Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Николаос Котопулис, преподаватель-богослов

Таинство любви в Церкви

Το μυστήριο της αγάπης στην Εκκλησία

 

Νικόλαος Κοτοπούλης, Δάσκαλος MSc – Θεολόγος

 

 «Бог есть любовь».[1] Этой лаконичной фразой евангелист Иоанн в своем Первом послании, обращаясь к главе тела Церкви, Богочеловеку Христу, дает своеобразное определение того, что такое Бог.

Сама Церковь, как богочеловеческий организм, вместе с тем что она своим главой имеет Христа, уже определена как место любви, как общество любви, поскольку источником [2] любви является Триединый Бог.

 

 

Как Триединый Бог из любви сотворил человека и творение, «расширяя» тем самым любовное внутритринитарное общение трех Лиц [3], так и постоянным Своим присутствием в жизни Церкви Он гарантирует и сохраняет связь любви,  человека с Богом, ближним и творению.

 

Таким образом, любовь возводится в главную и жизненно важную характеристику церковной жизни, так что мы можем безоговорочно утверждать, что там, где нет любви, нет церковного общества, там человек живет – может быть, сам того не сознавая – вне Церкви [4].

Осознает ли кто-то, что как трагично обнаружить у христиан любого уровня неведением любви и наличие практик, включая нетерпимость, злобу, ненависть, жестокость, садизм и духовное бесплодие, до такой степени, что указанный ими Бог кажется нелюбимый и бесполезный, чуждый человеку и его жизни, «Бог», которому уже небезразлично, «жив» он или «мертв» [5].

 

«По тому узнают все, что вы Мои ученики: если любите друг друга», — сказал Христос, давая тем самым точку отсчета для «признания» истинного христианина [6].

 

Менталитет [7] Запада, отсекающий разум от сердца и существования, часто лишал человека счастья, потому что скрывал от него Бога как любовь. И самое ужасное, это часто приводило во имя Христа [4] к совершению чудовищных преступлений против людей и народов, позоривших человеческую историю.

 

«Великий инквизитор» Достоевского, далеко отодвигающий Христа Любви из человеческой жизни и событий, заменяющий его собственным неотступным присутствием (опрокидывающим истину Христа о сущности и содержании греха), отражает всю драму европейского человека, часто пришедшего верить в божественную конструкцию, в Бога, по существу несуществующего. Вера такой формы привела математически — и мы справедливо верим — каждый мыслящий ум к выводу о смерти Бога: Бога, который не любит лично каждого человека, не существует, Он мертв [8].

 

Православная Церковь через любовь расширяется во все стороны материального и духовного мира, имея возможность все включить в свое тело. Эта любовь, конечно, всегда существует в сфере истины [9].

 

По этой причине те, кто раскалывает описанное нами церковное единство или группируется «во имя Христа», не могут утверждать, что они живут в сфере любви, потому что просто, поступая таким образом, они живут вне ареала Церкви, не осознавая и не понимая ее смысла и миссии.

 

Любовь и эгоизм, любовь и индивидуализм не могут сосуществовать. Человек, который любит Бога, любит своих собратьев с такой же силой, как дети общелюбимого Бога, Создателя и Отца, и не думает причинить им ни малейшего вреда. Возможно, поэтому характерным является то, что святой Иоанн Синайский упоминает, о том, что кто утверждает, что любит Бога и в то же время не любит своего брата, «подобен бегущему во сне» I I.

 

Любовь и грех также не могут сосуществовать. Христос учил: «если любишь Меня, соблюди заповеди Мои» [12], «кто не любит Меня, не примлет слов Моих» [13], «всякий, делающий грех, становится рабом греха» [14], «ибо сия есть кровь Меня за многие изливаемая во оставление грехов» [15]. Грех представляет собой нарушение вечной «воли Божией», которая выражается через Его слова и заповеди, повеления, который ведет к отделению человека от Бога-Творца. Первый грех человека произошел в раю с непослушанием Адама и Евы воле Бога, создавшего их (сделавшего их прародителями человеческого рода [16] и экологами творения [16] ). Этот грех привел к разрыву отношений люби между человеком и Богом, его собратьями [17], самим собой и творением [18].

 

Любовь превосходит грех – непослушание воле Божией через тайну покаяния, посредством которого человек сожалеет, что отошел от Бога, меняет свой образ мышления и жизни и радуется воссоединению с Богом, ближним и творением [18].

Тайна любви сосуществует и в «великом» [20] таинстве Брака,  к которому Бог-творец предназначил мужчину и женщину [19], реализующие любовь по образцу любви Христа к Церкви [20]. Любая другая форма «брака», кроме отношений между мужчиной и женщиной, например гомосексуализм, существует вне вечной воли Бога [19]. Кто есть истина [21] любовь [1] и справедливость [22]. Бог любви, распятый на Голгофе за спасение людей и прощает вернувшегося и раскаивающегося грешного человека. Он есть тот же Бог Суда, который будет судить мир и отделять кающегося праведника от нераскаявшегося, чтобы первый оставался навечно с ним, а второй оставался навеки вдали от него, каждый по своей воле и выбору сделанному в настоящей жизни. [23]

 

Любовь — это истинная Философия [24], вершина и связующая связь [25] всех добродетелей, глубочайшая тайна [26], и говорить о ней так же трудно, как пытаться говорить о Боге. Потому что любовь и Бог тождественны, и Бога без любви в нашей Церкви, Единой Святой Соборной и Апостольской, понять невозможно, поскольку «Бог есть любовь».

 

СНОСКИ

Παραπομπές
1.
1 Иоан’ 4, 8.
2. Αθανασίου Γιέβτιτς, «Η ΕΚΚΛΗΣΙΟΛΟΓΙΑ», Κεφ.Α» εκδ. Γρηγόρη, Αθήνα 1984.
3. Μ.Αθανασίου, Επιστολή προς Σεραπίωνα, 24.ΒΕΠ 33,113. Ιω.Χρυσοστόμου, «Στις Πράξεις», ομιλία 40, 4, ΡΟ 60, 286.
4.
Фридрих Ницше, «СЕ ЧЕЛОВЕК», Κεφ. ΙΒ..Iro.13, 35.
5. Χ. Τερέζη, Φιλοσοφική Ανθρωπολογία στο Βυζάντιο, εκδ. Ελληνικά Γράμματα, Αθήνα 1993, σελ. 84.
6. Χ. Τερέζη, Η Θεολογική Γνωσιολογία της Ορθόδοξης Ανατολής, Εκδ. Γρηγόρη. – Αρχ. Κυρίλλου Κωστοπούλου, Ο «
Rationalίsmus» χωρίς τον Λόγο, άρθρο στην Εφημερίδα «Πελοπόwησος», 30-5-1995.
7. Αλέξ. Κοσμόπουλου, Ψυχολογία και Οδηγητική, εκδ. Γρηγόρη, Αθήνα
8. 1990 – Σταύρου Σ. Φωτίου, Αλλοτρίωση και αυτογνωσία, εκδ. Σηματωρός, Αθήνα 1990, σελ. 19 – Ιωά
wου Επιστολή Α’, 3, 14.
9. Κυρίλλου Κωστοπούλου Αρχ. Θεολογικές και Φιλοσοφικές προσεγγίσεις, Πάτρα 2006,σ.104, και
V. ZENΚOVSKY, Προσπάθεια Ορθοδόξου Θεωρήσεως της αγωγής, Μετάφραση Α. Κοσμόπουλος, σελ. 33, Αθήνα 1972.
10. Γ. Φλωρόφσκυ, Χριστιανισμός και πολιτισμός, εκδ. Π. Πουρνάρα, Θεσσαλονίκη, σελ. 21.
11.
Иоанн Синаит. Лествица Ιω. Σιναίτου, «ΚΛΙΜΑΞ», Λόγος ΑΙ «Περί αγάπης».
12.
Ин. 14,15.
13.
Ин. 8,34.
14.
Ин. 14,24.
15. Μ
атф 26,28.
16.
Быт. 1,18
17.
Быт. 2,23
18. Κυρίλλου Κωστοπούλου Αρχ. Δρ. Θεολογίας, Η εξ ουκ όντων δημιουργία και το οικολογικό ζήτημα, Πάτρα, 2002, σ.39-44.
19.
Марк 10, 6-8 – Mητροπολίτης Πατρών Χρυσόστομος «δυο φύλα έπλασε ο Θεός», Εφημερίδα Πελοπόννησος, pelop.gr, 12-2-2024.
20.
Ефес 5, 11-32.
21. Ιω. 14,6.
22. Μ
атф 25, 31-46. – Быт. 19, 24-25,27-28.
23. Ι.Δελλή, Επιδράσεις της «θύραθεν» διανόησης στον Ιωάννη Δαμασκηνό, σελ. 154.
24. Μ
атф.25, 31-46
25. Χ. Τερέζη, Η διαλεκτική Πολέμου και Ειρήνης κατά τον Γρηγόριο Θεολόγο, εις Θεολογική Επετηρίδα Ι Μητροπόλεως Κιτίου, Τόμος ΣΤ’, Κύπρος 1994.
26.
Иоанн Синаит. Лествица Ιω. Σιναίτου, «ΚΛΙΜΑΞ», Λόγος ΑΙ «Περί αγάπης».

Истоник: https://www.pemptousia.gr/2024/02/to-mistirio-tis-agapis-stin-ekklisia/

Перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2024г.



Подписка на новости

Последние обновления

События