Ошибка — давать термин «церковь» Западным христианам
Εἶναι λάθος νά ἀποδίδεται ὁ ὅρος
«ἐκκλησία» στούς Δυτικούς
Преосвященнейший митрополит Гортинский и Мегалополисский г-н Иеремия, профессор Богословского факультета Афинского университета
Σεβαομιωτάτου Μητροπολίτου Γόρτυνος καί Μεγαλοπόλεως
к. 'Ιερεμία, Καθηγητου Θεολογικης Σχολης Πανεπιστημίου Άθηνων
Католики — это не Церковь
Οί Καθολικοί δέν εΙναι 'Εκκλησία
В этой моей краткой статье, дорогие мои читатели, я хочу показать, что те, которых мы называем «Католики», или лучше их называть «франко-латинянами», не являются Церковью.
1. Церковь, как говорится в нашем Символе веры, Едина. И эта Единая Церковь — Православная. «Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» - исповедуем мы нашу веру. Однако, давайте проявим внимательность к этому члену нашей Веры, в котором мы нашу Церковь называем «Соборной» (Кафолической Καθολική ). И ее называем «Кафолической» прежде всего потому, что ее цель состоит в миссионерстве. Целью Церкви является включить в ее лоно все народы, спасти всех людей, распространиться во всю ширину и длину на земле. Все люди, дорогие мои, являются призванными для спасения. И Церковь заботится о том, чтобы все стали Ее членами, поэтому вновь ее называем «Кафолической». Как нам прекрасно говорит свт. Кирилл Иерусалимский: «Она называется Кафолической (Соборной) потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов» (Огласит. Слово 18, 22) И как нам говорит свт. Афанасий Великий, Церковь называется «Кафолической», потому что «существует по всему миру и прославляема» (MPG 28,724). То есть Единая Православная Церковь называется Кафолической, поскольку является Вселенской, поэтому то Господь наш своим ученикам Апостолам сказал, а через них и всем нам клирикам, чтобы мы шли во все народы, дабы им проповедовать и вводить их в Церковь Его через святое Крещение: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Давайте обратим наше внимание на то, что это слово Господа мы слышим при совершении таинства Крещения, потому что это не только обязанность духовенства «идти», то есть миссионерствовать для осуществления на деле кафоличности Церкви, но и каждого христианина.
Но Церковь называется «Кафолической», поскольку она не ограничивается и не замыкается местом, оно пребывает повсюду, поэтому так и называется - Кафолической. Во-вторых, потому что она не ограничивается временем. Хотя Церковь и ведет войну, она будет существовать всегда, вплоть до скончания веков, потому что Господь Иисус Христос сказал своим ученикам: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 18, 20). И Святой Дух, Утешитель, Дух истины, пребудет с нами «навека» (Ин. 14,17).
Итак, мы видим, что наша Церковь является Кафолической, однако мы не должны называть франко-латинян «каф(т)оликами», потому что они не принадлежат Православной Кафолической Церкви. Они не являются римлянами, с тем чтобы говорить о Римо-Католической Церкви. «Римлянами» являемся мы православные эллины, как об этом заявляют древние и соответствующие местные наименования нас (Румели) или имена наших личностей (Романидис).
2. Но в этой нашей статье мы хотели бы специально поговорить об ошибке, которую совершают когда распространяют термин «Церковь» на западных христиан. Мы еще раз говорим, что только православные христиане составляют Церковь.
Что называется Церковью, дорогие читатели, это мы не можем выразить только одним простым определением. Ошибочными являются определения Церкви, которые давались в старых или современных руководствах по вере. И профессор Х. Андруцос о даваемых определениях Церкви говорит, что «они опираются на погрешаемые основания или имеют в большей или меньшей степени несовершенства» (Δογματική τῆς Ὀρθοδόξου Ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας, σ. 260, 1). Поэтому и Святы Отцы не дают нам никакого определения Церкви, а прибегают к символам и образам, беря их из Нового Завета, чтобы они выражали образ Церкви. Так Церковь описывется в виде образа виноградной лозы и ветвей (Ин. 15, 1-8), пастыря и овец (Ин. 10, 1-16), главы и тела (Ефес. 1, 22-23), здания (Ефес. 5, 32), дома или семьи (1 Тим. 3, 15), или под образом брака (Ефес. 5, 32).
У нас складывается во многом ужасающее впечатление, что, в то время как думающие люди утратили реальное понимание Церкви, а оно у людей смешалось с их собственными определениями, однако наш верующий народ, неученые для мира, но верующие бабушки сохранили в их чистых душах правильное понимание Церкви. Если какой-то странствующий афинянин окажется в деревне и спросит какую-нибудь бабушку, где Церковь, то бабушка поднимет свои руки и укажет на деревенский храм. Это действительно есть Церковь! Она есть то, что свершается в храме. А в храме совершается Божественная Литургия. Смысл Церкви, дорогие мои, мы его будем понимать, ощущать и вкушать в Божественной Литургии. Поэтому то свмч. Игнатий Богоносец и говорил: «Если кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего» (Πρός Έφεσίους 5,2. Послание к Ефесянам). Согласно этому слову свмч. Игнатия Церковь — это Жертвенник, т. е. Святой Престол на котором совершается Божественная Литургия.
Итак, мы в конечном итоге можем сказать, что Церковь — это собрание верных (ἡ σύναξη τῶν πιστῶν) для того, чтобы совершать Божественную Евхаристию, т. е. Божественную Литургию. В качестве доказательства этого мы приведем 11 главу из 1-ого послания апостола Павла к Коринфянам. Очевидно, что в этой главе апостол говорит о собрании верных для совершения Божественной Евхаристии, и это собрание он именует Церковь, поэтому и говорит: «когда вы собираетесь в Церковь, между вами бывают разделения» (1 Кор. 11, 18)
Давайте, дорогие читатели, обратим наше внимание на следующее: Поскольку Церковь — это Божественная Литургия и поскольку Божественная Литургия не может совершаться вместе с западными христианами — следовательно их ошибочно называть «католиками», следовательно эти западные христиане не являются Церковью.
3. Но я также хочу сказать — почему не должно нам совершать Божественную Литургию с франко-латинянами, западным христианами. То есть почему нам нельзя служить совместно с ними литургию. Господь во время Своей нагорной проповеди нам сказал, что не подобает нам приносить наш дар Богу, если мы имеем распри между собой (Мф. 5, 23-24)1. С так называемыми «католиками» нас разделяют теперь уже на протяжении многих лет многие различия, несогласия. И не только Filioque и учение о непогрешимости папы, но и столь многие другие, и их большое количество в отношении правильного понимания Бога и нашего правильного пути к Нему. Западные христиане имеют ошибочное понимание Бога. Их Бог не есть «Бог Отец наших». Поскольку они, через их собственного еретика Варлаама Калабрийского (противника свт. Григория Паламы и учения об исихии, природе Божественного Света и божественных энергий), проповедовали Бога без божественных энергий, а их молодежь — порождения Варлаама, провозгласила о «смерти» этого Бога, говоря и написуя на плакатах: Бог умер! Хорошо сказал о них и Варлааме наш свт. Григорий Палама: «Философ проповедует Бога бездействующего, следовательно Бога не существующего!!!»
Итак, так называемые «католики» не являются Церковью, а поэтому мы считаем и верим, что ошибочными являются высказывания в которых говорится о них, письменно или устно, как о «Каф(т)олической церкви».
Франко-латиняне — это ни Католики, ни Римляне, ни, во всех отношениях, - Церковь. Еще раз повторяем, что Церковь — если говорить о правильном богословском смысле — она Единая и ей является Православная Церковь. Это мы исповедуем в нашем Символе вере, когда каждый раз говорим: «Во Едину, Святую, Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь».
Источник: периодическое издания монастыря Большие Метеоры «Εν συνείδηση», 2009, Ιούνιος, σελ. 74-77
Перевод: «Православный Апологет» 2012г.
1Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь та дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.