Свт. Симеон, архиепископ Фессалоникскийский
Толкование на Священный Символ (веры)
ΕΡΜΗΝΕΙΑ ΕΙΣ ΤΟ ΙΕΡΟΝ ΣΥΜΒΟΛΟΝ
«Во Едину, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь»
Εἰς Μίαν, Ἁγίαν, Καθολικὴν, καὶ Ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν
Говорит во Едину, поскольку единым является Бог, Закон и благодать, и что единой стала Церковь Ангелов и человеков, основанная на основании Апостолов и Пророков, и единой является Вера, единым является Крещение, и един Христос этого церковного собрания. Святую же, как водимую Божественным Духом, и соединенной во Христе, и через Крещение, Мропомазание, Священство и Причащение и через иные Таинства пребывающей незапачканной, и обрученной невестой Христу. Кафолической же, потому что она собрана от всех народов во Христе, и является преисполненной истинным и всцелым знанием Бога, и основанна она прежде на Пророках, устроенная же Апостолами, на подвигах и крови Мучеников, Иерархов и Подвижников утвержденная, украшенная, и восприявшая совершенство, обладая чистым ведением Святой Троицы, и исповедующая, по подражанию Петра, проповедующая Христа , единого от Святой Троицы воплотившагося Сына Божия. Апостольской, поскольку она исключительно и состоит из этих Апостолов, и составлена, и утверждена ими, дабы они были явлены со Христом основанием и строителями этой Церкви, собирая отовсюду со всех наций, и от всех нродов паству для Господина всех, и великого Пастыря. Поэтому то она называется истиной Церковью, которая является собранием со всего мира благочестивых.
Церковь же называется Кафолической, поскольку она является собранием в вере всех православных, несомотря на существование некоторых поместных Церквей, как Константинополькая, которые также называются Кафолическими по причине дарования им от Отцов чести. Но они посему воприяли привилегию, право править веру, а не мыслить нечестиво, поскольку и сам Спаситель не отверг ее, но за исповедание веры апостола Петра назвал Камнем: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», а поэтому то ответ Спасителя был таков: «на сем камени созижду Мою Церковь». Так что Кафолическая Церковь является собранием таких, которые исповедуют веру правильно (ὁρθῶς), как Петр и остальные Апостолы. Церковь же говорит, для того чтобы собрать ото всех народов, и сочетать с краеугольным камнем, привесьти к самому Христу, всецело соединиться с Ним, она непоколеблемо и невредимо хранит Его веру.
Перевод выполнен ИС.
По изданию Συμεών Αρχιπικόπου Θεσσαλονίκης. ΤΑ ΑΠΑΝΤΑ ΕΙΣ ΕΞ ΜΕΡΗ ΔΙΑΙΡΕΘΕΝΤΑ. ΕΝ ΑΘΗΝΕΙΣ 1862, σε. 338