Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.) 
Слова.

 

Слово на соборъ небесныхъ чиновъ.
 

1. Насъ окружаютъ трубы разумныхъ архистратиговъ и озаряетъ красота божественныхъ священнослуженій; лики немолчныхъ пѣснословцевъ собрали насъ для бодрствованія въ пѣсняхъ, и воинства безплотныхъ существъ образовали хоръ съ плотскими. Предводитель небесныхъ начальствуетъ нынѣ въ одномъ и томъ же храмѣ и надъ земными. Кто же именно? — Это Михаилъ, по благодати Божіей, и самъ блистающій, и являющійся посредникомъ божественныхъ сіяній для смертныхъ. Людямъ даны въ первоначальныхъ откровеніяхъ Божіихъ справедливѣйшіе божественные законы, по которымъ тѣ, кто наибольше благодѣяній получаетъ, не должны оставаться забывчивыми и неблагодарными въ отношеніи къ своимъ покровителямъ, но сколько возможно прославлять ихъ милости. Наши же скорые и усердные предъ Богомъ ходатаи, нелѣностные и неутомимые заступники людей суть человѣколюбивые ангелы, отъ человѣколюбиваго Господа пріемлющіе даръ человѣколюбія, изначала взаимно просвѣщаемые свѣтомъ отъ несозданнаго Свѣта. Они истинные посредники смертныхъ предъ Богомъ; они — боги, по божеству отъ Бога, но не по природѣ; они — свободные граждане вышняго града свободы, который есть Іерусалимъ, матерь всѣхъ свободныхъ во Христѣ; они — одушевленный и духовный огонь, разумное пламя Божіе; они — свѣтлыя, высшія и превознесенныя вѣчныя горы: черезъ нихъ Господь дивно просвѣщаетъ насъ отъ горъ вѣчныхъ (ср. Псал. LXX, 5); они — скорые привратники небесныхъ селеній и обителей. Коль возлюбленна селенія Твоя, Господи силъ. Желаетъ и скончавается душа наша во дворы Твоя, Господи. Посему свѣтъ радованія и спасенія въ ангельскихъ обителяхъ праведныхъ (Псал. CXVII, 15). Во гласѣ радованія и исповѣданія, шума празднующаго, въ мѣстѣ селенія дивна даже до дому Божія (Псал. XLI, 5) вси ангели Его, сильніи крѣпостію, творящіи слово Его (Псал. CII, 20). Тамъ мирная и безмятежная простота жизни, тамъ (Богъ) велій и страшенъ есть надъ всѣми окрестными Его (Псал. LXXXVIII, 8). Тамъ таинственное молчаніе торжественныхъ гимновъ; тамъ неизреченное исполненіе святѣйшихъ пѣснопѣній; тамъ невидимое божественное сіяніе неизглаголанныхъ и великихъ славословій; тамъ невечерній свѣтъ, просвѣщающій недремлющія очи безплотныхъ (духовъ); тамъ, въ этомъ домѣ Божіемъ, собраніе звѣздъ, т. е. силъ ангельскихъ, содѣйствующихъ намъ во благо, постоянно посылаемыхъ Богомъ для служенія намъ ради тѣхъ, кто наслѣдуетъ спасеніе.

2. У этихъ безплотныхъ ангельскихъ силъ, безсмертныхъ воинствъ, служителей и соработниковъ Божіихъ — различныя положенія, разныя наименованія, неодинаковое достоинство, но одна природа, имѣющая многообразныя проявленія: есть чины пѣснословящіе и охраняющіе небеса, непосредственные служители Божіи; есть чины внутренніе и чины внѣшніе, которые называются и вратами небесными; есть чины высшіе и чины низшіе, которые нѣкогда говорили высшимъ: возмите врата князи ваша (Псал. XXIII, 7); есть чины посылающіе и посылаемые, чины тайноводствующіе и тайноводствуемые. У разныхъ ангеловъ и служеніе разное. Есть ангелы, которые по воздуху летаютъ и спасаютъ души святыхъ отъ воздушныхъ духовъ. Обозначая это, патріархъ Іаковъ сказалъ умирая: ангелъ, иже мя избавляетъ отъ всѣхъ золъ(Быт. XLVIII, 16). Равнымъ образомъ и управленіе земного міра ввѣрено ангеламъ, которые по повелѣнію Божію осуществляютъ планы Провидѣнія. Каждой вѣрующей душѣ также дается отъ Бога ангелъ для охраненія ея и покровительства ей. Ибо говоритъ Писаніе: не даждь во смятеніе ноги твоея, ниже воздремлетъ храняй тя (Псал. CXX, 4). И опять: блюдите, да не презрите единаго отъ малыхъ сихъ: глаголю бо вамъ: яко ангели ихъ выну видятъ лице Отца Моего небеснаго (Матѳ. XVIII, 10). И не только каждой благочестивой душѣ дается ангелъ отъ Бога, но и каждому отдѣльному вѣрующему народу дается ангелъ хранитель. Ибо говоритъ Писаніе: постави предѣлы языковъ по числу ангелъ Божіихъ (Втор. XXXII, 8). Черезъ небесныхъ ангеловъ совершается на землѣ откровеніе таинъ Божіихъ; черезъ ангеловъ — охраненіе водъ и источниковъ и бываемыя отъ нихъ исцѣленія; черезъ ангеловъ избавленіе достойныхъ отъ искушеній. Ибо говоритъ Писаніе: ополчится ангелъ Господень окрестъ боящихся Его, и избавитъ ихъ (Псал. XXXIII, 8). Черезъ ангеловъ — сохраненіе останковъ мучениковъ: хранитъ Господь вся кости ихъ (Псал. XXXIII, 21), хотя и таинственна здѣсь рѣчь о костяхъ. Черезъ ангеловъ охраняются жертвенники Божіи и храмы вѣрныхъ; черезъ ангеловъ молитвы и моленія возносятся отъ земли на небо къ Богу, равно какъ и приносятся оттуда людямъ божественныя дарованія, — и вообще всякое таинство Божіе на землѣ совершается черезъ ангеловъ.

3. Такъ, нѣкогда Богъ дѣйствительно поставилъ херувимовъ, которые бы охраняли древо жизни, сдѣлавшееся недоступнымъ для недостойныхъ. Онъ явился Аврааму, пославши къ нему въ образѣ мужей ликъ изъ трехъ ангеловъ, изображающій трисвятую тайну Троицы, а затѣмъ двухъ изъ этой ангельской троицы открылъ Лоту въ Гоморрѣ и черезъ наказаніе тамошнихъ жителей показалъ, что Отецъ не судитъ никого, но судъ весь далъ Сыну, Коему и Святый Духъ соприсутствуетъ существенно. И Іакову явился ангелъ-борецъ, въ знаменованіе закона, изреченнаго черезъ ангеловъ. И великому Моисею въ пламени огня явился огненный потокъ ангеловъ, невредимо опалявшій зеленѣющую купину и предъизображавшій несліянное (во Христѣ) единеніе Бога съ природой людей, приносящей терніе грѣха. Черезъ ангеловъ также при Моисеѣ быстрой рукой безъ меча, незамѣтно, ночью были истреблены первенцы фараона, а народъ еврейскій сохраненъ невредимымъ. Рукою ангеловъ также были связаны, какъ бы нѣкоторою веревкой, въ глубинѣ моря колеса у колесницъ (фараона) со всадниками тристатами: потому-то, когда нечестивые увидѣли эти ангельскія силы, потопляющія ихъ, то сказали: бѣжимъ отъ лица Израилева, Господь бо побораетъ по нихъ на египтяны (Исх. XIV, 25). И опять послѣ сего явился истиннымъ, какъ Христосъ, водителемъ народа въ столпѣ облачномъ ангелъ Божій, коего красота лика, имѣвшаго видъ облака, указывала народу мѣста остановокъ и стоянокъ. Затѣмъ, когда пришли къ горѣ законодательства тѣ, коимъ былъ данъ законъ, то они получили богописанныя скрижали черезъ множество ангеловъ: одни трубили въ трубы, другіе окружали гору огнемъ, а иные въ громѣ, молніи и бурѣ окутывали ее дымомъ, чтобы устрашить народъ, болѣвшій отсутствіемъ страха Божія. Впослѣдствіи также черезъ ангела Іисусъ Навинъ возвѣстилъ о побѣдѣ надъ филистимлянами. Но чтобы почтить праздникъ архангела упоминаніемъ о бóльшемъ количествѣ ангеловъ (ибо я вѣрю, что они всегда совмѣстно радуются со своимъ архистратигомъ), скажемъ и о томъ, какъ нѣкогда ангелъ въ Іерусалимѣ губилъ Израиля, пока великій Давидъ не закололъ воловъ на гумнѣ Сіонскомъ и не сжегъ ихъ въ жертву на огнѣ изъ сожженныхъ повозокъ и упряжи воловьихъ (2 Цар. XXIV, 22-25), и такимъ образомъ прекратилъ пораженіе народа. Какую же мысль намъ внушаетъ это явленіе и чему научаетъ? — Тому, что одна жертва Христа, принесенная Имъ на древѣ крестномъ, укрощаетъ гнѣвъ Божій противъ вселенной; ибо здѣсь Онъ явился, какъ великій Финеесъ (ревнитель), принесъ Себя въ умилостивленіе за насъ, и черезъ то прекратилось бѣдствіе.

4. Такъ какъ въ разсужденіи объ ангелахъ мы имѣемъ руководителемъ архистратига, то намъ необходимо разсмотрѣть и то, почему ангелы, будучи одной природы, открываются людямъ на землѣ не съ однимъ и тѣмъ же видомъ и не въ одинаковомъ образѣ; но являются въ образѣ юношей, и воиновъ, и коней, и шестокрылыхъ и многоочитыхъ животныхъ, и львовъ, и тельцовъ, и орловъ, и огненныхъ коней, и колесъ, и колесницъ? Итакъ, дивный Исаія, видѣвшій божественный и страшный престолъ, на которомъ возсѣдалъ Богъ всѣхъ, говоритъ, что вокругъ Него стояли силы высшихъ ангеловъ и херувимскихъ чиновъ, въ образѣ шестокрылыхъ (животныхъ): двумя крылами они закрывали лица свои, другими двумя — ноги, и двумя летали; верхнія и нижнія закрытыя части тѣла, очевидно, обозначаютъ, что таинство Божества пребываетъ невидимымъ, и сокровеннымъ, и утаеннымъ какъ для вышнихъ небесныхъ существъ, такъ и для нижнихъ земныхъ. Или, быть можетъ, они покрывали лица и ноги, чтобы тѣмъ научить насъ, что одинаково непостижимо какъ то, что было до схожденія съ неба Христа Бога Слова, такъ и то, что было послѣ Его вознесенія; тѣми же тайнами, которыя открылись въ воплощеніи Его, вѣрующая церковь, какъ крылами, возносится къ небу. Равнымъ образомъ черезъ сокрытіе своихъ лицъ и ногъ святые херувимы на то намекаютъ, что ни начала, ни конца божественной природы невозможно ни увидѣть, ни изучить, ни понять, — именно: сокрытіе лица означаетъ незримость несозданной природы, а сокрытіе ногъ — недоступность ея.

5. Затѣмъ божественный пророкъ, узрѣвшій это, говоритъ, что домъ наполнился славы Божіей. Вѣдомъ (бысть тогда) во Іудеи Богъ и во Израили (токмо) веліе имя его(Псал. LXXV, 2). Но вмѣстѣ съ тѣмъ и умнымъ силамъ вѣдомо таинство воплощенія Самого Бога Слова, возсѣдающаго на престолѣ. И такъ какъ Онъ долженъ былъ явиться людямъ на землѣ какъ человѣкъ, Безплотный долженъ былъ воплотиться, Невидимый даже для безплотныхъ долженъ былъ стать тѣлесно видимымъ и плотскимъ, и наполнить всю землю славой, хвалой и благодатію Своею: то ангелы, пораженные неожиданнымъ и непостижимымъ снисхожденіемъ Божіимъ и удивленные неизреченнымъ откровеніемъ Его людямъ, воспѣли пѣснь благодаренія и изумленія, взывая: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, исполнь вся земля славы Его(Ис. VI, 3), — и тѣмъ блаженнѣйшіе серафимы предвозвѣстили будущую Славу церквей, т. е. Христа. Посему и говорится, что вся земля полна славы Его. И посмотри, что происходитъ: и взяся (говоритъ Писаніе) наддверіе отъ гласа, т. е. отняты ограды и покровъ, свыше охранявшіе іудейскіе храмъ и народъ, и домъ наполнися дыма, т. е. опустошенія и мрака, заблужденія и невѣдѣнія. Внемлите прилежно, молю васъ: въ то время, когда вся земля безславно пребывала въ заблужденіи и невѣжествѣ, домъ іудейскаго храма былъ полонъ славы: когда же вся земля наполнилась славы и познанія Божія, тогда домъ (Израиля) наполнися дыма, такъ какъ угасъ для іудеевъ свѣтильникъ закона, чтобы, по слову Христа, мы невидящіе видѣли, видящіе же Іудеи стали слѣпы. До сихъ поръ Исаія.

6. Іезекіиль, имѣвшій умъ, способннй къ божественнымъ видѣніямъ, какъ никто другой, видѣлъ вышнихъ безплотныхъ ангеловъ въ образѣ не только двуликихъ, но и четвероликихъ животныхъ, которыя ясно предъизображаютъ собой, думаю, таинство воплощенія Еммануила отъ Дѣвы. Животныя имѣли видъ человѣка и тельца, и льва, и орла — вверху. Ибо Христосъ явился на землю воистинну какъ человѣкъ, истинный Богъ и истинный человѣкъ; явился, какъ телецъ, для закланія во спасеніе міра: какъ левъ, силою Своею воскресъ изъ мертвыхъ; какъ орелъ, вознесся на небо. Можно еще и такъ понимать видъ животныхъ въ отношеніи ко Христу: видъ человѣка обозначаетъ Его, какъ слово и образъ невидимаго Бога, ради разумной и невидимой силы Его души и ума; видъ тельца указываетъ въ Немъ сильнаго архіерея, несущаго на Себѣ иго закона, и нѣкогда возлежавшаго въ ясляхъ виѳлеемскихъ, подобно намъ неразумнымъ, и посѣявшаго во вселенной сѣмя евангельскаго слова; видъ льва указываетъ на Него, какъ на царя всѣхъ насъ, бывшихъ нѣкогда дикими, грубыми, кровожадными, плотоядными и нечистыми язычниками. Ибо говоритъ Писаніе: воцарися Богъ надъ языки (Псал. XLVI, 9). И Христосъ есть не только левъ, но и скименъ льва, какъ говоритъ о немъ Іаковъ (Быт. XLIX, 9), т. е. Сынъ Царя, происшедшій отъ царственнаго Отца. Посему, далѣе, Онъ есть и орелъ, какъ царь небесныхъ пернатыхъ и крылатыхъ, т. е. святыхъ умныхъ ангельскихъ силъ, — пернатыхъ, потому что, подобно намъ, птенцамъ Христа, и ихъ защищаетъ и питаетъ Богъ, — крылатыхъ, потому что они удобоподвижны и возносятся надъ всѣмъ земнымъ, — крылатыхъ, потому что они непрестанно носятся на высотѣ божественной любви. Пророкъ называетъ ихъ еще многоочитыми, потому что они освѣщаются обильнымъ божественнымъ свѣтомъ и ничѣмъ земнымъ не затемняются къ созерцанію Бога. Посему они названы и духами, какъ существа нематеріальныя, безплотныя, неосязаемыя, безсмертныя, не имѣющія никакого объема, безвоздушныя и, по благодати Божіей, нетлѣнныя и невредимыя.

7. Да убѣдитъ тебя въ этомъ ангелъ, который пришелъ къ друзьямъ Азаріи въ образѣ Господа, пылая огнемъ, угашая пещь (вавилонскую), издавая пламя, приносившее росу, а не огонь. И что поразительнѣе всего здѣсь, — это то, что кого внутри пещи, какъ во чревѣ, объяло пламя, тѣхъ ангелъ сдѣлалъ невредимыми, а нечестивыхъ, которые стояли кругомъ, будучи неприкосновенны, истребилъ. Таково всемогущее свойство божественной силы ангела, которая столь крѣпка, что и весь міръ можетъ погубить во мгновеніе ока. Объ этомъ свидѣтельствуетъ губительная язва, бывшая среди халдеевъ при Сенахиримѣ и ночью истребившая черезъ ангела, безъ шума и меча, сто восемьдесятъ пять тысячъ народа. Помолимся Господу, чтобы она и сейчасъ появилась среди нынѣшнихъ халдеевъ (магомотанъ).

И пророкъ Аввакумъ, земной и облеченный плотію, легко былъ перенесенъ безплотнымъ ангеломъ изъ предѣловъ Іерусалима въ Вавилонъ, когда несъ пищу пророку Даніилу, содержавшемуся во рвѣ львиномъ: онъ вошелъ туда и вышелъ невредимымъ, сохранивши печати надъ рвомъ въ цѣлости, въ предзнаменованіе гроба Христа. Какъ Христосъ отъ смерти ада, и пророкъ возсталъ, избавившись отъ кровожадныхъ звѣрей и отправивши въ адъ тѣхъ, которые его самого (раньше) въ адъ низвели. И какъ въ отношеніи халдеевъ, такъ и здѣсь совершился нелицепріятный судъ опредѣленія Господа, творящаго ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный(Псал. CIII, 4): такъ называются въ Священномъ Писаніи блаженные ангелы потому, думаю я, что они очищаютъ людей отъ страстей, сжигаютъ и наказываютъ враговъ Божіихъ и сообщаютъ свѣтъ непросвѣщеннымъ людямъ.

8. Далѣе, ангелы являются въ образѣ коней, какъ говоритъ Захарія, потому, что все божественное быстроходно. Являются и въ образѣ колесницъ, потому что обходятъ небесныя сферы и тамъ обитаютъ. Ибо говоритъ Писаніе: гласъ грома Твоего въ колеси (Псал. LXXVI, 19). Посему и Илія Ѳесвитянинъ на огненной колесницѣ былъ вознесенъ отъ земли. Этотъ прообразъ понятенъ: онъ означаетъ запряженную четверней, т. е. изъ четырехъ стихій составленную, колесницу нашей природы, съ которой вознесся на небо Богъ Слово, носившій ее и управлявшій ею, по Своему желанію. Кони же царскихъ колесницъ являются образомъ святыхъ ангеловъ. Колесница Божія тмами темъ тысяща гобзующихъ и празднующихъ (Псал. LXVII, 18). И Даніилъ видѣлъ въ видѣніи мужа человѣкообразнаго, сидящаго на престолѣ, Бога, Ветхаго денми. И тысяща тысящъ служаху Ему, и тмы темъ предстояху Ему (Дан. VII, 10). Но все это и подобное этому изображено въ Ветхомъ Завѣтѣ, какъ бы въ видѣніяхъ и откровеніяхъ, ибо ни существа Божія, ни формы Его, ни образа, ни вида, ни красоты Его никто изъ облеченныхъ плотію никогда не видѣлъ, и видѣть не можетъ, какъ Священное Писаніе насъ научаетъ. Но и существа ангеловъ также никто не видѣлъ и не можетъ видѣть.

9. Но перейдемъ отъ сѣни (ветхозавѣтной) къ Новому Завѣту и разсмотримъ яснѣе служеніе ангеловъ. Итакъ, нѣкогда Гавріилъ, предводитель лика ангеловъ, и начальникъ высшаго собора избранныхъ безплотныхъ служителей, таинственный вѣстникъ неизреченныхъ Божіихъ таинствъ людямъ, богоподобный служитель, вѣстникъ радости для смертныхъ, — явился къ пренепорочной Дѣвѣ. Онъ вошелъ къ ней и открылъ Пресвятой природный свой образъ, какъ онъ есть. Ибо, какъ говорятъ, одной Пресвятой Богоматери дано было видѣть ангельскую природу, какова она въ дѣйствительности, какою была создана, чтобы по красотѣ твари ей можно было восхищаться красотой Господа. Поэтому архистратигъ, но повелѣнію Божію, вошелъ къ Дѣвѣ, явилъ ей свою неизъяснимую красоту и видъ свѣтлѣйшій самыхъ лучей солнечныхъ, и черезъ то незамѣтно открылъ Непорочной чистѣйшее свойство ея собственнаго образа. И она узрѣла видъ, являющійся отображеніемъ малаго и невидимаго истеченія (Божія), узрѣла красоту, которая выше самой превосхоцной красоты, узрѣла странное и необыкновенное сіяніе красоты, узрѣла сіяніе безплотнаго существа, превосходящее солнце, узрѣла вѣчный лучъ умной денницы, узрѣла духовное пламя, сверкающій блескъ умнаго свѣта. Пречистая Дѣва восприняла не невещественное ангельское видѣніе и явленіе, узрѣвъ то, что никому еще не открывалось.

10. И Захарія былъ пораженъ нѣмотой за то, что не повѣрилъ святому ангелу. Ибо, такъ какъ отъ него долженъ былъ родиться на свѣтъ Предтеча истиннаго Свѣта Іоаннъ, гласъ вопіющаго въ пустыни (Ис. XL, 3), т. е. намъ, составляющимъ церковь изъ язычниковъ, — гласъ, говорящій о ветхости закона: то онъ, отецъ его, являющійся прообразомъ закона, за шесть мѣсяцевъ до Христа рождаетъ Іоанна. Не бѣ той свѣтъ (Іоан. 1, 8), и посему Захарія за шесть мѣсяцевъ (до рожденія Свѣта) получаетъ сына Іоанна. Послѣ него Христосъ родился, какъ нѣкоторый седьмой день, ибо Онъ воистинну есть таинственный нашъ покой субботній, который Богъ благословилъ и освятилъ, такъ какъ въ этомъ покоѣ Онъ почилъ отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ. И Христосъ есть подлинно истинный архангелъ великаго совѣта Отца, и Самъ Господь Богъ силъ (Саваоѳъ). Поэтому въ домостроительствѣ воплощенія Ему, какъ человѣколюбивому Владыкѣ, покоряются, служатъ и работаютъ всячески и на всякомъ мѣстѣ святые и человѣколюбивые ангелы. Во время Его рожденія по плоти ангелы явились къ пастухамъ съ первою вѣстью и возвѣстили имъ о рожденіи Христа въ ясляхъ виѳлеемскихъ. Пораженные великимъ и дивнымъ таинствомъ Его воплощенія въ бѣдности, они тотчасъ торжественно и свѣтло воспѣли: Слава въ вышнихъ Богу (Лук. II, 14). Далѣе, ангелъ, преобразившись въ звѣзду, какъ нѣкое свѣтило небесное, указываетъ волхвамъ путь и призываетъ ихъ къ тому пути, который говоритъ о Себѣ: Азъ есмь путь (Іоан. XIV, 6). А затѣмъ, по отшествіи волхвовъ, ангелъ снова даетъ указаніе, чтобы Іосифъ съ Матерью и Іисусомъ удалился въ Египетъ. И вотъ, Богъ поспѣшно удалился отъ смертнаго — по домостроительству, т. е. не потому, что Онъ (Судія смертныхъ) боялся смертнаго, но чтобы явить тебѣ образъ и примѣръ, и чтобы всѣ знали, когда нужно бояться и когда нужно быть мужественнымъ. И служеніе ангеловъ Своему Господу простерлось не только до Египта, ибо ангелъ открылъ Іосифу и время выхода изъ Египта.

11. Что же далѣе? — И нѣчто другое находимъ мы объ ангелахъ. Ангелы явились Христу послѣ крещенія, чтобы служить Ему въ пустынѣ, — и это не потому, чтобы они когда-нибудь отступали отъ своего Господа, но чтобы ты, вѣрующій, былъ убѣжденъ, что всякій крестившійся и сохранившій чистоту получаетъ невидимыхъ ангеловъ, которые служатъ ему и охраняютъ. Потому-то и въ овчей купели ангелъ совершалъ исцѣленіе, предъизображая крещеніе: въ ней великаго совѣта Ангелъ, Христосъ, даровалъ исцѣленіе тридцатилѣтнему разслабленному, который такимъ образомъ крестился тридцати восьми лѣтъ и чудесно исцѣлилъ пять своихъ чувствъ вѣрою въ Святую Троицу.

Но вотъ мы едва не прошли молчаніемъ того, что въ священныхъ повѣствованіяхъ объ ангелахъ всего важнѣе и удивительнѣе. Это именно повѣствованіе о тѣхъ необыкновенныхъ и многообразныхъ ангелахъ у живоноснаго гроба Христа, которыхъ рѣчи и чудеса въ этомъ мѣстѣ были дѣйствительно странны и неизреченны. Обрати вниманіе здѣсь прежде всего на то, какъ всѣ любимые Христомъ люди бѣгутъ сюда, бесѣдуютъ, а высшія силы спокойно сидятъ. Ибо вотъ, Петръ всталъ и побѣжалъ ко гробу, а другой ученикъ побѣжалъ скорѣе Петра. И Марія Магдалина бѣжитъ и приходитъ къ Симону Петру. И другія Маріи побѣжали возвѣстить ученикамъ (о воскресеніи), равно и тѣ, о которыхъ повѣствуетъ Маркъ, поспѣшно ушли отъ гроба. А сидѣвшіе здѣсь ангелы являются въ образѣ не бѣгущихъ, но сидящихъ — одинъ у головы, другой у ногъ, гдѣ лежало Тѣло Іисуса, и одни внутри, а другіе снаружи на камнѣ.

12. Чему же все это насъ научаетъ? — Тому, что земнородные, совершенно не воспринимающіе божественныхъ таинствъ, справеддиво бѣгутъ, какъ и Павелъ сказалъ о нихъ, — бѣгутъ, чтобы получить награду, ибо бѣгущій бѣжитъ къ желаемой цѣли, а о всесвятыхъ ангелахъ говорится, что они сидѣли во гробѣ, такъ какъ они уже знали божественныя тайны воскресенія: и одинь у головы сидѣлъ, можетъ быть, какъ вѣстникъ высшихъ таинствъ, а другой у ногъ, какъ совершитель нѣкоторыхъ нисшихъ таинствъ и служеній: и одни внутри гроба, какъ созерцающіе сокровеннѣйшія чудеса Божества, другіе же внѣ, можетъ быть, какъ проповѣдующіе чудо воплощенія Христа: и опять — одинъ сидѣлъ по правую сторону, являясь наставникомъ благочестивыхъ душъ, пребывающихъ одесную Бога. Но они являлись также и въ образѣ прекрасныхъ юношей чуждыхъ болѣзней, старости и тлѣнности, знаменуя юношеской красотой своей твердую и добродѣтельную любовь свою къ Богу. Потому-то они являются также въ свѣтлыхъ одеждахъ, чтобы черезъ это показать какъ свѣтлый, чистый и достойный любви образъ воскресенія Христа, такъ вмѣстѣ съ тѣмъ чистоту, безстрастіе и безгрѣшность, въ силу присущей имъ благодати Божіей, своей природы. Ибо такъ какъ ангелъ означаетъ второй свѣтъ, свѣтъ ниже перваго, который есть свѣтъ свѣтовъ, то по этой причинѣ всесвятыя свѣтила (ангелы) являются достойнымъ людямъ въ блестящихъ, какъ молнія и какъ снѣгъ, одеждахъ. Въ нихъ нѣтъ ни краски, ни тѣла: нѣтъ у нихъ ни крыльевъ, ни рукъ съ локтями, ни головы съ волосами, ни прямого стана и вообще ничего такого, что относится къ созерцаемому или движущемуся въ матеріальной природѣ. Если же говорится, что они являются въ божественныхъ видѣніяхъ человѣкообразно, то мы не считаемъ усвояемыхъ имъ названій показателями ихъ природы; эти названія они получили отъ Бога и отъ богословствующихъ мужей, для обозначенія ихъ собственнаго дѣйствованія. Такъ и должно быть. Ибо разсмотримъ слѣдующее. Они называются — ангелами, потому что возвѣщаютъ людямъ божественныя опредѣленія и приносятъ ихъ на землю изъ другого міра: архангелами, — чтобы ты научился, что и среди людей долженъ быть порядокъ и благоустройство, образъ котораго представляетъ собою и церковь: также называются началами, какъ руководители низшихъ чиновъ къ наученію и просвѣщенію: властями, — какъ облеченные царскимъ и господскимъ достоинствомъ; силами, — какъ чуждые по благодати всякой немощи и страданіяи смерти; престолами, — такъ какъ Богъ, какъ на престолѣ, почиваетъ въ ихъ дѣлахъ и служеніи; господствами, — какъ приставленные Богомъ къ роду человѣческому для попеченія о немъ, спасенія и руководства, и какъ господствующіе по благодати Божіей надъ всякимъ вообще страстнымъ движеніемъ или искушеніемъ къ паденію; серафимами (это слово на еврейскомъ языкѣ означаетъ горѣніе), — какъ существа очищающія и просвѣщающія другихъ. Самые же высшіе и ближайшіе къ Богу ангелы называются херувимами и это слово означаетъ полноту вѣдѣнія.

13. Вотъ, что внушилъ намъ нынѣ сказать объ ангелахъ архистратигъ ангеловъ. Таковы девять чиновъ безплотныхъ силъ. А десятый чинъ есть человѣкъ. Ибо Христосъ говоритъ о десяти чинахъ или драхмахъ: кая жена имущи десять драхмъ, аще погубитъ драхму едину, не вжигаетъ ли свѣтильника, и помететъ храмину, и ищетъ прилѣжно, дондеже обрящетъ? И обрѣтши созываетъ другини и сосѣды, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обрѣтохъ драхму погибшую (Лук. XV, 8). Или что означаетъ одна овца пропавшая изъ девяносто девяти не заблудившихъ, которую добрый и человѣколюбивый пастырь не презрѣлъ, но взыскалъ и нашелъ ее въ горахъ и на холмахъ эллинскихъ золъ блуждающею и служащею идоламъ, обратилъ ее, взялъ на плеча, возвелъ на небо, присоединилъ заблудившую къ стаду не заблудившему и удостоилъ вѣчнаго царства, котораго да достигнемъ и мы всѣ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ слава Отцу, также и Святому, Животворящему, Единосущному Духу, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 114-123. 



Подписка на новости

Последние обновления

События