Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Духовный подвиг согласно Лествице святого Иоанна Синаита

Ο ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΟΣ ΑΓΩΝΑΣ ΚΑΤΑ ΤΗΝ ΚΛΙΜΑΚΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΙΩΑΝΝΟΥ ΤΟΥ ΣΙΝΑΪΤΟΥ

Μέρος Α΄ μέρος
Σπυρίδωνος Δημ. Κοντογιάννη[1]

Спиридон Д. Контоянни

Часть 1

Ведение

Лествица прп. Иоанна Синаита (525-600гг. см. Ἰωάννου τοῦ Σιναΐτου. Κλίμαξ. ΕΙΣΑΓΩΓΗ-ΚΕΙΜΕΝΟΝ-ΜΕΤΑΦΡΑΣΙΣ-ΣΧΟΛΙΑ-ΠΙΝΑΚΕΣ ὑπό Ἀρχίμ. Ἰγνατίου. ΙΕΡΑ ΜΟΝΗ ΠΑΡΑΚΛΗΤΟΥ ΩΡΟΠΟΣ ΑΤΤΙΚΗΣ 2009, σελ. 1 Είσαγωγη )  среди многих книг по аскетике является самой ценной, и она является самым ценным достоянием порождающей преподобных и святых Пустыни. Она считается превосходной книгой потому, что ее содержание  -это описание тех людей, подвижников, которые имели чистый ум и воспламененное от любви к Жениху Иисусу Христу свое сердце, и которые были просвещенными светом этой божественной любви, являются свидетелями благочестия, образцом  и руководством и правилом для жизни всех людей. По этим то причинам многие Отцы Церкви, конечно же, а также и другие священные лица и церковные писатели упоминали о ней или давали комментарии на эту замечательную книгу, которая была написана обладавшим по сути своей великим и по Богу просвещенным разумом человеком, преподобным Отцом нашим Иоанном Синаитом. Ее последний перевод на новогреческий язык сделал приснопамятный блаженный игумен священной обители Параклит архим. Игнатий Пулопатис ((+ 6-12-1978).

О ценности священной книги Лествицы прп. Иоанна Синаита и о несомненной пользе ее содержания не только для монахов, но и для всех христиан, ее переводчик «с эллинского на наш, более новый эллинский диалект» архимандрит Иеремия Синаит Крис, а также и издатель ее перевода под названием: «Новая Лествица» ( Νέα Κλμαξ ), вышедшем в Венеции в 1774г., в прологе написал: «Примите, братия, (эту книгу, т.е. Лествицу) с благосклонностью и постоянно ее читайте, и вы, во всяком случае, поймете, что она является иным жезлом (т.е. Лествица), с помощью которого   тот, кто стремится обрести собственное свое спасение, поразит умного Фараона (Дьявола) и разрушит все его ухищрения и его войну. Она есть манна, которая услаждает нашу горечь и умягчает наши страдания. Она является ковчегом, избавляющим тех, которые к нему прибегают в чтении, и она освобождает от потопления во грехах и их делает безопасно плывущими по бушующим водам этой жизни. Она является раем, в котором пребывает всякая боголюбивая душа, которая способна восприять бессмертную красоту вечного блаженства, и, наконец, во время ураганного смерча она способна собирать бессмертную красоту вечного блаженства, а в завершении, она впитывает в себя небесную силу для того, чтобы вытащить душу из бездны грехов (словно со дна морских вод)  и чтобы она предстала пред Богом очищенной от всей своей грязи.  Настолько многочисленны и разнообразны способы и смыслы в ней и вопросы, так что, по сути, с ее помощью исправляется внутренний человек  и внешний также. Посему мы можем говорить, что тем самым мы легче можем стать сопричисленными к звездам небесным, нежели обо все этом только рассказывать. Посему я дерзаю сказать, что как хлеб является необходимейшим видом из всей пищи для тела, также для достижения спасения является самой необходимой из всех иных отеческих книг эта (т.е. Лествица), и более того она является спасительной, и говорю, что среди них она возводит на место, которое по своей сути между всеми остальными чувствами является видением, любовью ко всякой истине, поскольку она повествует о всесвятой воле Божией весьма самым изумительным и самым понятным образом. А тем самым она не только для монахов является самым лучшим указателем и точнейшим законом, но и для мирских, ведя все к ответственности, и неся читающим ее посредством мудрых ее наставлений к  умилению и сокрушению и слезам…Невозможно рассказать достойным образом посредством человеческого языка о ее изумительной благодати, и о тех небесных дарах, которыми награждаются ее любители  и читающие ее, так что она предлагается словно как тот пророк, который воскресил мертвого сына вдовы и подал ему жизнь.Также и она воскрешает умершую от греха душу и подает ей жизнь вечную. Так что тот, кто возжаждал своего спасения да прибегает к этой сладчайшей реке и, во всяком случае, преисполняется и радуется, что эта река по сути своей является той самой, струи которой веселят град Божий, и в нем всех верующих. И уже приемля злато, по словам Сираха, пронзительно вопиет призывая их и глаголя «Приидите все возжадавшие меня, и от плодов моих познайте, что  вкушающие меня так будут жаждать, а пиющие меня не будут так жаждать, а внемлющие мне не опозорятся, а трудящиеся во вне не согрешают».

Конечно, известно, что грех опьяняет человека  вводит в некую степень обманчивости, и вынуждает человека рассматривать очерненность его души и  ее достоинство как радость, забывая о том, что опьянение грехом его природы не приносит полноты и удовлетворения, поэтому то человек испытывает как плод отвращения к тому, что как он думал, ему принесло удовольствие и наслаждение или свое предложение удовольствие и наслаждение или разочарование из-за химерического поиска радости там, где ее нет. А сам он остается неудовлетворенным и во многих случаях он идет по пути разрушения и попирания своей личности.

Итак, Лествица в отношении драматического положения современного человека, является, словно человеколюбивым приношением и указанием путнику пути жизни и образом таинственного восхождения человека на небо, посредством которого он  избавляется от грязи греха и  будет наслаждаться подлинной радостью и душевным миром. И это происходит потому, что достоинство этой книги, Лествицы проявляется в ее огромном и глубоком влиянии, что было уже показано, в ее многочисленных изданиях и переводах, которые делались на протяжении столетий. Как отмечает, в частности, в своем замечании во введении к «Новой Лествицы», ее переводчик и издатель Синайский архимандрит Иеремия, Лествица оценивается как «жезл с помощью которого взыскующией своего спасения может потопить мысленного Фараона (диавола), Манной, которая услаждает горечь и смягчает наши жизненные страдания», «Ковчегом избавления», «раем» и «насосом небесной силы дабы восставить душу из бездны греха и предстать пред Богом очищенной от всяких ее загрязняющих веществ».

Лествица св. Иоанна является нашим проводником и растолкователем, которая нас ведет в путешествие в «таинственный сад» Подвижников пустыни, Отцов Трезвения. И делает это она сообразно тем возможностям, силам, которые каждый из нас имеет. Она нам подает то, что мы желаем иметь от "Сада благословений» и  она делает это с уверенностью, что все, что она собрала, нам окажет помощь в трудном духовной подвиге, дабы человек смог бы когда-то  пройти благословенный путь святости,  чтобы наполнить божественным светом свою душу, свое сердце и свой ум, чтобы его просветить, чтобы его разогреть и чтобы его переменить, и чтобы ему постоянно указывать на путь покаяния, который в Церкви никогда не прервется и конечно, на протяжении всей нашей жизни.

Было бы неправильно считать, что те, которые живут в миру и переполнены различными мирскими заботами(семья, работа, устремления, карьера, слабость и т.д.) не могут достичь совершенства и добродетели. Те, кто живет в миру,  их соблазны и погоня за успехом, молодые или люди в возрасте, было бы неправильно говорить, что теперь я молод, и изо всех сил веду борьбу за то, чтобы выжить, но когда я состарюсь, тогда буду заботиться о душе моей. Ни молодость принесет нам вред, или окажет влияние, ни даже наш большой возраст не принесет нам пользу, если в нашей душе отсутствует страх Божий. И кто знает, как и когда он состарится! Поэтому, там, где есть страх Божий, там, безусловно, есть и хранение заповедей Божиих, там есть и чистота души и тела, а там где  имеется эта чистота, там восседает и царствует Жених сердца каждого человека Христос, просвещающий и освящающий всего человека, и душу, и тело его. И это таинственное единение человека с  Богом, которое легко обретается не только подвижниками пустыни, но и людьми, которые живут в миру,  и каждым из нас.

 

ДУХВОНЫЙ ПОДИГ СОГЛАСНО ЛЕСТВИЦЕ СВЯТОГО

 ИОАННА СИНАИТА

ру

копись IX в. Париж

            Если борьба за выживание для  человеческого рода после его непослушания Богу началась с жестокости и неумолимости, поскольку, согласно праведному и человеколюбивому Божественному определению «земля породила терния и волчцы», а Адам должен был вкушать свой хлеб «в скорбях», и «в поле лица своего», то возвращение к бесстрастию , которое он имел до грехопадения, и к участию в нетварной и вечной славе Троичного Бога, благодатной обожении, которое ему было определено божественной любовью, стало грубой и кровавой дорогой, усыпанной терниями врожденных ему, и более того, страстей падшей человеческой природы и сетями и ловушками воров демонов.

"Поэтому то Бог нас сотворил,- пишет прп. Максим Исповедник, - дабы мы стали общниками божественного естества и причастниками Его вечности, и явились бы подобными Ему, обоженными с помощью божественной благодати».[2] В этой цели, которая была уничтожена страстью к обретению равенства с Богом и в непослушении, следует понимать план Домостроительного Воплощения Господа нашего Иисуса Христа. Средства для осуществления этой само высокой перспективной задачи для человеческой личности, нам предоставляет Церковь, через учение, жизнь и свои Святые таинства. Однако же от человека требуется свободная воля и личный подвиг верующих.

В Священном Писании и в святоотеческих творениях понимание подвига неразрывно связано с жизнью по Богу верующего человека. Существующее враждебное состояние и наша склонность ко злу говорит о необходимости борьбы со страстями, для того чтобы их изменить в добродетели. Конечно, подвиг вовсе не означает возможность самоспасения человека. Христос, ибо только Христос спасает и освящает, но требуется вклад и со стороны человека - в вере, через сознательное участие в жизни Церкви и добровольное и постоянное стремление жить  Евангельские заповеди. Характерными являются слова апостола Павла: «Подвизайся добрым подвигом веры» (1 Тим. 6, 12), «подвигом добрым я подвизался» (2 Тим. 4, 7), «посему и мы… с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1-2)

В книге «Лествица», в этом замечательном аскетическом произведении святого Иоанна Синаита, которое занимает исключительное место в аскетических творениях, имеет в качестве главного своего смыслового объекта духовную брань, подвиг. Хотя частое использование  терминов «боец»[3], «атлет»[4], «воин»[5], «нож»[6], «оружие»[7], «щит»[8], «меч»[9], «большая сабля»[10], «лук»[11], «стрела»[12], и прекрасное название «Лествица» (Κλίμαξ), достаточно  свидетельствуют о том, как преподобный писатель живет – сам будучи монахом – и как на деле осуществляется жительство Монашеского Государства. Она обращается к монахам, а главным образом к послушникам, как он сам об этом и говорит, однако же она не меньше пользы принесет и каждому совестливому и подвизающемуся христианину. Оценка пути к совершенству как лестницы, свидетельствует о том, что подвижник, монах или мирской человек, прежде всего не сможет достичь и беструдно святости, никто не сможет взойти по некой лестнице сразу, но восходя по ее ступеням, с посильным приложением усилий и терпением, начиная с отсечения страстей и завершая бесстрастием и озарением сверхриродными дарами. «Никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы».[13] «Временем и терпением мало-помалу снискиваются нами и приходят в совершенство добродетели»[14]

Подвиг, или иначе духовное делание, требуют, согласно свт. Иоанну, в качестве своего основного условия добровольность и усердное стремление ко спасению со стороны человека и помощи от Бога. Он в слове о рассуждении он соответственно говорит: «Всякому духовному деланию, видимому или умственному, предшествует собственное намерение и усерднейшее желание при Божьем в оных содействии, ибо если не будет первых. То и второе не последует».[15] Несомненно, Бог не перестает проявлять Свое попечение о спасении всех людей, и подавать каждому разнообразные возможности для покаяния. В данном случае прп. Иоанн хочет выделить мысль о проявлении Богом особого уважения к свободе человеческой личности. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), но никого не принуждает.

Цель написания автором этого творения состоит в том, чтобы принести духовную пользу монашествующим. И здесь прп. Иоанн проявляется как прекрасный и рассудительный педагог, опытный учитель, заботливым отец, христоподражательный пастырь и мудрый врач, поскольку его слово является  плодом многолетнего опыта монашеского жительства, превышающей человеческие силы аскетически борьбы, его восхождения на вершину божественного пути лествицы добродетелей и  опыта озарения Нетварным светом Божества. «Истинный учитель тот,-говорит он, -  кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, то есть действием осияния и не требует прочих книг».[16] По сути Святой книгу духовного разума  восприял в Университете Пустыни, подписанную «перстом Божиим», а поэтому то и его авторитетное слово безопасно ведет души по пути ко спасению.

На поле боя за свободу во Христе и против демонов опытный в боях воин, предлагает благодаря своей работе в качестве доброго воина обучаться  искусству ведения духовной войны в составе отряда подвижников Христовых. Он знает козни и хитрости злобного врага нашего спасения дьявола и раскрывает его лукавые сети. Благодаря просвещению от Всесвятого Духа, он раскрывает себя как уникальный анатом человеческой души и, путем выявления страстей и слабостей, но и со знанием мер и благодатных даров души, он предлагает подходящие лекарства и духовные подвиги. В 26-м слове он советует подвизающимся познать их духовное состоянии: «Будем непрестанно всегда исследовать самих себя в отношении ко всем страстям и добродетелям, чтобы узнать, где мы находимся: в начале ли, в середине или в конце».[17] И в другом слове: «..соорудил я лестниц для восхождения. Каждый сам да рассмотрит себя, на какой он стоит ступени».[18]

Ветхий человек со своими страстями и немощами, которые стали второй природой человека, во время подвига и брани является врагом и противником, а дьявол, является тем, кто постоянно противоречит делу спасения людей. Борьба не является вечной, пожизненной и жестокой, потому что «наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефес. 4, 12).

Святой Иоанн не игнорирует тот факт, что все не достигнут той же духовной меры. Хотя Господь в притче о сеятеле с помощью образа семени указывает  на различные степени духовного состояния христиан: «одно приносит (плод) во сто крат, другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13, 8) Аналогичным по своему содержанию является текст из Лествицы: «Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем не невозможно».[19] «Я видел трех братьев, потерпевших тщету: один из них негодовал, другой пребыл без печали, а третий принял это с великой радостью».[20] «Благочестивым свойственно давать всякому просящему, более же благочестивым – давать и непросящему, А не требовать назад от д, в особенности же когда есть возможность, свойственно одним только бесстрастным».[21] «Я видел трех иноков, в одно время потерпевших бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий же, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. Так можно было видеть здесь делателе страха,мздовоздаяния и любви».[22]

Несущему подвиг брани, необходимо знать свои силы и соответственным образом предпринимать усилия для восхождения по лестнице такими способами, которые приличествуют  его силам и темпераменту. Безвременное же упорство в подвиге, который превышает, силы - не от Бога, он только доставляет гордость  и порождает доверие нашим силам. Справа всегда находится дьявольская сеть, которая стремится увлечь безрассудного и лишенного благословения подвижника и его в итоге ввергнуть в заблуждение. Даже выбор духовного руководителя и места для подвига (в данном случае это касается монаха) должен основываться на основе характера и темпераменте приходящего к монашеской жизни.  Имеющие жесткий характер и гордые  не должны входить в послушание и подчинение кротким и снисходительным старцам, но он должен без исследования и неотступно пребывать в киновии с  грубыми братьями для того, чтобы смирить гордый нрав (29). Склонные к похоти нуждаются в старце подвижнике и проводящему жизнь в строжайшем посте. (30) Те, которые сражаются с гневом, высокомерием, лицемерием и обидой недолжны даже дерзать  вступить «вслед безмолвия-исихии» (31).

Прп. Иоанн, хотя  «разделил» свою Лествицу на тридцать степеней духовного восхождения, сообразно мере добродетелей, для того, чтобы научить, как он сам говорит, «составлять лествицу духовных добродетелей», [23] которая венчает, согласно и другим Отцам духовного трезвения, все страсти тремя первоначальными, объядение, сребролюбие и тщеславие, и с этими тремя непосредственно вступают в борьбу для излечения трехчастной души, имеющей желательную, вожделевательную и разумную силы, ради того чтобы достичь трех основных  великих добродетелей, «матерее добродетелей»[24], воздержания, смиренномудрия и любви. «Святая Триада», - говорит он, - которые низлагают три главные страсти». Рассудительный и благоразумный человек продолжает вести борьбу в основном для достижения матери добродетелей, чтобы естественным образом и дщери последовали  этой борьбе.[25] Такой подвижник считает, что самой гибельной страстью, как «началом и концом всех зол»[26]является гордость или впрочем, высокомерие, к которой ведут возвеличивание или тщеславие.. Гордость, она и только, способна в душе заполнить место всех других страстей, в душе того, кто с ней не станет бороться.[27]

Прп. Иоанн Лествичник советует в особенности проявлять внимание к истинности и чистоте подвига, то есть, делание исполнения добродетелей не должно искажаться потаенными страстями. «Как черпая воду из источников, - говорит он, - иногда неприметно зачерпываем и жабу вместе с водою, так часто, совершая дела добродетелей, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетаем объедение, с любовью – блуд, с рассуждением – коварство, с мудростью – хитрость, с кротостью – тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание, с молчанием сплетается кичливость учительства, с радостью – возношение, с надеждой – ослабление, с любовью – опять осуждение ближнего, с безмолвием – уныние и леность, с чистотою – чувство огорчения, со смиренномудрием – дерзость. Ко всем сим же добродетелям прилипает тщеславие как некий общий коллурий, или вернее сказать, отрава».[28]

Преподобный Иоанн не скрывает всей тяжести подвига и болезней, которые ожидают подвижника. Насилие и непрестанное страдание, в особенности поначалу, много труда и много невидимой горечи. 

Продолжение следует….

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет»

 

 

 

 

 

 

 


[1] Данный доклад является частью доклада автора, прочитанного им  стем же названием на Богословской конференции учащихся-выпускников Богословского факультете Афинского Национального университета им. А. Каподистрии, которая проходила в 2004 г на о. Хиос с 25-29 июня 2004г под покровительством Преосвященнейшего митрополита Хиосского г. Дионисия. Название Конференции было «Смысл подвига: Богословский и философский подходы».

[2] ΜΑΞΙΜΟΥ ΤΟΥ ΟΜΟΛΟΓΗΤΟΥ, Κεφάλαια διάφορα Θεολογικ τε κα Οκονομικ κατοντάς Ι΄, μβ΄, ἐν J . P MIGNE , Patrologia Graeca , τόμ. 90, στ. 1193. Βλ. καί ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΙΕΡΩΝ ΝΗΠΤΙΚΩΝ

[3] πύκτης

[4] ἀθλητής

[5] πολεμιστής

[6] μάχαιρα

[7] ὅπλον

[8] ἀσπίς

[9] ξίφος

[10] ρομφαία

[11] τόξον

[12] βέλος

[13] Κλίμαξ, Λόγος ΚΕ΄, μβ΄ ( в русском переводе 45. О смиренномудрии, 46)

[14] Κλίμαξ, Λόγος Ζ΄ κβ΄ (в русском переводе Слово 7, 20)

[16] Κλίμαξ, Λόγος Ἕτερος Εἰς τόν Ποιμένα (в русском перев. Издания СТСЛ. Гл1, 4)

[17] Κλίμαξ, Λόγος ΚΣΤ΄ μη΄(в русском перев. Слово 26, 75)

[18] Κλίμαξ, Λόγος ΚΣΤ΄ μη΄ (в русск. Перев. Слово 27, 30)

[19] Κλίμαξ, Λόγος ΚΣΤ΄, νδ΄(в русском перев. 26, 82)

[20] Κλίμαξ, Λόγος ΚΣΤ΄ λε (56)

[21] Κλίμαξ, Λόγος

 

[28] Κλίμαξ, Λόγος ΚΣΤ΄, λζ΄ (58)

ΚΣΤ΄, μζ (74)

[22] Κλίμαξ, Λόγος ΚΣΤ΄, μζ (27)

[23] Κλίμαξ, Κλίμαξ, Λόγος Λ΄, ιη΄

[24] Κλίμαξ, Λόγος ΚΣΤ΄, Β

[25] Κλίμαξ, Λόγος ΚΣΤ΄, Β΄, κη΄ (Слово 26, 141)

[26] Κλίμαξ, Λόγος ΚΑ΄, λστ΄ (этой части нет в русском переводе) «Существует некий червь, который, который, когда вырастет, приемлет крылья и взлетает на высоту. Подобным образом и тщеславие  как прирост, порождает гордость, которая является начальником и завершением (началом и концом) всех зол».

[27] Κλίμαξ, Λόγος ΚΒ΄, στ΄ В русском переводе его нет: «Полагаю, что есть двенадцать нечестивых страстей, Если же одна из них, возношение, всей душой возлюбишь, то она заполнит место одиннадцати остальных»

 



Подписка на новости

Последние обновления

События