Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О мученическихъ актахъ св. Игнатія Богоносца.

Свщмч. Игнатий БогоносецМученическіе акты о св. Игнатіи были изданы сперва на латинскомъ языкѣ Ушеромъ въ 1647 г., а потомъ въ греческомъ оригиналѣ — Руинартомъ въ 1869 г. Они были написаны спутниками Игнатія, сопровождавшими его изъ Антіохіи въ Римъ и бывшими свидѣтелями его послѣдняго подвига. На это указываютъ собственныя слова описателей мученичества Игнатія: «мы неохотно ѣхали, скорбя о предстоящей намъ разлукѣ съ праведникомъ» (гл. V); «мы видѣли это собственными глазами» (гл. VII). По общему мнѣнію, это были діаконы — Филонъ и Агаѳоподъ, о которыхъ св. мученикъ упоминаетъ въ посланіяхъ къ смирнянамъ и филадельфійцамъ. Эти записки отличаются въ изложеніи простотою, искренностію и теплотою любви къ великому исповѣднику истины: эти признаки, равно какъ отсутствіе анахронизмовъ, даютъ право признать ихъ подлинность. Возраженія противъ нихъ, въ разное время поднимавшіяся со стороны притязательной преувеличенной критики устранены Персономъ (Vindiciae Ignatianae) и Гефеле въ пролегоменахъ къ твореніямъ мужей апостольскихъ. (Прот. Петръ Преображенскій)

Текстъ памятника

 

Мученичество святаго Игнатія Богоносца.

1. Вскорѣ по вступленіи Траяна на Римскій престолъ, Игнатій, ученикъ апостола Іоанна, мужъ по всему апостольскій, тщательно управлялъ Антіохійскою Церковію. Едва еще прошли прежнія бури столь многочисленныхъ гоненій при Домиціанѣ; а онъ, подобно доброму кормчему, кормиломъ молитвы и поста, неутомимостію въ ученіи, ревностію духа противодѣйствовалъ и предстоящему волненію, боясь, чтобы не потонулъ кто либо изъ малодушныхъ или неопытныхъ. Итакъ, когда гоненіе не на долго утихло, онъ радовался, что Церковь находится въ тишинѣ; самъ же въ себѣ скорбѣлъ о томъ, что еще не достигъ надлежащей любви къ Іисусу, и совершеннаго достоинства ученика. Онъ помышлялъ, что исповѣданіе посредствомъ мученичества тѣснѣе соединитъ его съ Господомъ. Посему, проведши еще нѣсколько годовъ для Церкви, гдѣ на подобіе Божественнаго свѣщника просвѣщалъ душу каждаго человѣка изъясненіемъ Божественныхъ Писаній, наконецъ получилъ по своей молитвѣ.

2. Ибо когда Траянъ, на девятомъ году своего царствованія, возгордился побѣдою надъ скиѳами, даками и другими народами, и думая, что ко всеобщей покорности недостаетъ для него только Богочестиваго общества христіанъ, сталъ грозить, что если кто не будетъ покланяться идоламъ вмѣстѣ со всѣми язычниками, то таковый подвергнется гоненію: тогда страхъ заставлялъ всѣхъ благочестно живущихъ или приносить жертвы идоламъ, или умереть. Тогда-то доблественный воинъ Христовъ, заботясь о Антіохійской Церкви, по своой волѣ былъ приведенъ къ Траяну, жившему въ сіе время близъ Антіохіи, и поспѣшавшему въ Арменію и къ парѳянамъ. Какъ скоро онъ предсталъ предъ лице царя Траяна, — то сей сказалъ: кто ты таковъ, злой бѣсъ, что стараешься нарушать наши законы, да и другихъ къ тому же побуждаешь, дабы они несчастнымъ образомъ погибли? Игнатій отвѣчалъ: никто Богоносца не называетъ злымъ бѣсомъ. Ибо злые духи бѣжатъ отъ рабовъ Божіихъ. Если же ты думаешь, что я непріязненъ онымъ, и называешь меня злымъ для бѣсовъ; то я на сіе согласенъ. Ибо имѣя Христа, небеснаго Царя, я разрушаю ихъ навѣты. Траянъ спросилъ: а кто такой Богоносецъ? Игнатій отвѣчалъ: тотъ, кто имѣетъ Христа въ своемъ сердцѣ. Траянъ сказалъ: и такъ ты думаешь, что мы не имѣемъ боговъ въ нашей душѣ, которые помогаютъ намъ противъ враговъ? Игнатій отвѣчалъ: ты, по заблужденію, языческихъ бѣсовъ величаешь богами: но одинъ есть Богъ, сотворившій небо и землю и море, и все, что въ нихъ находится; и одинъ Христосъ Іисусъ, Сынъ Божій единородный, который да удостоитъ меня своего царствія. Траянъ спросилъ: ты говоришь о Томъ, который былъ распятъ при Понтіѣ Пилатѣ? Игнатій отвѣчалъ: о Томъ, который распялъ на крестѣ мои согрѣшенія вмѣстѣ съ виновникомъ оныхъ, и все демонское коварство, всю злобу повергъ подъ ноги носящихъ Его въ своемъ сердцѣ. Траянъ сказалъ: итакъ, ты носишь въ себѣ Распятаго? Игнатій отвѣчалъ: такъ точно; ибо написано: вселюся въ нихъ и похожду. Тогда Траянъ произнесъ: мы повелѣли, чтобы Игнатій, по собственнымъ словамъ носящій въ себѣ Распятаго, былъ взятъ воинами, и приведенъ въ Римъ на снѣденіе отъ звѣрей для забавы народа. Святый мученикъ, услышавъ такое опредѣленіе, съ радостію воскликнулъ: благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоилъ меня стяжать совершенную любовь въ Тебѣ, связывая меня вмѣстѣ съ Апостоломъ Твоимъ Павломъ, желѣзными узами. Сказавши сіе, онъ съ радостію наложилъ на себя оковы, помолившись прежде о Церкви, и предавши ее со слезами Господу; и тотчасъ, какъ отличный нѣкій овенъ, предшествующій доброму стаду, былъ схваченъ звѣрскою жестокостію воиновъ, которымъ должно было отвести его въ Римъ на пожраніе кровожаднымъ звѣрямъ.

3. Итакъ, отправясь съ великою охотою и радостію отъ желанія пострадать, изъ Антіохіи въ Селевкію, здѣсь взошелъ въ корабль, и съ великимъ трудомъ доѣхавъ до города Смирны, сошелъ съ великою радостію съ корабля, и поспѣшилъ увидѣть св. Поликарпа епископа Смирнскаго, соученика своего (ибо они были прежде учениками св. апостола Іоанна); и, побывъ у него, и сообщивъ ему духовныя дарованія, и похвалившись предъ нимъ узами своими, побуждалъ къ участію въ своемъ подвигѣ какъ вообще всю Церковь (ибо всѣ азійскіе города и Церкви принимали святаго посредствомъ епископовъ, пресвитеровь и діаконовъ, и всѣ спѣшили къ нему, дабы получить отъ него часть дарованія духовнаго); такъ наипаче святаго Поликарпа, дабы скорѣе сокрыться ему отъ міра посредствомъ звѣрей, и явиться предъ лицемъ Христовымъ.

4. И все сіе такъ говорилъ, и такъ свидѣтельствовалъ, толико простирая любовь ко Христу, что былъ совершенно увѣренъ въ полученіи неба за доброе исповѣданіе, и по усердію молящихся о его подвижничествѣ; а также сдѣлалъ возмездіе церквамъ, встрѣтившимъ его чрезъ своихъ предстоятелей пославъ къ нимъ благодарственныя посланія, источающія, вмѣстѣ съ молитвою и увѣщаніемъ, духовную благодать. Такимъ образомъ видя, что всѣ весьма расположены къ нему, онъ боялся, чтобы братская любовь не подавила въ немъ усердія къ Господу, тогда какъ для него весьма счастливо отверзлась дверь къ мученичеству. На сей конецъ онъ написалъ посланіе къ Римской Церкви, которое здѣсь и приложено.

«Игнатій, называемый также Богоносцемъ (Ѳеофоромъ), помилованный величіемъ всевышняго Отца и Іисуса Христа единаго Сына Его, Церкви возлюбленной и просвѣщенной волею восхотѣвшаго все, что соотвѣтствуетъ любви Іисуса Христа Бога нашего, которая и предсѣдательствуетъ въ Римской странѣ, будучи Богодостойна, достолѣпна, достоблаженна, достохвальна, достойна благопоспѣшенія, достойно чиста, и превосходящей въ любви, носящей имя Христа, имя Отца, которую и привѣтствую именемъ Іисуса Христа Сына Отчаго, — соединеннымъ по плоти и духу во всякой заповѣди Его, безразлично исполненнымъ благодати Божіей, желаетъ премногой во Іисусѣ Христѣ Богѣ нашемъ, непорочной радости.

Поскольку я, по молитвѣ къ Богу, достигъ того, чтобы видѣть ваши Богодостойныя лица, такъ какъ я и о другомъ множайшемъ молился: то нынѣ я, будучи связанъ за Христа Іисуса, надѣюсь лобызать васъ, если на то будетъ воля Божія, чтобы я удостоился достигнуть конца. Ибо начало благополучно, если только я сподоблюсь благодати безпрепятственно получить мое наслѣдіе. Но боюсь вашей любви, чтобы она мнѣ не повредила: ибо вамъ удобно сдѣлать то, чтó вы хотите, а мнѣ трудно пріобрѣсти Бога, если вы будете жалѣть о мнѣ. Я не хочу угождать вамъ какъ человѣкамъ, но желаю угодить Богу также, какъ и вы угождаете. Ибо я никогда не буду имѣть такого случая пріобрѣсти Бога, да и вы сдѣлаете лучшее дѣло, если будете молчать. Ибо если вы будете молчать обо мнѣ, то я сдѣлаюсь Божіимъ, а если возлюбите плоть мою, то я опять буду ходить въ ней. Не дѣлайте для меня ничего, кромѣ того, чтобы я пожренъ былъ Богу, такъ какъ готовъ еще жертвенникъ, и вы, содѣлавшись въ любви единымъ хоромъ, воспѣли Отцу во Христѣ Іисусѣ, что Богъ сподобилъ епископа Сирійскаго быть на Западѣ, препославши его съ Востока. — Хорошо восходить отъ міра къ Богу, чтобы взойти послѣ въ Немъ. Вы никогда никому не завидовали, и другихъ научали; я же хочу, чтобы и то было твердо, что вы предписываете уча; только просите для меня силы и внутрь и внѣ, дабы не только говорить, но и желать, дабы я не только назывался христіаниномъ, но и былъ имъ; ибо если я дѣйствительно буду, тогда можно и говорить, что я даже и тогда вѣренъ, когда не будетъ меня въ мірѣ. Ничто видимое не вѣчно; ибо видимое временно, а невидимое вѣчно (2 Кор. 4, 18). Ибо тамъ паче является Богъ нашъ Іисусъ Христосъ, сущій во Отцѣ. Христіанство не есть такая вещь, о которой надлежитъ только молчать, но есть дѣло великое.

Я пишу Церквамъ, и свидѣтельствую всѣмъ, что я добровольно умираю за Бога, если вы не воспрепятствуете мнѣ. Прошу васъ, не имѣйте ко мнѣ неумѣстной приверженности. Оставьте меня содѣлаться пищею звѣрей, чрезъ которыхъ можно пріобрѣсти Бога. Я пшеница Божія, и долженъ быть измолотъ зубами звѣрей, чтобы сдѣлаться чистымъ хлѣбомъ Христовымъ. Даже ласкайте звѣрей, чтобы они содѣлались для меня гробомъ, и нисколько не оставили моего тѣла, дабы я по смерти не сдѣлался кому въ тягость. Тогда я буду по истинѣ ученикъ Христа, когда міръ не увидитъ и тѣла моего. Молитесь обо мнѣ Христу, чтобы я сими средствами содѣлался жертвою. Я не повелѣваю вамъ какъ Петръ и Павелъ; они Апостолы, а я осужденный; они свободные, а я доселѣ рабъ; когда же пострадаю, тогда получу отъ Іисуса освобожденіе, и востану въ Немъ свободнымъ. Теперь я, будучи узникомъ, учусь не желать ничего мірскаго или суетнаго.

Отъ Сиріи до Рима я сражаюсь со звѣрями на землѣ и на морѣ, ночью и днемъ, будучи связанъ съ десятью леопардами; — это есть отрядъ воиновъ, которые, и получивши благодѣянія, дѣлаются еще хуже. Впрочемъ я болѣе учусь отъ ихъ обидъ: но симъ не оправдаюсь (1 Кор. 4, 4). О, если бы я сподобился звѣрей, приготовленныхъ для меня; я молюсь, чтобы они были готовы; и я буду ласкать ихъ, чтобы они тотчасъ меня пожрали, а не такъ какъ нѣкоторыхъ, къ коимъ они изъ боязни не коснулись; и если они упорствуя не захотятъ, то я ихъ принужу. Извините меня: я знаю, чтó мнѣ полезно; теперь я начинаю быть ученикомъ. Ничто видимое, или невидимое не удержитъ меня въ томъ, чтобы пріобрѣсти Христа. Да пріидутъ на меня огонь и крестъ, толпы звѣрей, удары, терзанія, раздробленіе костей, отсѣченіе членовъ, сокрушеніе всего тѣла, злыя мученія отъ діавола: только бы я пріобрѣлъ Христа. Нѣтъ никакой для меня пользы въ удовольствіяхъ міра, ни въ царствахъ вѣка сего. Мнѣ лучше умереть во Христѣ Іисусѣ, нежели царствовать надъ концами земли. Ибо какая польза человѣку, если онъ и цѣлый міръ пріобрѣтетъ, душѣ же своей повредитъ (Матѳ. 16, 26)? Я ищу Того, который за насъ умеръ; я Того хочу, который восталъ за насъ. Но мнѣ дóлжно теперь родиться. Простите мнѣ, братія, не препятствуйте мнѣ жить; не желайте, чтобы я умеръ, — я желающій быть Божіимъ. Не радуйтесь для міра; дайте мнѣ принять чистый свѣтъ, преселившись туда я содѣлаюсь человѣкомъ Божіимъ; позвольте мнѣ быть подражателемъ страданія Бога моего. Если кто имѣетъ Его въ себѣ, тотъ да помыслитъ, чего я желаю, и да пожалѣетъ о мнѣ, зная, что такое меня удерживаетъ.

Князь вѣка сего хочетъ увлечь меня, и разрушить во мнѣ мою волю по Богѣ. И такъ никто изъ васъ да не содѣйствуетъ ему; лучше будьте на моей сторонѣ, т. е. на сторонѣ Божіей. Не говорите объ Іисусѣ Христѣ такъ, чтобы вмѣстѣ желать и міра. Зависть да не пребудетъ въ васъ; не тогда вѣрьте мнѣ, когда я лично прошу васъ; но болѣе вѣрьте тому, что я пишу. Я живой пишу къ вамъ, желая умереть; мое желаніе распято, и нѣтъ во мнѣ огня любящаго вещество; а находится во мнѣ живая и говорящая вода, изнутри взывающая ко мнѣ: иди къ Отцу. Я не чувствую пріятности въ тлѣнной пищѣ, ни въ удовольствіяхъ вѣка сего; я хочу хлѣба Божія, хлѣба небеснаго, хлѣба жизни, который есть плоть Іисуса Христа Сына Божія, явившагося въ послѣднее время отъ сѣмени Давида и Авраама; хочу Божіяго питія — крови Его, которое питіе есть любовь нетлѣнная, и жизнь вѣчная. Я не хочу болѣе жить такъ, какъ человѣки; но это будетъ, если вы захотите; но вы должны желать того, чтобы вы и сами были приняты. Краткимъ письмомъ прошу я васъ; вѣрьте мнѣ. А Іисусъ Христосъ откроетъ вамъ, что я говорю по истинѣ: Онъ есть неложныя уста, которыми Отецъ изрекъ истину. Молитесь обо мнѣ, чтобы я достигъ. Я написалъ вамъ не по плоти, но по разуму Божію. Если я пострадаю, то вы сего восхотѣли, если я отверженъ буду, то вы возненавидѣли.

Воспоминайте въ молитвѣ вашей Церковь Сирійскую, которая вмѣсто меня имѣетъ Пастыремъ Бога. Одинъ Іисусь Христосъ будетъ блюсти ее, и также любовь ваша, а я стыжусь считаться между ними, да и недостоинъ сего, такъ какъ послѣдній и изверженный; но я удостоился сдѣлаться чѣмъ нибудь, ежели пріобрящу Бога. Привѣтствуетъ васъ духъ мой и любовь Церквей принявшихъ меня во имя Іисуса Христа, не такъ какъ мимоходящаго. Ибо и тѣ изъ нихъ, которыя не были ко мнѣ близки на моемъ пути по плоти, вводили меня въ городъ.

Пишу къ вамъ сіе изъ Смирны чрезъ достоблаженнѣйшихъ Ефесеевъ. А со мною вмѣстѣ находится между многими другими Крокъ, вожделѣнное для меня имя. Я думаю, что вы знаете о тѣхъ, которые прежде меня отправились изъ Сиріи въ Римъ во славу Божію; скажиже имъ, что я близко. Всѣ они достойны Бога и васъ, и вамъ надлежитъ ихъ во всемъ успокоить. Написалъ же я вамъ сіе за девять дней до сентябрьскихъ календъ (т. е. двадцать третьяго августа). Укрѣпляйтесь до конца въ терпѣніи Іисусъ Христовѣ. Аминь».

5. Такимъ образомъ приготовивъ по своему желанію письмомъ тѣхъ изъ братій въ Римѣ, которые бы воспротивились его намѣренію, онъ былъ выведенъ изъ Смирны (ибо воины побуждали Христоносца придти заранѣе до публичныхь зрѣлищъ въ великомъ Римѣ, дабы онъ предъ глазами народа Римскаго былъ преданъ дикимъ звѣрямъ, и получилъ вѣнецъ за подвиги) и прибылъ въ Троаду. Потомъ, будучи отправленъ отсюда въ Неаполь, пошелъ чрезъ Филиппы, Македонію и также около Епира къ Епидамну, и на пути по приморскимъ мѣстамъ нашедши корабль, переплылъ Адріатическое море, а изъ него вступилъ въ Тирренское, не останавливаясь на островахъ и въ городахъ; и какъ скоро показались святому Путеолы, то онъ спѣшилъ сойти, желая идти по стезѣ Апостола Павла. Но какъ случившійся сильный вѣтръ не позволялъ сего, дуя въ корму корабля, то онъ и проплылъ мимо, ублажая любовь братьевъ въ семъ мѣстѣ. И такимъ образомъ въ одинъ день и ту же ночь, при благополучныхъ вѣтрахъ, мы противъ воли приближались, воздыхая о томъ, что праведникъ скоро разлучится съ нами; чтожъ касается до него самаго, его молитвы исполнялись; ибо онъ спѣшилъ скорѣе преставиться отъ міра, чтобы соединиться съ Господомъ, котораго онъ возлюбилъ. И такъ когда вошли въ Римскую пристань, и публичныя зрѣлища приближались къ концу, то воины жаловались на медлительность, а епископъ съ радостію покарялся ихъ понужденіямъ.

6. Потомъ пошли изъ такъ называемаго Порта, и поскольку уже всюду прошелъ слухъ о святомъ мученикѣ, то съ нимъ много было братьевъ исполненныхъ страха и радости: ибо они радовались тому, что удостоились видиться съ Богоносцемъ, но страшились того, что его вели на смерть. Нѣкоторымъ же онъ повелѣлъ молчать, когда тѣ горѣли желаніемъ и предлагали удержать народъ, чтобы онъ не требовалъ смерти праведника. Онъ же тотчасъ провидя это, и сдѣлавши всѣмъ привѣтствіе, просилъ ихъ имѣть истинную любовь къ нему, и сказавши имъ болѣе, нежели сколько было въ письмѣ, убѣдилъ не препятствовать ему стремиться къ Господу; и такимъ образомъ, съ колѣнопреклоненіемъ всѣхъ братьевъ, помолившись Сыну Божію о Церквахъ, о прекращеніи гоненія, о взаимной любви всѣхъ братьевъ, поспѣшно былъ отведенъ къ амфитеатру, и по прежнему повелѣнію Кесаря, былъ тотчасъ впущенъ въ оный, потому что зрѣлища скоро должны были кончиться, (сіе же зрѣлище, называемое на римскомъ языкѣ тринадцатымъ, было самое знаменитое, и народъ весьма охотно стекался на оное) преданъ жестокимъ звѣрямъ подлѣ храма, такъ что симъ, соотвѣтственно Писанію желаніе праведнаго пріятно (Прит. 10, 24), совершенно исполнилось желаніе св. мученика Игнатія, чтобы не обременить никого изъ братьевъ собираніемъ его останковъ, такъ какъ онъ еще прежде въ письмѣ желалъ, чтобы таковъ былъ конецъ его. Ибо остались только твердѣйшія части его тѣла, которыя были отвезены въ Антіохію, и положены въ полотно, какъ безцѣнное сокровище, по благодати, обитавшей въ мученикѣ, оставленное св. Церкви.

7. Сіе случилось за тринадцать дней до январскихъ календъ (т. е. въ двадцатый день декабря), въ консульство у римлянъ Суры, и вторичное Сенеція. Мы бывшіе зрителями сего, возвратившись домой со слезами, имѣли всенощное бдѣніе, и много просили съ колѣнопреклоненіемъ и моленіемъ Господа, чрезъ случившееся укрѣпить насъ слабыхъ. Потомъ немного уснувши, нѣкоторые изъ насъ увидѣли внезапно востающаго и обнимающаго насъ, нѣкоторые же, равнымъ образомъ, видѣли молящагося блаженнаго Игнатія, а другіе орошеннаго пóтомъ, какъ бы послѣ великихъ трудовъ, и представшаго Господу. И такъ видѣвши сіе съ великою радостію, и послѣ разсказавши взаимно сновидѣнія, мы воспѣвали Бога, подателя благъ, ублажали святаго, и замѣтили для себя день и часъ, дабы, собираясь во время его мученичества, имѣть общеніе съ подвижникомъ и доблественнымъ мученикомъ Христовымъ, поправшимъ діавола, и совершившимъ путь своего христолюбиваго желанія во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, чрезъ котораго и съ которымъ слава и держава Отцу, со Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь. 
 

Источникъ: Мученичество святаго Игнатія Богоносца. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Минист. Внутр. Дѣлъ — 1822 г. — Часть VIII. — С. 340-356. 



Подписка на новости

Последние обновления

События