Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Духовные святыни византийского Понта

trabzonКняжество Феодоро было тесно связано с Трапезундской империей. Контакты крымских монастырей с духовными центрами южного Причерноморья  не только не прервались после аннексии бывших владений Византии турками-османами, но даже стали более интенсивными.   После того как в 1922-23 годах греки-понтийцы были вынуждены покинуть свои земли, большинство этих святынь находится в запустении, но они до сих пор поражают своим величием.

Средневековая Таврика и Трапезундская империя

Культурные и экономические связи византийской Таврики с причерноморскими провинциями Малой Азии всегда были очень тесными. В XVI веке литовский дипломат Михалон Литвин писал, что до прихода турок и татар Крымский полуостров находился во власти «трапезундских греков». Трудно понять, имеет ли он в виду вхождение Таврики (называвшейся тогда Ператея) в состав Трапезундской империи в первые десятилетия XIII века, либо то, что в средневековом крымском княжестве Феодоро правила династия, происходивая из Трапезунда.

Ряд авторов придерживается версии, что правителями Феодоро – государства, возникшего в Крыму на руинах византийских владений, были выходцы из легендарного понтийского рода Гаврасов.  Среди возможных основателей династии называют дуку Халдии (118-1140) Константина Гавраса, изгнанного Комнинами из Трапезунда, правителя Амиса Феодора Гавраса (1204-1208) или неизвестного по имени архонта Синопа (1254-66) из рода Гаврасов, героически защищавшего этот город от сельджуков.

В 1204 году, когда Византия была разгромлена крестоносцами и перестала существовать как единое государство, крымские провинции признали верховную власть династии Великих Комнинов, обосновавшихся в Трапезунде. Из письменных источников нам известно, что в годы правления Андроника I Гида  (1222—1235) сельджуки захватили трапезундское судно, которое везло в столицу налоги, собранные с «Херсона и городов тамошней Готфии». Крымские епархии Сугдеи, Херсона и Боспора были подчинены церкви Трапезунда. Митрополит Феодор Аланский, рукоположенный в Никее в 1222 году, посетив Таврику, встретил здесь очень негостеприимный прием как со стороны светской, так и церковной власти.

Впрочем, власть трапезундских императоров, вынужденных решать проблемы борьбы с тюркской экспансией на Понте, над Крымом, не могла быть прочной. В 20-х годах XIII века в Таврику совершают опустошительный поход сельджуки, в результате которого главный порт полуострова Сугдея оказался под их контролем. А когда в 1239 году Крым подвергся нападению татаро-монголов трапезундские императоры не могла оказать ему никакой помощи. Административно Византийская Таврика была инкорпорирована в состав улуса Джучи и обложена данью.

При Михаиле VIII Палеологе (1261-1280), восстановившем Византийскую империю, крымские кафедры вновь вернулись под контроль Константинополя, что, вероятно, связано с заключением военно-политического союза Византии с татарами, скрепленного браком побочной дочери Михаила Ефросиньи и могущественного беклярбека Ногая (около 1270). В это же время в Таврике появилась новая сила – итальянские купцы, приступившие под покровительством татар к созданию своих торговых факторий на побережье.
 
В этих сложных обстоятельствах трапезундские императоры продолжали считать византийскую Таврику своим исконным владением. Титул «василевса и автократора Анатолии, Иберии и Ператеи (Таврики)» использовался, как минимум, до 1374 года, когда он встречается в хрисовуле трапезундского императора Алексея III Комнина, выданном монастырю св. Дионисия на Афоне.

Однако имел ли этот титул реальное наполнение, сказать сложно. Видимо последним городом на полуострове, сохранявшим политические связи с Трапезундом был Херсонес. В ходе раскопок на территории городища найдены несколько печатей Великих Комнинов, которые датируются концом XIII – первой половиной XIV века. Последняя по времени печать принадлежала императору Мануилу II Комнину (правил в 1332 году). Известно, что в 1313 году трапезундско-синопский флот совершил успешный поход против генуэзской Каффы, но о его последствиях для политической ситуации в Крыму мы не знаем.  

Если Таврика и перестала подчиняться Великим Комнинам, местные правители, претендовавшие на византийское наследие охотно импортировали политические концепции из Трапезунда. В пользу этого свидетельствует заимствование двуглавого орла в качестве официального герба правителей Феодоро с трапезундских образцов. Орел, которого мы встречаем на строительных плитах «господина Феодоро» Алексея 1425 и 1427 годов, как кажется, воспроизводит двуглавого орла с парадных одеяний членов трапезундского царствующего дома и находит полную аналогию на портрете Алексея III Великого Коминина и его супруги Феодоры Кантакузины (1374) из афонского монастыря Дионисиат.

trabzon0

Правители Феодоро заключили военно-политический союз с Великими Комнинами. Дочь Алексея Мария вышла замуж за трапезундского деспота Давида, впоследствии императора.  В 1446 году Давид во главе Трапезундского флота совершил поход против генуэзской Каффы, видимо по согласованию с правителем Феодоро. Предполагают также, что сын и наследник Алексея Иоанн Мангупский вступил в брак с Марией Асаниной Палеологиней именно в Трапезунде и некоторое время жил с невестой во владениях Великих Комнинов.

Аннексия османами Трапезунда (1461) и Феодоро (1475) положила конец последним свободным византийским государствам на Понте. В отсутствии политической власти функцию заботы о народе взяла на себя церковь. Хотя Готские митрополиты, вставшие во главе крымской христианской общины, подчинялись непосредственно Константинополю, связи с трапезундской церковью и особенно богатыми понтийскими монастырями были очень активными. Посетивший их в первой половине XIX века путешественник Г.Караулов сообщал, что в хранящихся там рукописях «заключается много чрезвычайно интересных сказаний о Крыме и прежних обитателях его, византийских греках». К сожалению, документы, о которых писал Караулов, в настоящий момент утеряны или труднодоступны.

Далее мы расскажем о важнейших духовных центрах византийского Понта, которые были непосредственно связаны с историей Крыма. Приносим особую благодарность Алексею Коимшиди, который поделился своими фотографиями. На блоге Алексея Коимшиди  можно ознакомиться с увлекательными путевыми заметками, посвященными этим и другим памятникам Трапезунда.

Храм Святой Софии

Великие Комнины, установившие свою власть на Понте в 1204 году, считали себя законными наследниками византийского императорского престола, а свое государство истинной Византийской империей в изгнании. В Трапезунде они построили храм Святой Софии по аналогии с Софией Константинопольской, главным храмом Вселенской церкви.
Трапезундская Святая София была храмом столичного монастыря – важного духовного центра империи Великих Комнинов. Монастырь состоял из нескольких построек. Главная церковь – крестово-купольное сооружение с тремя апсидами, центральная из которых пятиугольная снаружи, мозаичным полом и тремя портиками, стоящими на платформе, по сторонам которых находилось 18 гробниц – храм св. Софии один из лучших примеров византийской церковной архитектуры.

trabzon1

  Святая София, Трапезунд.

В нескольких метрах к северу от основного храма находилась маленькая церквушка,  расписанная фресками. Она была разрушенная в XIX веке. В 20 метрах от св. Софии  до сих пор возвышается башня, около которой в эпоху Великих Комнинов располагались монастырские строения.

Трапезундская София была построена в годы правления Мануила I Великого Комнина (1239-1263) и расписана фресками. Позже к ней пристроили малую церковь. Башня датируется первой половиной XV века, в ней сохранились изображения ее устроителей  Алексея IV Великого Комнина (1417-29) и его сына Иоанна IV Великого Комнина (1429-1459). Назначение башни не совсем понятно, есть мнение, что это была астрономическая обсерватория, но более вероятно, что это колокольня.

trabzon2

 Башня монастыря святой Софии, Трапезунд. 

Особенный интерес для поисков трапезундско-крымских параллелей представляют фрески башни. В апсиде расположенной в ней часовни Деисис – Христос Пантократор с предстоящими Иоанном Крестителем и Богоматерью. Деисис здесь совмещен со сценой видения пророка Иезекииля. Аналог такому относительно редкому решению мы находим в храме Успения, крымского пещерного города Эски-Кермен. Под Деисисом в башне монастыря Святой Софии  – Тайная вечеря, в нижнем регистре – Служба св. Отцов. В эски-керменском храме Успения в связи с малыми размерами Тайная вечеря пропущена, а под Деисисом сразу изображено Поклонение Жертве – наиболее распространенный в Крыму вариант иконографического сюжета Службы св. Отцов. Возможно ли, что в Таврике брали за образец трапезундскую столичную живопись? Думается, что сравнение иконографических программ росписей обоих памятников могло бы дать ответ на этот вопрос.  

trabzon3-1

 

trabzon3-2

 Сравнение росписей часовни башни монастыря Св. Софии в Трапезунде и храма Успения (Эски-кермен).

Монастырь Святой Софии пережил захват османами Трапезунда, в 1509 году он еще существовал, но до 1609 года турки забрали здание храма у греков и превратили его в мечеть.

В 1962 году Святая София стала музеем и пребывала в этом статусе 52 года. Однако в 2012 году мусульманская община выиграла иск у министерства культуры Турции, «убедительно доказав», что музей «незаконно занимает» здание храма. 5 июля 2013 года в храме вновь начала действовать мечеть. В настоящий момент ведется реконструкция здания, которое приспосабливается под нужды местной мусульманской общины.  

trabzon4
Трапезундская Святая София превращена в мечеть.

Монастырь св. Иоанна Предтечи в Вазелоне

Монастырь Св. Иоанна Предтечи был основан в III веке. Расположен высоко в Понтийских горах, покрытых густым лесом, на высоте около 1200 м над уровнем моря, примерно в 50 км к югу от Трапезунда на горе Вазелон, или Завулон на старогреческом. Гора названа в память Завулона, сына ветхозаветного пророка Иакова.

По своему внешнему виду монастырь с фасадом и кельями XIX века, скрывающими священную пещеру, во многом напоминает монастырь Сумелы. Но гора Завулон не столь отвесна, как Мела, хотя высота Вазелона над уровнем моря выше, чем Сумелы.

trabzon5

Вазелонский монастырь.

В результате перестройки монастыря в XIX веке от средневековых памятников осталось не так уж и много. Исключением является часовня св. Илии, расположенная на террасе в 30 метрах от зданий XIX века.

trabzon6

Часовня св. Илии Вазелонского монастыря.

Это простая сводчатая часовня с одной полукруглой апсидой. Часовня расписана фресками. Еще в 60-х годах 19 века исследователи находили их хорошо сохранившимися за исключением обезображенных ликов. Варварское уничтожение именно ликов святых на средневековых фресках еще одна печальная параллель между крымскими и трапезундскими храмами.

trabzon7

Фрески часовни св. Илии Вазелонского монастыря.

Однако систематическое использование часовни для ночлега с разжиганием в ней костров привело к быстрому уничтожению значительной части живописи.

trabzon8

Успение Богородицы в верхнем регистре западной стены. Святой Петр в зеленом хитоне и желтом гиматии. Святой Павел в пурпурном хитоне и зеленом гиматии.

Храм известен из письменных источников и относится к великокомниновской эпохе. Фрески более позднего периода, предположительно XVII века.

В монастыре была большая библиотека. Акты Вазелонского монастыря XIII-XVIII веков являются ценным источником по истории Византии, ее духовной и общественной жизни.
В 1923 году турки, учинившие геноцид христиан в Малой Азии, стремились уничтожить любую память о них. Монастырь был разорен и разрушен, его ценности разграблены, фрескам причинен непоправимый ущерб.

Монастырь Сумела.

Императорский, патриарший, ставропигиальный монастырь Всесвятой Божьей Матери с горы Мела (более известный как Сумелийский монастырь или Панагия Сумела). По преданию сама Божья Матерь показала греческим монахам Варнаве и Софронию, где построить монастырь и поместить ее икону, известную как Панагия Афиниотиса.
Около 1300 года монастырь состоял из священной пещеры, источника и деревянных келий, выстроенных на скале над рекой Панагия. Покровителями монастыря были императоры Иоанн II Великий Комнин (1286-97), Алексей II (1297-1330) и Василий (1332-1340). Этот крупнейших духовный центр неоднократно упоминается в письменных источниках великокомниновской эпохи. Монастырь имел богатые владения и пользовался разнообразными налоговыми льготами. Император Мануил III (1390-1417) принес в дар монастырю частицу Крестного древа. К 1461 году в монастырский комплекс кроме пещеры, которая к этому времени была расписана фресками, и келий также входили девять или десять часовен.

trabzon9

Сумелийский монастырь.

Монастырь сохранил свое влияние и при Османократии. Согласно легенде, султан Селим (1512-20), управлявший, в бытность свою наследным принцем, Трапезундом, подарил монастырю набор массивных серебряных подсвечников. Большинство часовен были расписаны в XVII-XVIII веках. Несмотря на то значение, которое монастырь имел на Понте, предполагается, что численность его насельников была небольшой и вряд ли превышала 10-15 монахов.

trabzon10

 Сумелийский монастырь, фрески.

В 1864 году в монастыре была произведена большая перестройка. Вместо старых келий, которые свешивались со скалы как птичьи гнезда, были построены современный фасад, библиотека и акведук. Новые здания предназначались для приема тысяч паломников, которые стекались в монастырь 15 августа – в праздник Успения Богоматери.

trabzon11

Сумелийский монастырь, корпус XIX века.

Монастырь сильно пострадал в годы первой мировой войны, так как находился на линии фронта между русскими и турецкими войсками. Последний монах покинул обитель в 1924 году. Одно время там находился притон турецких контрабандистов, эти несколько десятилетий нанесли памятнику колоссальный ущерб. В 1961 году здесь была устроена штаб-квартира Государственного Экспериментального лесничества. Сейчас в монастыре туристический объект. Многие святыни монастыря в настоящий момент находится в западных музеях или в частных коллекциях. Из 84 манускриптов монастырской библиотеки уцелело только 67, местом их хранения является Археологический музей в Анкаре.

Еще в XIX веке было высказано мнение, что крымский монастырь Панагии в Мариамполе (ныне монастырь Успения Богородицы в Бахчисарае), ставший с рубежа XVI-XVII веков резиденцией митрополитов Крымской Готии, находился в постоянном общении с Сумелийским монастырем. Легенды связывают основание Успенского монастыря в Крыму с чудесным появлением иконы Божьей Матери, которая происходила из Анатолии. Высказывалось мнение, что эта икона (ныне утерянная) представляла собой копию Сумелийской иконы Божьей Матери. Развивая предположение Бертье-Делагарда о ее связи с чудотворным Сумелийским образом Одигитрии, исследователь православного искусства Н.П. Кондаков установил композиционное сходство Крымской-Мариупольской иконы с изображением Богоматери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме и высказал мнение о влиянии Сумелийского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии - Аксайской и Зимненской.

Сумелийский монастырь имел права патриаршей экзархи на обширные округа и распоряжался монастырскими владениями – метохами, в том числе в Крыму. В храме св. Троицы в крымском селе Керменчик на стене найдена надпись с датой 176? год и упоминанием сумелийского монаха Гервасия. Этот же Гервасий посетил греческий храм в Стиле. Возможно, что, будучи церковным ревизором – периодевтом, он посещал храмы, входившие в число владений Сумелы. Гервасий умер и был похоронен в монастыре св. Георгия на Фиоленте в 1775 году.

trabzon12

Надпись с именем Гервасия Сумелиота из храма св. Троицы (Крым).

По другой версии, выдвинутой эллинистом Дмитрием Спиридоновым, Гервасий посещал Керменчик в качестве старшего клирика, находившегося на территории Готской митрополии в период ссылки митрополита Гедеона в Метеорском монастыре (1750-60 гг). Он может быть тождественен упоминаемому в архивах Сумелийского монастыря, монаху Гервасию Налчаджи, келейнику митрополита Игнатия Халдийского.

Сам митрополит Гедеон состоял в переписке с митр. Ананием Трапезундским и сумелийским игуменом Христофором. Эти документы, которые могли бы пролить свет на последние годы существования Готской митрополии, к сожалению не опубликованы.

В 1775 году в Лейпциге увидела свет книга под названием "Служба преподобным отцам Варнаве, Софронию и Христофору, основателям Сумелийской обители".  В ней содержится описание подвигов крымских мучеников, память о которых на родине предана забвению. Речь идет об иеромонахе Никифоре, повешенном в Каффе в 1730 году за отказ отречься от веры, иеромонахе Давиде, убитом в 1725 году по ложному обвинению, отроке Евстафии (1759) и экономе митрополита Готского Давиде (1770).

Именно в Сумелийском монастыре Караулов обнаружил житие святой правительницы Сугдеи Феодоры, которое он опубликовал в виде легенды. Оригинальный текст Жития утерян.

Монастырь святого Георгия Перестериота.

Из трех больших монастырей Мацуки история этого монастыря самая темная. Предположительно основанный в 752 году, он был разрушен и заброшен в 1203, восстановлен в 1393.

Монастырь обладал одной из лучших библиотек на Понте, однако от нее сегодня ничего не осталось. Большинство средневековых зданий монастыря были разрушены пожаром в 1904 году, после чего он подвергся капитальной перестройке.

trabzon13

По мнению Х.Ф. Байера, вероятнее всего, ошибочному, в этом монастыре похоронен наследник правителя Феодоро Алексея – Иоанн. 

© Фото: Алексей Коимшиди
© Текст: www.graal.org.ua



Подписка на новости

Последние обновления

События