Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Проклъ Константинопольскій († 446 г.)
 
Слово во Святый и Великiй Четвертокъ.
 
 

Насталъ торжественный день святыхъ Таинствъ. Возсіялъ вечеръ, свѣтлѣйшій всякаго дня. Ибо что въ настоящій вечеръ не было исполнено ужаса и удивленія? Господь вечерялъ съ рабами; отверзъ имъ рай таинствъ; далъ имъ въ пищу плоть безгрѣшную; предложилъ питіе, очищающее грѣхи; въ образѣ раба умылъ ученикамъ ноги, чтобы ободрить ихъ къ теченію; подалъ хлѣбъ, указуя предателя; облобызалъ недостойнаго, чтобы отнять благодать отъ нечестиваго [1]; пошелъ на страданiя, показывая тѣмъ, что Онъ страждетъ не невольно. Ибо кто бы могъ взять Его, если бы Онъ самъ того не восхотѣлъ? – Его, Который словомъ укрощалъ море, велѣнiемъ утишалъ вѣтры, воздвигалъ смердящихъ мертвецовъ изъ гробовъ, Которому, какъ Господу, поклонялись и бѣсы, – если бы не самъ Онъ, какъ человѣколюбецъ, восхотѣлъ подъять страданіе не тѣмъ, что Онъ былъ, но тѣмъ, чѣмъ Онъ содѣлался? – Но Его берутъ – и Онъ терпитъ; потому что Онъ пришелъ не судить, но спасти міръ; и лобзаніе было знакомъ предательства. Посему-то Онъ приступившему предателю говоритъ: Іудо (ибо ты исполненъ яда – ἰοῦ γέμεις) Іудо, лобзаніемъ ли Сына человѣческаго предаеши (Лук. 22, 48)? Такимъ именемъ Онъ ударяетъ въ двери его совѣсти, желая возбудить его, глубоко усыпленнаго сребролюбіемъ. Какъ бы такъ говорилъ ему Господь: Я избралъ тебя въ Апостола, какъ же ты превратился въ предателя? Іуда, ты жаждешь денегъ? – но ты богаче всѣхъ царей. Демоны не страшатся царей, но твоего слова они трепещутъ, какъ бѣглые рабы. Богатыхъ снѣдаютъ болѣзни, но твоя и тѣнь прогоняетъ всѣ злостраданія. Для сребролюбивыхъ сокровище – злато, вамъ же уготовано небесное наслѣдіе. Если ты корыстолюбивъ, то уже теряешь власть надъ болѣзнями: ибо душа не можетъ совмѣщать въ себѣ тину сребролюбiя и мѵро человѣколюбія.

Нѣтъ ничего, братія, пагубнѣе сребролюбія; оно вооружаетъ кровныхъ другъ противъ друга, низвращаетъ естество, возбуждаетъ къ тиранству, испровергаетъ стѣны, равняетъ съ землею города, превращаетъ уставы природы, и кратко сказать, – оно вторглось въ ликъ Апостоловъ и дерзнуло продать Неоцѣненнаго. И такъ сребролюбіе естъ причина всѣхъ золъ. Посему-то Христосъ и Богъ нашъ чрезъ Пророковъ укорялъ и говорилъ: овца возъярилась на пастыря. Поистиннѣ, корень всѣмъ злымъ сребролюбiе есть (1 Тим. 6, 10). Почему и Пророкъ Захарія говорилъ какъ бы отъ лица Господня: и реку къ нимъ, – то есть, къ неблагодарному народу, – аще добро предъ вами есть, дадите мзду мою, или отрецытеся (Зах. 11, 13). Но какая можетъ быть назначена мзда за Того, Кого продать нельзя? Какая цѣна за Того, Кто выше всякой цѣны? Какъ можно продать Того, Кто превосходитъ всякое оцѣниваніе? И поставиша, сказано, мзду мою тридесять сребренникъ (Зах. 11, 13). Какое, о Iуда, ясное предсказаніе того, какъ ты разсвирѣпелъ до такой ненасытности! Въ то время, когда благочестивая и боголюбивая жена изливала на вечери мѵро, ты, проникнутый сребролюбіемъ, говорилъ: можаше сіе мѵро продано быти вящше трехъ сотъ пѣнязь, и датися нищымъ (Марк. 14, 5). Но Іоаннъ, сынъ громовъ, весьма ясно изобличилъ нечестивѣйшую твою сребролюбивую мысль, сказавъ: сіе же рече, не яко о нищыхъ печашеся, но яко тать бѣ, и ковчежецъ имѣяше, и вметаемая ношаше (Іоан. 12, 6). Почему Господь Іисусъ Христосъ, будучи всевѣдущъ, яко Богъ, видя Іуду, побѣжденнаго злою страстію сребролюбія и желая препобѣдить чрезмѣрную ненасытность его сердца, довѣрилъ ему получаемыя отъ людей подаянiя: но Іуда, пользуясь дарами благаго Господа и не будучи лишенъ ни одного изъ Божественныхъ его дарованій, не только не насытился, но еще, въ замѣнъ трехсотъ пѣнязей, захотѣлъ получить тридцать сребренниковъ. О злонамѣренный и безумный Іуда! Ты слышалъ отъ животворящаго Учителя Христа: что пользы имать человѣкъ, пріобрѣтъ міръ весь, себе же погубивъ, или отщетивъ (Лук.9:25)? – но, обрадовавшись на короткое время тридцати сребренникамъ, продалъ Жизнодателя Христа беззаконнымъ и свою душу осудилъ на вѣчное мученіе. Посему-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ и сказалъ: горе человѣку тому имже Сынъ человѣческій предается: добро бы было ему, аще не бы родился человѣкъ той (Матѳ. 26, 24).

Господь нашъ Іисусъ Христосъ говорилъ сіе, желая привести Іуду въ чувство, чтобы онъ, образумившись, бросилъ пагубное покушеніе на предательство, обратился къ покаянію и получилъ спасеніе. Но Іуда, предпочитая преслушаніе послушанію, содѣлалъ себя жилищемъ змія – начальника зла. Посему Господь, видя, что онъ твердо упорствуетъ въ безумномъ предательскомъ намѣреніи, предалъ его тому, кто возжегь въ немъ страсть сребролюбiя. Ибо на вопросъ искреннихъ своихъ учениковъ за вечерію: кто бы это былъ, кто замышляетъ предательство? – Господь отвѣтствовалъ: той есть, ему же Азъ омочивъ хлѣбъ подамъ; и послѣ того, какъ Іуда принялъ хлѣбъ, сказано, вниде въ онь сатана и Господь сказалъ ему: еже твориши, сотвори скоро (Iоан. 13, 26-27). Видите ли, какъ Онъ, будучи истинный Спаситель, охотно спѣшилъ на страданіе для спасенія рода человѣческаго? Посему, такъ какъ свѣтъ и жизнь суть самыя высшія, отъ Христа получаемыя, блага для человѣка; то и самъ Онъ благоволилъ именовать себя оными. Онъ есть Свѣтъ, яко Богъ; Онъ есть Жизнь, яко Безсмертный; хотя же и вкусилъ смерть, но по плоти, а не по Божеству.

И такъ, будемъ всѣ удаляться корыстолюбія; отвергнемъ съ сребролюбіемъ и лицемѣріе. Желая приступить къ Божественнымъ Тайнамъ, возлюбимъ другъ друга отъ сердца; отринемъ всякій гнѣвъ; очистимъ себя отъ всякаго памятозлобія, дабы Господь, вошедши въ наши души, никого изъ насъ не обрѣлъ исполненнымъ, подобно Іудѣ, лицемѣрія, но всѣхъ нашелъ чистыми, подобно Іоанну – съ вѣрою богословствующими о Сущемъ въ нѣдрахъ Отчихъ (Іоан. 1, 18), подобно Павлу – распявшимися міру (Гал. 6, 14), подобно Петру – благочестно проповѣдующими и исповѣдующими: Ты еси Христосъ Сынъ Бога Живаго (Матѳ. 16, 16); дабы такимъ образомъ достигнуть намъ блаженства, Господомъ обѣщаннаго. Ибо сказано: блаженъ мужъ, емуже не вмѣнитъ Господь грѣха, ниже есть во устѣхъ его лесть (Псал. 31, 2); и на кого воззрю, говоритъ Господь чрезъ Пророка, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словесъ Моихъ (Ис. 66, 2)? – и въ Евангеліи Спаситель училъ своихъ учениковъ такъ: блажени нищiи духомъ, яко тѣхъ есть Царствіе Небесное (Матѳ. 5, 3). О еслибы всѣмъ намъ сподобиться наслѣдовать и насладиться сего Царствія чрезъ Господа нашего Іисуса Христа, волею благоволившаго продать и предать Себя за насъ, да освободитъ насъ отъ рабства невидимаго врага! Тому слава, купно со Отцемъ и Святымъ и Животворящимъ Его Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанiе: 
[1] Такое же прекрасное выраженiе находится и въ Словѣ св. Iоанна Златоуста На сошествiе во адъ: «Лобзаю тебя, Іуда, не для того, чтобы даровать тебѣ любовь, которую ты отринулъ, но чтобы отнять отъ тебя благодать, которую Я тебѣ даровалъ».

Печатается по изданiю: Святаго Прокла архіепископа Константинопольскаго Слово во святый и Великій Четвертокъ. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1840 г. – Часть II. – С. 48-55.



Подписка на новости

Последние обновления

События