VI Богословская конференция Священной Митрополии Навпакта и святого Власия, Посвященная Дионисию Ареопагиту
Свмч. Иерофей – наставник и учитель свмч. Дионисия Ареопагита
Приветственная речь Преосвященного Митрополита Навпактского и Святовласиевского Иерофея (Влахоса)
Ἡ προσφώνηση τοῦ Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου
Я переживаю особую радость по причине новой нашей встречи в этом месте во время VI-й богословской конференции для обсуждения таких богословских вопросов, которые касаются Церкви, богословия и нашей жизни. Богословие является сутью нашей жизни.
На предыдущих конференциях присутствовало много народа, эта аудитория все время была переполнена, но теперь по причине особых обстоятельств, которые сложились из-за серьезного кризиса в области здравоохранения, наша конференция проходит в интернет-пространстве, немногие присутствуют на ней сейчас, да и те по специальному приглашению, для соблюдения мер…
Нынешняя VI богословская конференция посвящается святому Дионисию Ареопагиту, великому Святому Отцу Церкви, который претерпевал незаслуженные гонения. Это будет выявлено при раскрытии тематики этой конференции. Я представлю личность святого Дионисия Ареопагита, его богословие и весь его вклад в Церковь и Православное богословие. Докладчики в своих выступлениях будут касаться этой темы и я выражаю свою им благодарность за предпринятую ими работу: с одной стороны за то, что они взяли на себя эту богословскую ответственность, а с другой стороны за то, что они приехали в Навпакт и представляют нам свой нелегкий многолетний труд, итог их научной деятельности.
Конференция проходит сегодня, 3 октября 2020 года, в день памяти святого Дионисия Ареопагита, и я считаю её весьма важным событием. Он является Афинским епископом, и конечно же покровителем Афин, столицы Греции. О его жизни и о его богословии вам предстоит много услышать на нашей богословской конференции.
Позвольте мне в качестве введения коснуться того, чья память будет завтра совершаться — святого Иерофея, первого епископа Афинского. Он также вместе со святым Дионисием был Ареопагитом, но его имя не упоминается в книге Деяний Апостолов. Многие считают, что оно включено во фразу «и другие с ним» (Деян. 16, 34). То есть в Деяниях Апостолов оказывается, что после речи апостола Павла в Афинском Ареопаге, и прекращения ее, когда он говорил о том, что Бог воскресил Христа из мертвых, там пишется «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 16, 34)
«Деяния Апостолов» не упоминают по имени святого Иерофея, но святой Дионисий Ареопагит в своих творениях упоминает святого Иерофея и его считает своим учителем. Так, традиция Церкви знает святого Иерофея и, конечно же, тот факт, что он был его предшественником на Афинской кафедре, а потому он является и первым Афинским епископом.
Святой Дионисий Ареопагит в своих творениях много раз ссылается на учение святого Иерофея, и оно, несомненно, лежит в его основе, он основывает свое собственное учением на учении святого Иерофея.
Святой Дионисий упоминается в творении святого Иерофея под названием «Обучение основам богословия», которое не сохранилось, и называет его «славным наставником». Он его также называет «святейший Иерофей» и говорит, что он является «мужем сверхбожественным» (ἀνήρ ὁ ὑπέρθεος). В другом месте он характеризует «блаженного Иерофея» как «писателя о благоговении и богословии». Также он описывает его как «своего славного наставника», «молитвенно ведущего к божественному учению и изложившего нам это учение точно и кратко, заключив многое в немногих словах, как и подобает тем, кто является учителем неокрепших душ»… И он пишет, что сам апостол Тимофей, которому святой Дионисий посылает свой труд «О божественных именах», посылает ему в ответ книгу Иерофея, «как исключительного достоинства». Поэтому, как пишет святой Дионисий, и мы Иерофею «как учителю с совершенным и зрелым умом от многих многое посвящаем — как те, кто следует его словам, приносящим божественную пользу, ставя их на второе место после слов Христовых, которым мы будем обучать людей из нашего круга, насколько это будет возможно».
И далее он именует святого Иерофея «божественным наставником». А когда во время Успения Богородицы святители-иерархи были позваны воспеть и прославить Её, тогда Иерофей «занимает особое место среди всех других богословов, как я слышал от других священнотаинников, и настолько приходит в исступление, когда душа пребывает в Боге и Бог в душе, и настолько переживает приобщение к воспеваемому, что видящие и слышащие не узнают его, и считают его боговдохновенным и божественным гимнословом».
Святой Дионисий, говоря «о благе, свете, добре, любви, божественном экстазе, ревности и о том, что зло не есть сущее, не есть из сущего и не есть в сущих», он пишет, что он не дерзает раскрывать чего-то нового, но исследует и детально анализирует то, о чем говорил святой Иерофей и называет его «славным тайносовершителем».
Нынешняя конференция будет преисполнена богатством богословия, поскольку она нам откроет богословие святого Дионисия Ареопагита, основанное на богословии святого Иерофея, которое он нам представляет и глубоко объясняет.
Да пребудут с нами молитвы этих двух великих святых Церкви, святого Иерофея и святого Дионисия Ареопагитов, епископов Афинских.
Источник: https://parembasis.gr/index.php/el/6441-2020-10-07
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2020г.