Иерофей, Преосвященнейший Митрополит Навпактский и св. Власия
«Определение» Церкви и ее свойства[1]
Ὁρισμός» ΄καί ἰδιότητες τῆς Ἐκκλησίας
продолжение
- Свойства Церкви Οἱ ἰδιότιτες τῆς Ἐκκλησίας
Б) Святая
Αγία
Поскольку Церковь это Тело Христово, то поэтому она является святой. Она освящена и очищена Христом, которую Он воспринял и сделал Своим Телом.
Апостол Павел, касаясь святости Церкви, говорит: «Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 25-27).
Церковь в Ветхом завете была подобна блуднице, а Христос ее освятил, соделал ее девой. Свят. Иоанн Златоуст раскрывает эту истину образно: «Происходит же чудо от жениха, что Он принял блудницу и соделал ее девой». А далее он пишет, что хотя брак уничтожает в человеке девство, однако же «брак по Богу воскрешает девство». Обстоятельно анализируя это великое таинство, свт. Иоанн Златоуст говорит:Бог «возжелал блудницу…да блудницу; говорю о нашей природе». Бог желает блудницу «дабы блудница соделалась девой». И, конечно же, Он не посылает какого-то ангела, Херувима, Серафима или кого-то из Своих слуг, но «Он Сам оказывает помощь, Который сильно любит». А поскольку блудница не захотела подняться на высоту, но Он Сам нисходит долу. Он приходит в ее хижину. Он видит ее опьяненной, он видит ее уязвленной ранами,ожесточенной, подверженной влиянию демонов. Он к ней приближается, а она убегает. Он ее зовет, говоря, Я врач. Он подражает ей в манерах. Далее «Он принимает ее, приноравливается к ней», то есть обручается с ней, дает ей кольцо, то есть Святого Духа.
В дальнейшем свт. Иоанн Златоуст представляет диалог между Христом и прежней блудницей. Христос ей говорит: «Поскольку ты была насаждена в Раю, то как ты отпала оттуда?» И та отвечает, что дьявол изгнал ее из Рая. И Христос продолжает речь: «Ты была насаждена в Раю и изгнана вне его; вот Я пересаживаю тебя в Себя Самого, Я тебя несу». Теперь она становится Его Телом, и ей не следует бояться дьявола. Блудница отвечает: «Да, но я грешна и нечиста». И Христос говорит: «Не ты, а Я врач и проявляю заботу». Я знаю мой собственный сосуд, знаю, что он был глиняный и был разбит. «Я его воссозидаю для бани возрождения и передавать в нем огонь».
Я представляю это слово свт. Иоанна Златоуста, чтобы показать, что такое Церковь, и что Церковь освящена Христом. Это слово даже показывает, что Церковь является святой не из-за ее членов, но потому что у нее святая Глава, Христос. Святость христиан проистекает от святости Христа, которая действительно является причастностью освящающей благодати Христа. Так что святые это не хорошие люди, но те, которые причастны боготворящей божественной энергии.
Итак, поскольку Церковь свята, поэтому ее дело свято. Целью Церкви является то, чтобы освящать ее членов, чтобы их приводить к просвещению и обожению. Освящающее дело Церкви совершается с помощью Таинств и аскетической жизни, то есть всем образом врачевания, которым она обладает. Естественно, духовной болезнью, недугом является отсутствие причастности просвящающей и боготворящей божественной энергии. Речь идет не о психологическом состоянии, но о духовном факторе. Так, поскольку мы являемся больными, то мы используем реальный метод терапии, и мы причащаемся очищающей божественной энергии. И этим способом мы освящаемся, и мыявляемся действительными членами Тела Христова.Мы прекращаем быть мертвыми членами и становимся живыми членами.
продолжение следует....
[1]Глава из новой книги митрополита Иерофея: «Ἐκκλησία καί ἐ΄κκλησιαστικό φρόνημα»- Γ΄ Ἔκδοση. Ἱερά Μονή Γενεθλίου τῆς Θεοτόκου ( Πελαγίας). 2017.