Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.) 
Бесѣды (Омиліи).
Отдѣлъ II. Бесѣды, относящіяся преимущественно къ періоду Цвѣтной Тріоди. 
Омилія 21. На Вознесеніе Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа; въ ней же говорится и о томъ, какъ исполняется законная (ветхозавѣтная) Суббота 
[1].
 

Іудеи праздновали законную Пасху: перехожденіе изъ Египта къ землѣ Палестинской; празднуемъ и мы Евангельскую Пасху: перехожденіе нашего естества во Христѣ отъ смерти къ жизни, отъ тлѣнія въ нетлѣніе. Какое слово могло бы выразить то внутреннее различіе, уясняющее насколько лучше праздниковъ того Ветхаго Законоположенія — предметы нашихъ торжествъ? Но такъ какъ человѣческое слово не можетъ достойно выразить такое превосходство, то высочайшая единосущная Премудрость Отчая, предвѣчное и предсущное Божіе Слово, человѣколюбиво соединившееся и обитавшее съ нами, нынѣ дѣлами явило предметъ праздника и отчетливо обозначило высоту этого превосходства. Ибо нынѣ мы празднуемъ преведеніе въ Немъ нашего естества, не изъ подземныхъ сферъ на землю, но — отъ земли на небо небесъ, и затѣмъ — къ Престолу Того, Кто владычествуетъ надъ всѣмъ. Потому что сегодня Господь не только былъ посредѣ Учениковъ Своихъ, но и отошелъ отъ нихъ въ то время, какъ они смотрѣли. Онъ вознесся на небо и вошелъ въ самое Святое Святыхъ, и возсѣлъ одесную Отца, выше всякаго начала и власти, всякаго имени и чести, какъ въ нынѣшнемъ, такъ и въ будущемъ вѣкѣ извѣстной и называемой. Какъ имѣли мѣсто многіе воскрешенія прежде Воскресенія Господа, такъ были и многія вознесенія до Его Вознесенія. Ибо Духъ восхитилъ и Іеремію Пророка, и Ангелъ — Аввакума; особенно же среди другихъ, какъ пишется, былъ восхищенъ на колесницѣ огненной — Илія. Но и тотъ не перешелъ границу земли; и это было только нѣкимъ перемѣщеніемъ, вознесеніемъ каждаго изъ нихъ, которое восхищало отъ земли, и не выходило за границы земли. Также и оные воскресшіе, снова возвращались въ землю и всѣ умирали. Но какъ Христосъ воскресъ отъ мертвыхъ, и смерть Имъ ктому не обладаетъ, такъ и когда Онъ вознесся и возсѣлъ въ вышнихъ, вся высота находится подъ стопами Его, всѣмъ свидѣтельствуя, что Онъ — Богъ надъ всѣмъ. И это и была явленная гора Божія, какъ говоритъ Исаія, и на вершинѣ всѣхъ разумныхъ горъ — домъ Божій — Тѣло Владычнее (Ис. 2, 2). Ибо не Ангелъ, не человѣкъ, но Самъ Господь плотію пришелъ и спасъ насъ, ставъ ради насъ подобнымъ намъ и, въ то же время, неизмѣнно пребывая Богомъ. Какъ, когда Онъ сошелъ, Онъ не измѣнилъ Своего обитанія, но снизошелъ, такъ и восходя снова, Онъ не въ Божество возвратился, но посадилъ на горнемъ престолѣ наше, воспринятое Имъ естество. Ибо, воистину, тамъ Богу подобало представить первороднымъ изъ мертвыхъ наше естество, какъ нѣкое начало первородныхъ отъ лица всего рода.

Поэтому изъ всѣхъ бывшихъ воскресеній и вознесеній, ни одно мы не праднуемъ такъ, какъ — Воскресеніе и Вознесеніе Господа, ибо тѣхъ другихъ (воскресеній и вознесеній) мы и не являемся и не будемъ участниками. И отъ нихъ мы получаемъ не бóльшую пользу, какъ только ту, что они приводятъ къ вѣрѣ въ Воскресеніе и Вознесеніе нашего Спасителя, которыхъ мы и являемся и всѣ будемъ участниками. Потому что они являются Воскресеніемъ и Вознесеніемъ человѣческаго естества (воспринятаго въ Воплощеніи Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ), и не только человѣческаго естества (какъ таковаго), но — и вѣрующихъ во Христа и каждаго обнаруживающаго, чрезъ дѣла, вѣру. Ибо то, что было сдѣлано, — ради насъ сдѣлалъ Господь нерожденный и несотворенный по Своему Божеству. И ту земную жизнь, которую прожилъ, Онъ прожилъ ради насъ, показывая намъ путь, ведущій въ самую жизнь; и то, что пострадалъ во плоти — пострадалъ ради насъ, исцѣляя наши страсти; и ради насъ воскресъ и вознесся, уготовляя намъ Воскресеніе въ нескончаемомъ вѣкѣ: ибо всѣ участники этой жизни подражаютъ, насколько это возможно, совершенію на землѣ Его домостроительства. Началомъ же этого подражанія является Святое Крещеніе, являющееся образомъ Погребенія и Воскресенія Господа; серединой — добродѣтельная жизнь и управленіе жизни по Евангелію; а завершеніе— выражается въ побѣдѣ кадъ страстями, путемъ духовныхъ подвиговъ, которая производитъ жизнь безпечальную, неразрушимую и небесную, какъ и Апостолъ намъ говоритъ: Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духомъ дѣянія плотская умерщвляете, живи будете (Рим. 8, 13). Итакъ, тѣ, кто живутъ сообразно Христу, подражаютъ Его жительству во плоти; каждый изъ нихъ умретъ въ свое время, поскольку и Онъ умеръ во плоти, и согласно ей [2] — они воскреснутъ, сообразно Ему, прославленными и нетлѣнными; однако, не теперь, но когда придетъ время; кромѣ того они и вознесутся, какъ и говоритъ это Павелъ: Восхищени будемъ, вѣщаетъ онъ, на облацѣхъ въ срѣтеніе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господемъ будемъ (1 Сол. 4, 17).

Видите ли: какъ каждый изъ насъ, если пожелаетъ, является участникомъ и Воскресенія и Вознесенія Господа, и наслѣдникомъ Божіимъ, сонаслѣдникомъ же Христа? Поэтому мы радуемся, празднуя нашего естества Воскресеніе и Вознесеніе и возведеніе, и начало воскресенія и вознесенія каждаго изъ вѣрующихъ, приводя сегодая имѣющія быть прочитанными евангельскія слова: Воскресъ Господь, ста посредѣ учениковъ Своихъ. Почему же Онъ сталъ посредѣ ихъ, и сшествовалъ съ ними? — Изведъ ихъ вонъ до Виѳаніи, говоритъ Евангелистъ, и — воздвигъ руце благослови ихъ (Лук. 24, 50). — Для того, чтобы показать Себя совершенно здравымъ и невредимымъ; чтобы представить Свои стопы сильными и совершенно крѣпкими; и, тутъ же, раны, оставшіяся отъ гвоздей, руки — совершенно такія, какія были пригвождены ко Кресту, само прободенное ребро, а, можетъ быть, и слѣды отъ ударовъ — представляя въ удостовѣреніе Спасительной Страсти. Мнѣ кажется, что словами: Ста посредѣ Учениковъ, Евангелистъ являетъ, что Онъ утвердилъ ихъ въ вѣрѣ въ Него самымъ Своимъ явленіемъ и благословеніемъ. Ибо не только Онъ сталъ посредѣ ихъ всѣхъ, но и посредѣ сердца каждаго изъ нихъ, и утвердилъ въ вѣрѣ, такъ что о каждомъ сердцѣ можно сказать оное псаломное слово: Богъ посредѣ его, и не подвижеся (Псал. 45, 5). Ибо отъ того времени Господни Апостолы стали твердыми и непоколебимыми. Сталъ же посредѣ нихъ и сказалъ имъ: Миръ вамъ — это сладкое, искусное и обычное для Него привѣтствіе. Миръ имѣетъ двоякое значеніе: есть миръ, который мы имѣемъ по отношенію къ Богу, являющійся, главнымъ образомъ, плодомъ благочестія; и миръ, который мы имѣемъ по отношенію другъ къ другу, который раждается вслѣдствіе евангельскихъ наставленій; оба (этихъ мира) преподалъ Господь въ единомъ привѣтствіи Своемъ. И какъ Онъ заповѣдывалъ имъ дѣлать, когда впервые послалъ ихъ говоря: Въ оньже аще домъ внидите, глаголите: миръ дому сему (Лук. 10, 5), такъ и Самъ Онъ дѣлаетъ; войдя въ домъ, въ которомъ они были собраны, подобнымъ же образомъ, Онъ преподалъ миръ. Но такъ какъ Онъ видѣлъ, что они были потрясены неожиданностью и невѣроятностью видѣнія; потому что говорится, что они подумали, что видятъ духъ, и что то, что они видятъ — привидѣніе, то вотъ Онъ Самъ возвѣщаетъ имъ волненіе ихъ сердца, и показываетъ имъ, что Онъ — Тотъ Самый, Кому и до Страстей и Воскресенія они говорили: Нынѣ вѣмы, яко вѣси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошаетъ (Іоан. 16, 30), удостовѣряя ихъ чрезъ испытаніе и осязаніе; потому что, когда Онъ увидѣлъ, что они восприняли истину, Онъ утверждаетъ ихъ еще и чрезъ сіе испытаніе: немедленно (послѣ того) какъ (преподалъ) имъ миръ, Онъ предложилъ принять участіе въ ихъ ѣдѣ. Ибо — еще не вѣрующимъ, говорится, и чудящимся, но не отъ сомнѣнія, а — отъ радости, — рече имъ: имате ли что снѣдно здѣ? Они же даша Ему рыбы печены часть, и отъ пчелъ сотъ. И вземъ предъ ними ядѣ (Лук. 24, 40. 42).

Его тѣло имѣло нетлѣніе послѣ Воскресенія и не нуждалось въ пищѣ, но Онъ сдѣлалъ это, чтобы и этимъ было удостовѣрено Его Воскресеніе и чтобы показать, что Его нынѣшнее тѣло есть то же самое, которое вкушало съ ними пищу прежде Страстей [3]. Потребило же пищу оно не по естеству смертныхъ тѣлъ, но — божественнымъ дѣйствіемъ, и какъ бы сказалъ кто: какъ огонь потребляетъ воскъ, но только съ той разницей, что огонь, чтобы существовать, долженъ быть поддерживаемъ топливомъ, а безсмертныя тѣла не нуждаются въ пищѣ для своего существованія. Вкусилъ рыбы печеной часть и отъ пчелъ сотъ, которые являются также и символами Его тайны: ибо наше естество — которое — подобно образу жизни рыбы, плавающей въ жидкости страстной и полной услажденій жизни — Божіе Слово присоединило Самому Себѣ по ипостаси, и божественнымъ и неприступнымъ огнемъ Своего Божества очистивъ отъ всякаго страстнаго состава, сотворило его пламеновиднымъ и участникомъ Божества. Не только же составъ, который Онъ воспріялъ ради насъ, но и каждаго изъ удостоенныхъ общенія съ Нимъ, Онъ обожествляетъ тѣмъ, что дѣлаетъ его участникомъ того огня, который Господь пришелъ воврещи на землю. Наше естество также подобно и пчелинымъ сотамъ: оно заключаетъ въ себѣ разумное дѣланіе, подобно тому какъ въ сотахъ заключается медъ. Но еще большее подобіе сему представляетъ всякій вѣрующій во Христа: ибо какъ медъ собранъ въ соты, такъ онъ имѣетъ въ душѣ и тѣлѣ сокровищественную благодать Божественнаго Духа. Вкушаетъ же отъ нихъ Господь: потому что пріятной бываетъ для Него снѣдью — спасеніе каждаго изъ участниковъ Его естества; вкушаетъ же Онъ не все, но — отъ пчелъ сотъ, т. е. — нѣкую часть, ибо не всѣ увѣровали. И не Самъ онъ вземлетъ эту часть, но — то, что Ему дается Учениками, ибо и Ученики приводятъ Ему только увѣровавшихъ, отдѣливъ ихъ отъ невѣрующихъ. И, вотъ, вкушая отъ рыбы и отъ пчелъ сотъ предъ Своими Учениками, Господь напомнилъ имъ Свои слова, которыя Онъ говорилъ имъ прежде, идя на страданіе, представляя и нынѣ, что Онъ говорилъ истину, ибо какъ Онъ предсказалъ, — такъ и исполнилось. И Онъ отверзъ ихъ умъ разумѣть Писанія, и познать, что какъ было написано, такъ и сбылось, и что такъ подобало — по безграничному океану человѣколюбія — чтобы Единородный Сынъ Божій ради людей сталъ человѣкомъ, былъ явленъ и принялъ свидѣтельство свыше Отеческимъ гласомъ и явленіемъ Божественнаго Духа, привелъ къ вѣрѣ и удивленію Своими необыкновенными дѣлами и словами, терпѣлъ зависть и былъ преданъ людьми, ищущими не Божію славу, но человѣческую, былъ распятъ и погребенъ, и возсталъ отъ мертвыхъ въ третій день, и чтобы было проповѣдано во имя Его покаяніе и отпущеніе грѣховъ, начавъ проповѣдь съ Іерусалима; и чтобы они были проповѣдниками и свидѣтелями того, чего они были очевидцами и служителями Кого; обѣщая послать имъ свыше обѣтованіе Отчее, т. е. Духа Святаго, Онъ повелѣваетъ имъ сидѣть въ Іерусалимѣ, пока не облекутся силою свыше.

Послѣ же того, какъ Господь возвѣстилъ Своимъ Ученикамъ спасительные догматы, Онъ вывелъ ихъ изъ дома и повелъ до Виѳаніи и, благословивъ ихъ, отступилъ отъ нихъ и вознесся на небо и, какъ бы на колесницѣ, обладая облакомъ свѣта, взошелъ во славѣ, и вошелъ въ нерукотворенное Святое Святыхъ и возсѣлъ одесную Величеста на небесахъ, сотворивъ нашъ составъ (т. е. нашу человѣческую природу) участникомъ какъ Божества, такъ и Престола. Такъ какъ Апостолы не переставали взирать на небо, то Ангелы, явившись, возвѣстили, что Онъ снова пріидетъ съ неба такимъ же образомъ, какъ они Его видѣли (возносящагося). Ибо и Самъ Господь (это) предрѣкъ, и Даніилъ впервые предсказалъ: Видѣхъ, говоритъ, — яко Сынъ Человѣчь идый бяше на облацѣхъ небесныхъ (Дан. 7, 13). Господь же (сказалъ): Узрятъ Сына Человѣческаго, грядуща на облацѣхъ небесныхъ (Матѳ. 24, 30). Тогда Ученики, поклонившись пренебесному Владыкѣ, сюда снисшедшему и онебесившему землю, и вознесшемуся съ того мѣста, куда Онъ (снова) пріидетъ, и соединившему находящееся долу съ находящимся горѣ, и составившему Единую Церковь во славу Своего человѣколюбія — небесную и въ то же время земную, — радуясь возвратились въ Іерусалимъ, и были всегда въ Церкви, имѣя умъ на небѣ, радуясь и благословя Бога, и приготовливая самихъ себя къ пріятію пришествія Божественнаго Духа. Это же, братіе, какъ бы кратко суммированное, является состояніемъ (всѣхъ) призванныхъ Христомъ, именно: пребывать въ моленіяхъ и молитвахъ, и имѣть душевное око, подобно Ангеламъ, устремленнымъ къ Пренебесному Владыкѣ; радоваться и благословлять Его непорочнымъ образомъ жизни, и такимъ образомъ ожидать Тайну Его Пришествія, согласно (псалмопѣвцу), говорящему Ему: Пою и разумѣю въ пути непорочнѣ, когда пріидеши ко мнѣ (Псал. 100, 2). Это же возвѣщая, и великій Павелъ сказалъ: Наше житіе на небесѣхъ есть, идеже предтеча о насъ вниде Іисусъ (Флп. 3, 20; Евр. 6, 20). Этому убѣждаетъ и Корифей Апостоловъ — Петръ: Препоясавши чресла помышленія вашего, говоритъ, трезвящеся, совершеннѣ уповайте на приносимую вамъ благодать откровеніемъ Іисусъ Христовымъ. Егоже не видѣвше любите... (1 Петр. 1, 13. 8). Это же и Господь говоритъ: Да будутъ чресла ваша препоясана, и свѣтильницы горящіи, и вы подобни человѣкомъ чающимъ Господа своего, когда возвратится (Лук. 13, 35-36) [4]. Такимъ образомъ, и Субботу Онъ не разорилъ, но исполнилъ, явивъ воистину благословенную Субботу: день болѣе великій, чѣмъ день (простого) покоя отъ тѣлесныхъ дѣлъ и поэтому она имѣетъ сугубое благословеніе: ибо, отдыхая отъ земныхъ и вмѣстѣ съ тѣмъ безполезныхъ дѣлъ, мы пребываемъ въ Богѣ, съ непостыженной надеждой ища небесныхъ и неизрѣченныхъ вещей.

Въ Ветхомъ Завѣтѣ Суббота была единственнымъ таковымъ днемъ седмицы, почему неразумнымъ іудеямъ и казалось, что Господь нарушилъ законную Субботу; Онъ же говоритъ: Не пріидохъ разорити Законъ, но исполнити (Матѳ. 5, 17). Какъ же Онъ не разорилъ эту Субботу, но исполнилъ согласно этому Закону? — Духъ Святый обѣщанъ дароваться тѣмъ, кто просятъ Его днемъ и ночью, и Онъ заповѣдалъ всегда бодрствовать и бдѣть, говоря: Будете готови: яко воньже часъ не мните, Сынъ Человѣческій пріидетъ (Матѳ. 24, 44). Для желающихъ всецѣло Ему покориться, Онъ сотворилъ всѣ дни благословенными Субботами и, такимъ образомъ, Онъ не разорилъ, но исполнилъ этимъ и Законъ [5]. Вы же, опутанные житейскими дѣлами, если отстранитесь отъ алчности и отъ ненависти другъ къ другу, — и будете стараться истинствовать [6] и быть цѣломудренными, — то и вы сдѣлаете каждый свой день Субботой, тѣмъ, что не будете дѣлать зла [7]. Когда же наступитъ день болѣе спасительный [8], чѣмъ другіе дни, подобаетъ быть свободными и отъ безупречныхъ дѣлъ и словъ, и выдержанно пребывать въ храмѣ Божіемъ, и отдать слухъ и разумѣніе тому, что читается и поученію, и съ сокрушеніемъ предаться моленію и пѣснопѣніямъ Богу, ибо такимъ образомъ вы исполняете Субботу, живя согласно Евангелію Божественной Благодати, и простирая духовное око къ сѣдящему превыше небесныхъ круговъ со Отцемъ и Духомъ — Христу, Который сотворилъ насъ сынами Божіими, усыновленными не однимъ наименованіемъ, но общеніемъ Божественнаго Духа, Самой Плотію и Кровію Его, тѣсно соединившихся въ отношеніи Бога и другъ друга.

Итакъ, сохранимъ, чрезъ неразрушимую любовь, это единеніе въ отношеніи другъ друга; будемъ всегда взирать на Родителя горѣ: ибо мы уже не отъ земли — земные, какъ первый человѣкъ, но — таковы, какъ Второй Человѣкъ — Господь съ небесъ; каковъ земной — таковы и земные, каковъ небесный — таковы и небесные. Какъ мы носили образъ земного, такъ будемъ носить образъ и Небесного, и сердце имѣя горѣ къ Нему, будемъ созерцать это великое чудо: наше естество со-вѣчнующее духовному пламени Божества; и отбросивъ обычай кожанныхъ ризъ, въ которыя мы облеклись вслѣдствіе преступленія, станемъ въ Землѣ Святой; святую землю каждый самъ въ себѣ являя путемъ добродѣтели и твердаго устремленія къ Богу, такъ — чтобы намъ возымѣть увѣренность, когда Богъ явится въ огнѣ, и притекши къ Нему — возсіять, и вѣчно сопребывать сіяющими, во славу Его высочайшаго Свѣта, трисолнечнаго и единоначальнѣйшаго Сіянія, Которому всякая слава, держава, честь и поклоненіе, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчанія: 
[1] Homilia XXI. In Ascensionem Domini Dei et Salvatoris nostrl Iesu Christj in qua monstratur quomodo impletum sit Legale Sabbatum. P. Gr: t. 151, col. 276-285. 
[2] Т. е. воскресшей плоти Господней. 
[3] Латинскій текстъ: «Прежде Воскресенія». 
[4] Воможно, что здѣсь нѣкоторая часть текста затеряна. 
[5] Греч. текстъ даетъ основаніе для перефразы, которую находимъ въ латинскомъ переводѣ: «Не разорилъ, но исполнилъ Субботу, и черезъ Субботу — Законъ». 
[6] Слово обозначаетъ не только говорить истину, но и вести всю жизнь согласно истинѣ. 
[7] Оригиналъ: «въ недѣланіи злыхъ вещей». 
[8] Т. е. праздничный день. 
 

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 215-222. 



Подписка на новости

Последние обновления

События