Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Император Константин Великий и его обращение к христианству

 

Constantine the Great and his turning to Christianity

Ирини Артеми,

богослов-филолог аспирант Афинского университета

 

мозаика храма святой Софии в Константинополе

Флавий Валерий Константин родился в городе Naissus, Ниш в Сербии. Он был сыном Констанция Хлора, который позже стал римским императором, и св. Елены, женщины смиренного нрава, но с замечательным характером и необычайными способностями1. Елена была дочерью хозяина гостиницы. Дата рождения императора Константина в точности не известна, она варьирует между 274 и 288 гг. Константин I или св. Константин, был римским императором с 306 до 337 гг. по Р. Х. Он хорошо известен как первый римский император, который принял христианство, Константин издал Миланский эдикт (указ) в 313 году, которым провозглашалась религиозной терпимость в отношении ко всем вероисповеданиям во всей империи2. Сегодня некоторые историки поддерживают точку зрения, что не было никакого официального указа-эдикта, но только лишь принято было Лицинием и Константином "решения о религии3.

Знаменитый Lubarum императора Константина - монограмма  с именем Христа, данная ему в видении перед битвой с Максентием


Указ-эдикт не только защищал христиан от преследований по религиозным мотивам, но защищал все религии, дозволяя любому поклоняться тому божеству в зависимости от того, какую кто избрал религию. Аналогичный указ был издан в 311 г. императором Галерием, позже ставшего старшим император тетрархии. Эдикт Галерия даровал христианам право придерживаться своей религии и свершать культовые обряды, не вызывая никаких неприятностей «Ut denuo Sint Chrsitiani et conventicula sua componant, ita ut ne quid contra disciplinam agant», но не возвращая им любую их собственность4. Напротив, Миланский эдикт состоял из множества статей, которые заявили, что все конфискованные церкви должны будут возвращены, а также другие положения относящиеся к защите частной собственности христиан5. Ни Константин, ни Лициний не провозглашали христианство в качестве официальной религии6.
В 324 году, после поражения Лициния и его смерти, начался период единоличного правления империей Константином. Глубокое понимание фактов, истории и проницательность его характера привели его к сознанию принять два важных решения, которые изменили всю историю Римской империи, и которые оказывают свое влияние до сих пор. Его первым решением было принятие христианства в качестве официальной религии Римской-Византийской империи, а вторым было - перенесение столицы империи из Рима в новый город. Он был построен на месте древнего Византия и ему было дано имя Константинополь. Этот город стал столицей новой империи, Новым Римом
7.
С 320 Константин постоянно поддерживал христианство, оказывая ему финансовую помощи и льготы, или устанавливая налоговые льготы христианской Церкви. После признания христианства в качестве дозволенной религии,
religio licita, Константин Великий даровал гражданские свободы епископату, т. н. audentia episcopalis. Таким образом епископ совершал суд не только в силу своей духовной власти, но и в силу имперского закона о власти8. Хотя, Константин защищал и поддерживал христианскую веру, однако он был крещен как христианин незадолго до своей смерти. По обычаю Римской империи св. Константин оставался верховным понтификом, Pontifex Maximus, по политическим причинам, а также для поддержания мира и гармонии в отношениях между язычниками и христианами9. Многие историки считают10, Константин помогал христианству из чисто политических соображений. Они утверждают, что победно торжество христианства на Востоке имело место уже задолго до самодержавного правления императора Константина. Обращение Константина к христианству началось - в соответствии с указаниями Истории Евсевия Памфила11-с видения Константина, которое ему было явлено перед боем против Максенция, и молитвы Константина, обращенной к Богу христиан. Евсевий дает описания видения не в том смысле, что он был причиной и поводом для обращения Константина в христианство, но для того, чтобы показать, что новый император император имел благословение Триединого Бога христиан. Именно в этой перспективе и можно рассматривать т. н. политическое богословие.12

солид- новая монета Римской империи, введённая императором Константином на Западе с 314г., а на Востоке с 324г.


Константин привнес много изменений в строе жизни Римской империи: а) Распятие как вид казни было отменено, б) детоубийство - убийство нежелательных детей-было отменен, в) практика рабства стала утрачивать силу и многие рабы были освобождены, г) гладиаторские игры были запрещен , хотя они еще не были полностью устранены, д) христианские мужчины были избраны в качестве советников императора, е) церкви были освобождены от налогов, ж в первый день недели, воскресенье, был выделен как священный день поклонения. Воскресенье стало официальным днем римского выходного дня, чтобы больше людей могли посещать церкви.13
Принято мнение, что император Константин принял Христианскую Церковь не только по богословским мотивам, но также и по политическим. Как политик, он осознавал возрастающую роль христианского меньшинства в частной и общественной жизни. Тот факт, что христианство стало его религией это свидетельствует в частности и его детям, что император в данном случае руководствовался не только политическими молитвами. Он руководствовался также своими религиозными побуждениями и чувствами.

 

перевод с английского языка и подготовка текста статьи " Православного Апологета" 2012г.

1cf C. Herbermann & G.Grupp "Constantine the Great" [...]

2cf A. Christophilopoulou, […]132.

3Ibid.

4Lactantius, De mortibus persecutorum, XXXIV, 4.

5Eusebius of Caesarea, Church History, I, 5.2-14. Lactantius, De mortibus persecutorum XLVIII.

6cf P. P. Ioannou, […].

7Hermias Sozomenos Philostorgius, Ecclesiastical History, II, 3, p. 51: «..Когда он занимался этим, однажды ночью явился ему Бог и повелел искать другого места для города, указав на Византию фракийскую, по ту сторону Халкидона вифинского: там приказано ему построить город и назвать его именем Константина. Царь послушался слова Божия 2 и, распространив прежнюю Византию, обнес ее огромными стенами. Так как, для населения обширного города, туземцев было недостаточно; то в разных местах по предместьям построил он большие дома и, отдав их во владение знаменитейшим людям, поселил их там с семействами, а [84] этих людей вызвал частью из древнего Рима, частью из других мест. Назначил он также площади, из которых одни служили для устройства и украшения города, а другие для снабжения его жителей припасами, и доставив городу все прочее, отлично украсил его ипподромом, водохранилищами, портиками и другими зданиями, назвал свой Константинополь новым Римом и сделал его столицею всех живущих на земле, подвластной римлянам. ...»

8«В том случае, если процессы рассматривались перед епископом, то требовалось согласие обеих сторон ( См. Codex Justinianus 1.4.7 взятый из закона 398г. И см. Codex Theodosianus 1.27.2 408 года). By Novellae 79 and 83, Император Юстиниан в вопросах гражданского характера поставил духовенство и монашествующих под власть епископа. Согласно Novella 86.2, епископ, по причине отказа государственного суда, должен был принять решение по этом судебному делу. Административная активность епископа в вопросах гражданского права в качестве судии для примирении лишь с трудом может быть выделена по причине отличия этой деятельности от чисто церковной его функции в вопросах дисциплины», http://ccdl.libraries.claremont.edu/cdm/singleitem/collection/cce/id/278/rec/20 (2012)

9cf J. Karagiannopoulos, […]75.

10The Burckhardt прдставляет императора Коснатнтина как умного и весьма амбициозного человека, который приносил в все в жертву удовлетворения его честолюбивых стремлений к достижению власти. (J. Burckhardt, […] .326. Немецкий богослов Adolph Harnack поддерживает это мнение в своей книге: "The diadosis of Christianity during the first three centuries." (English transl. of J. Moffatt, 1904).

11cf V. Vasiliev, […] footnote. 4, 71. - Eusebius of Caesarea, Ecclesiastical History, IX, 9.2. A select library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, edition P. Schaff, H. Wace, 2nd ser., I, 363.

12Vl. Fidas, […] 327.

13Eusebius of Caesarea, Constantine’s Life, III, 18,13,25, 28 etc Eusebius of Caesarea, Ecclesiastical History, X, 5-.7.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События