлены превеликія благодѣянія для всей вселенной, — драгоцѣнное потому, что крестъ служитъ знаменіемъ Христовыхъ страданій и побѣды.

Крестъ есть глава страданій Христовыхъ, вѣнецъ совершившихся для насъ чудесъ, почему крестъ и именуется славою Христовою и высотою Христовою. Нынѣ прославися Сынъ Человѣческій, и Богъ прославися о Немъ, и абіе прославитъ Его... Прослави мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имѣхъ у Тебе, прежде міръ не бысть... Отче, прослави имя Твое. Пріиде же гласъ съ небесе: и прославихъ, и паки прославлю (Іоан. 13, 31; 17, 5; 12, 28). Въ сихъ словахъ Христосъ Господь говоритъ о славѣ, сопровождавшей крестъ Его (т. е., о смятеніи тогда стихій и о состраданіи природы Творцу). А что крестъ составляетъ и высоту Христову, внемли тому, что изрекъ Христосъ: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себѣ; и въ другомъ случаѣ: якоже Моѵсей вознесе змію въ пустыни, тако подобаетъ вознестися Сыну Человѣческому, — для чего? да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 12, 32; 3, 14-15). Если же крестъ Христовъ составляетъ славу, то и нынѣ крестъ воздвигается для того, чтобы Христосъ прославился. Не Христосъ возвышается, чтобы славился крестъ, но крестъ воздвигается, дабы прославился Христосъ; Христосъ же прославляется, дабы вознести съ Собою насъ. Посему, когда воздвигается крестъ, тогда съ нимъ совозвышается и духъ благочестивыхъ: прославляется Христосъ, и съ нимъ прославляются славящіе Его. Воздвигается крестъ не потому только, что Христосъ былъ вознесенъ на немъ, но и потому, что, бывъ обрѣтенъ, крестъ обличилъ безуміе іудеевъ. А когда и какъ обрѣтенъ крестъ? При императорахъ, увѣровавшихъ во Христа, — обрѣтенъ силою божественною. Когда Господь жизни и смерти спустя три дня послѣ крестной смерти воскресъ: тогда іудеи, уязвляемые стрѣлами зависти и одержимые страхомъ (чтобы какія либо изъ досточтимыхъ и священныхъ орудій страданій Христовыхъ, уцѣлѣвши, не содѣлались орудіями отмщенія іудеямъ и защиты для христіанъ), зарыли въ землю крестъ и всѣ прочія орудія крестныя, какъ то: гвозди, копіе, надпись. Но когда Богъ вручилъ христіанамъ царскіе скипетры и всю власть надъ римлянами, то Ему угодно было открыть крестъ чрезъ благочестивую царицу, въ царствованіе ея сына надъ христіанами. И вотъ, всемірное сокровище не долго сокрывалось отъ царицы: рука Божія скоро подала ей даръ свой, т. е. тотъ самый крестъ Господень, который нынѣ воздвигается для цѣлой вселенной, — а вмѣстѣ съ нимъ вручила и прочія орудія, коими совершилось спасительное для міра страданіе. Посему-то мы и торжествуемъ нынѣ, что въ настоящій день обрѣтена давно сокрытая святыня, — что утаенное сокровище, бывъ извлечено изъ земли, днесь возсіяло какъ злато, — что августѣйшее знамя царства Христова, прежде закопанное въ землю, нынѣ произникло на свѣтъ; это, именно, крестъ Христовъ, орудіе спасенія, держава царская, слава апостоловъ, зерцало пророковъ, вѣнецъ мучениковъ. Съ тѣхъ поръ какъ существуетъ крестъ Христовъ, кресту приносится поклоненіе. Со времени креста Христова мы освободились отъ кровавыхъ жертвъ, содѣлавшись участниками въ безкровномъ жертвоприношеніи. Со времени креста Христова мы исповѣдуемъ таинство Богорожденія Іисусова по человѣчеству. Со времени креста Христова мы познаемъ безначальное Начало, происходящее изъ Начала предвѣчнаго. Со времени креста Христова мы научены вѣровать во Отца и Сына и Святаго Духа. Со времени креста Христова смерть презирается, истуканы сокрушены, демоны прогнаны, капища разрушены. Но для чего много говорить? Со времени креста Христова люди сожительствуютъ съ ангелами, небо отверсто для земнородныхъ. и Богъ вселяется между человѣками.

Крестъ — древо благознаменитое, на которомъ распростерся Господь, есть, подлинно, Христова и наша похвала многоименитая. Христосъ, распятый на крестѣ, содѣлалъ его древомъ жизни; Христосъ, пригвожденный ко кресту, содѣлалъ его лѣствицею къ небесамъ; Христосъ, повѣшенный на крестѣ, явилъ его ходатаемъ благословенія; Христосъ, распростертый на крестѣ, разрѣшилъ узы скованныхъ грѣхомъ. Христосъ, добровольно вознесенный на крестъ, совознесъ съ Собою міръ. Уже болѣе не проклятъ всякъ висяй на древѣ (Втор. 21, 23); уже болѣе крестъ не есть предметъ проклятія, такъ какъ клятва пригвождена ко кресту, и крестъ Христовъ содѣлался для насъ источникомъ всѣхъ благословеній. Крестъ называется различными именами. Онъ именуется жезломъ правоты, царствія, наслѣдія, силы. Престолъ Твой, Боже, во вѣкъ вѣка: жезлъ правости, жезлъ царствія Твоего. Избавилъ еси жезломъ достоянія Твоего (Псал. 44, 7; 73, 2). Жезлъ силы послетъ ти Господь отъ Сіона. Крестъ именуется палицею, древомъ жизни, подножіемъ: жезлъ Твой и палица Твоя, та мя утѣшиста (Псал. 22, 4). Древо живота есть всѣмъ держащимся ея (премудрости) и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда (Прит. 3, 18). Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножію ногу Его, яко свято есть (Псал. 98, 5). Патріархъ Іаковъ предзнаменовалъ сей крестъ, когда крестообразно возложилъ руки на внуковъ своихъ — Ефрема и Манассію (Быт. 48, 14). Тотъ-же патріархъ предизобразилъ крестъ, когда поклонился на верхъ жезла Іосифу (Быт. 47, 31). Жезлъ патріарха же Іакова былъ образомъ креста при переходѣ чрезъ Іорданъ, ибо Іаковъ говоритъ: съ жезломъ симъ преидохъ Іорданъ (Быт. 32, 10). И нѣсколько прежде Аврааму было явлено знаменіе креста въ образѣ роговъ держимаго въ чащѣ овна (Быт. 22, 13), когда патріархъ таинственно совершалъ прообразовательную жертву, предзнаменовавшую Распятаго. Крестъ былъ предобразованъ и Исаакомъ, когда онъ несъ дрова веесожженія и слѣдовалъ за отцемъ своимъ, какъ жертва, которую Авраамъ спѣшилъ принести (Быт. 22, 6). Силу креста предозначалъ и жезлъ Моѵсея, обращенный въ змія, который одержалъ побѣду надъ жезлами египетскими, пожравъ ихъ, — а для египтянъ обратилъ въ кровь воды рѣчныя, дабы онѣ не могли быть годными для питья. По мановенію жезла Моѵсеева явились изъ водъ жабы, налетѣла саранча, воскипѣли скнипы, распростерлась осязаемая тьма и постигли египтянъ всѣ прочія казни (Исх. 7). Тотъ же Моѵсеевъ жезлъ былъ образомъ креста, когда Моѵсей раздѣлилъ жезломъ Чермное море сюду и сюду, и разступившіяся воды составили для него и для народа стѣну одесную и стѣну ошуюю (Исх. 14, 21-22). Прообразованіемъ креста былъ столпъ огненный и столпъ облачный, которыми Богъ путеводилъ странствующаго Израиля по выходѣ его изъ Египта (Исх. 13, 21). Видъ креста изобразилъ и самъ Моѵсей на горѣ, воздѣвая горѣ руки свои, когда Іисусъ Навинъ сражался съ иноплеменнымъ Амаликомъ, и когда Моѵсей былъ поддерживаемъ Аарономъ и Оромъ, а Израиль укрѣплялся и преодолѣвалъ (Исх. 17, 11). Образъ креста предначертанъ былъ и жезломъ, въ пустынѣ произведшимъ изъ камня обильные источники водные. Тайну креста прообразовалъ и Исаія пророкъ, претренный на двое деревянною пилою. Нельзя не упомянуть о милоти Иліиной, предозначавшей силу креста, когда Илія, раздѣливъ милотію Іорданъ, перешелъ по нему, какъ по сушѣ (4 Цар. 2, 8). Можно-ли прейти молчаніемъ и чудо Елисея, когда онъ опустилъ древо въ воду и тѣмъ извлекъ со дна рѣки желѣзную сѣкиру, поднявъ тяжелый металлъ легкимъ кускомъ дерева (4 Цар. 6, 6)? А что сказать о жезлѣ, произрастившемъ въ теченіе одной ночи вѣтвь, цвѣты и плоды (Числ. 17, 8)? Не явно-ли, что и онъ прообразовалъ собою крестъ?...

Поистинѣ, великъ крестъ, повсюду въ Священномъ Писаніи свидѣтельствуемый и предзнаменуемый, предъявляющій образы всѣхъ тѣхъ чудесъ, кои ежедневно силою его совершаются. Покланяйтесь кресту, такъ какъ чрезъ него мы познали Господа. Достопокланяемъ крестъ, потому что благословенъ Распявшійся на немъ. Достопокланяемъ крестъ, поелику чрезъ него мы освободились отъ клятвы. Достопокланяемъ крестъ, ибо чрезъ него мы изрыгли горькій плодъ древа преслушанія и вкусили сладость спасенія. Благословенно древо крестное: на немъ Богъ распростерся плотію. Зрѣть Бога распятаго, и притомъ [среди] разбойниковъ, какое зрѣлище можетъ быть изумительнѣе? Благословенно древо крестное: чрезъ него разбойникъ вошелъ въ рай, и вкушеніе отъ сего древа истребило древле вкушенную горечь. Можетъ-ли быть что досточуднѣе сего? Благословенно древо, изъ котораго устроенъ ковчегъ, таинственно спасшій міръ отъ потопленія. Итакъ, въ настоящій день припадемъ къ сокровищу креста — Христу, Сыну Божію, и обратимся со словами Писанія: Вси языцы, елики сотворилъ еси, пріидутъ и поклонятся предъ Тобою, Господи, и прославятъ имя Твое: яко велій еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Богъ единъ (Псал. 85, 9-10). Аминь. 
 

Примѣчаніе: 
[1] Въ сокращеніи и переложеніи на русскій языкъ. См. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, tom. XCVII. 
 

Источникъ: Слово на всеславное Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Крестаиже во святыхъ отца нашего Андрея, архіепископа Критскаго. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 37. — 13 Сентября 1897 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1897. — С. 1297-1301. 



Подписка на новости

Последние обновления

События