Современные технологии нужно использовать с большой осторожностью
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Доклад митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая (Элладская Православная Церковь) на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», круглый стол «Использование современных технологий в монастырях» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, 27 января 2016 года).
Я очень благодарен вам за то, что мне предоставляется возможность поделиться с вами своим личным опытом. Моя научная деятельность начиналась в 1980-е годы, я жил тогда в Америке. Именно тогда проводились исследования о возможности развития компьютерных сетей – того, что сейчас превратилось в Интернет и в так называемые социальные сети. Я был в группе ученых, которая впервые использовала информационные технологии для исследований сердечно-сосудистой системы. И я хочу сказать: то, что я видел при рождении этих технологий, очень отличается от того, что мы имеем сейчас.
Использование Интернета началось в 1990 году. Мобильная телефония в ее современном виде появилась в 1999 году. Фейсбук начал работать в 2003 году, твиттер в 2005-м, а технологии, основанные на андроидах, в 2008–2009 годах. Значит, мы имеем дело с чем-то новым, с тем, что развивается очень быстрыми темпами.
С начала 1988 года до середины 1990-го я жил на Афоне. Когда я только приехал на Святую Гору, я шесть с половиной месяцев прожил бок о бок с преподобным старцем Паисием – чтобы немного отойти от всех тех впечатлений, которые приобрел за восемь лет жизни в Америке. Это как раз было время непосредственно перед началом интернет-эпохи, и он мне сказал, что я должен освободиться от яда технологий: я даже не должен читать ни церковных книг, ни патериков, чтобы мои мысли успокоились. Когда же впоследствии я отправился в два других монастыря – Святого Павла и Святого Петра – там игумены сказали мне совершенно иное: «Попытайся использовать правильным образом наследство, которое ты принес сюда из мира». Конечно, внутренне я не удовлетворился этой мыслью, но я попытался проявить послушание.
В результате этого послушания я написал там книгу о гемодинамике, под руководством игумена монастыря Святого Павла[1], который сам был очень простым человеком. А следуя замыслу игумена монастыря Симонопетра[2], я создал первый в Греции Центр, занимающийся вопросами биоэтики. Если бы не было такого толчка со стороны этих игуменов, если бы не существовало технологий и Интернета, мы не могли бы проводить исследования по биоэтике на том уровне, какой мы имеем сейчас.
Вот, в общем, то, что я хотел до вас донести относительно использования технологий, поскольку моя научная база опиралась на техническую биомедицину, а та, конечно, имела в своей основе информационные технологии. На основании этого я могу поделиться с вами двумя-тремя своими мыслями.
Главное: современные технологии, как вы уже слышали в докладе епископа Порфирия, представляют собой нечто совершенно иное, в сравнении с классическими технологиями. Поэтому и аргументация таких отцов, как, например, святой Афанасий Афонский, об использовании технологий в их жизни сейчас не является правильной. Современные технологии нужно использовать с большой осторожностью. Что касается Интернета, социальных сетей, то нужно обращать внимание на следующее: во-первых, – это объем информации; во-вторых – потрясающие скорости; третья характеристика – это коммуникационность, огромная сила общения. И эти три характеристики приводят нас к двум другим. Первое – это рассеяние ума, второе – зависимость от Интернета. Например, серьезные исследования доказывают, что интернет-зависимость сегодня гораздо сильнее, чем сексуальная зависимость или зависимость от тяжелых наркотиков. От этого проистекает следующая проблема – тенденция к самостоятельности, к независимости тех, кто может из Интернета получать много информации. Таким людям сложно проявлять послушание. И если основные характеристики монашеской жизни это молчание, покой, послушание, воздержание, аскеза, то всё, что мы получаем с информационными технологиями, приводит нас к абсолютно противоположному результату.
Вопросы зависимости от Интернета сейчас все больше занимают педагогов, которые работают с детьми и молодежью. Представляете, насколько более серьезную опасность они представляют для монахов? Если ты часок проведешь в Интернете, «попутешествовав» по всему миру, то как это связать с твоей обязанностью уйти от мира? Если твой разум полон различной информации, – как освободить твои помыслы? Если ты чувствуешь, что много всего знаешь, поскольку пользуешься Интернетом, – как ты будешь проявлять послушание своему игумену, который, может быть, таких знаний не получает. Если, нажимая на кнопку, ты можешь сделать всё что угодно, – как ты будешь проявлять аскезу? Если разговариваешь со всем миром, то как ты собираешься стяжать добродетель молчания? И всё прочее в этом духе.
Я знаю монастыри, в которых поначалу игумены позволили братии пользоваться Интернетом и мобильными телефонами, а сейчас собирают эти телефоны, потому что, не собрав телефоны, они не смогут потом собрать братию. Мы в монастырях нашей епархии попытались создать такое структурное подразделение – по преодолению зависимости от современных технологий и поняли, что это очень трудно. Гораздо более доступным и полезным было бы создать – и мы пытаемся это сделать – Центр созидательного использования Интернета и технологий. Конечно, очень сложно найти баланс использования технологий в современных монастырях, однако, по моему личному мнению, применение технологий в данном случае опаснее, и вред, который они могут причинить, – больше, чем приносимая ими польза. Если для того, чтобы приобрести необходимое знание, тебе нужно плавать в море бесполезной информации, какая от этого может быть польза? Если ты постоянно исследуешь море мирской информации, – где найти место для мистического тайного общения с Богом? Я хотел с вами поделиться именно этими мыслями.
Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин: Благодарим, Владыка, за то, что, будучи настолько близко знакомым с современными технологиями, Вы сделали столь обширное и подробное сообщение. Думается, многие вопросы сняты таким чутким изложением проблемы… Хотелось бы только уточнить: что собой представляет та структура, которую Вы упомянули, говоря о зависимости от Интернета?
Митрополит Николай: Я имел в виду такой же Центр по преодолению зависимости, какие существуют, допустим, для наркоманов. Там должны работать психологи, призванные помочь людям, которые сидят в Интернете и не могут оторваться от него; помочь преодолеть эту зависимость людям, которые забывают поесть, потому что сидят в Интернете, или забывают поспать, потому что сидят в Интернете… Святой Никодим Святогорский тоже так делал, но совершенно по другим причинам. Когда он писал Добротолюбие, он забывал о том, что нужно спать и есть, но это, конечно, была совершенно другая история. Представляете себе студентов, которые забывают о том, что у них экзамены, сидя в Интернете. Сейчас есть случаи и смертельных исходов: люди, пребывая в Интернете, могут умереть от обезвоживания или от других причин. Такая структура могла бы помогать людям избавляться от зависимости. Однако я считаю, что это очень сложно сделать. Проще было бы заняться профилактикой подобных случаев, предупреждать их, поэтому я и говорил, что мы пришли к необходимости создания Центра созидательного использования Интернета.
http://www.n-jerusalem.ru/monashestvo/konferenz/text/322749.html
[1] Архимандрит Парфений (Мурелатос).
[2] Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис).