Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Профессор Мандзаридис Георгий

Дева Мария – Матерь нового творения

31 августа 2015

Создателем нового творения является Христос. Богородица, будучи Матерью Христа, становится Матерью всего творения. От Нее рождается обновленный человек – новый Адам. В Ее лице заключено возрождение всего творения. Природа, подчиненная тленности, получает свободу. Время, отсчитывающее дни нашего очуждения и погибели, начинает определять наше спасение и совершенствование. Так зарождается в нынешнем веке новое творение, чтобы продолжить свое существование в веке будущем.

panagia__001

Новое творение представляет собой не только дар благодати Божьей, но, в том числе, и плод трудов человека. Без Божественной благодати обновление мира невозможно. Но без участия человека эта благодать остается тщетной. Это касается как каждой отдельной личности, так и всей человеческой истории в целом.

Но человеческие усилия не усиливают действие Божественной благодати. Бог не бессилен, чтобы нуждаться в человеческой помощи. Он не навязывает человеку свою волю, так как уважает его свободу. Однако для обновления мира – восстановления творения, разрушенного грехом, – необходимо человеческое участие. Это, с одной стороны, оставляет человека человеком, с другой – делает его сыном Божьим.

Участие человека заключает в себе его согласие с Богом. Это одновременно и пассивное, и активное действие, требующее усердия для удаления всех преград, мешающих Божественной благодати явиться в человеческом бытии.

Эти преграды были созданы грехопадением, которое, в свою очередь, было вызвано непослушанием Божественной воле. Это отдалило человека от Бога и лишило его благодати.

Непослушание может объясняться тем, что оно, как кажется на первый взгляд, есть проявление свободы. Однако, в действительности, это плод рабства, результат подчинения человека воле дьявола. Ева, послушавшая совет дьявола и согласившаяся с ним, вместе с Адамом была обречена на тление и смерть. А вслед за ними бренности подверглось и все творение. Человек проявил свою свободу, добровольно последовав совету дьявола. Преступление заповеди Бога явилось последствием этого сознательного подчинения дьяволу.

Однако человек не является свободным в полном смысле этого слова. Он – заложник своего бытия, и его свобода относительна. Ее ограничивает добровольная зависимость. Человек, будучи созданным по образу и подобию Божьему, естественным образом зависим от Бога. Принятие советов лукавого может быть сочтено освобождением от Бога. Однако это лишь иная, не свойственная человеческой природе зависимость, делающая человека рабом греха. В такой ситуации зло начинает казаться естественным, а очуждение, ведущее к тлению и смерти, считается лишь логичным завершением человеческой жизни.

Богородица же, всецело посвящая себя Богу, оставляет грех, очуждение и возвращается к добродетели, как естественному человеческому состоянию. Как отмечает святой Николая Кавасила, в то время как после грехопадения над человеческим родом господствовал грех и зло представлялось нормальным проявлением человека, Богородица противостояла злу и сохранила незапятнанной ту красоту, которую даровал нам Бог.

Характерно то, что практически все чудеса, произошедшие в истории богоизбранного народа, предваряющие пришествие Христа, Церковь расценивает как прообразы Богоматери: Неопалимая купина, переход через Красное море, огненный столп, сопровождавший Израиль в пустыне, расцветший жезл Аарона. Во всех этих событиях, как и в лице Богоматери, оказываются побежденными естественные законы природы. Таким образом, Богородица воплощает освобождение от подчинения природе. В Ее лице подводится итог всей предшествующей истории человеческого спасения, Ее пришествие в храм и вступление в вечность становятся таинством. Богородица, по словам святого Григория Паламы, «причина до Нее существующих, заступница живущих после Нее и покровительница вечности». Ее присутствие становится радостью для всего творения: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Богородица – человек, рожденный людьми и причастный всему, что характерно для человеческого рода. Однако Она не поддалась злу, господствующему в человеческой жизни. Она победила грех и положила конец лукавству. Эта победа была осуществлена посредством совершенного смирения, абсолютной любви, являющихся плодами истинной чистоты.

Богоматерь не просто дева, а Дева с большой буквы. Приснодева. Святой Григорий Нисский в лице каждой девы видит конец господству греха и смерти. И действительно, смерть, дарованная в наследство родоначальником его потомкам, всякий раз завершается в чистом и невинном теле. Оно становится, таким образом, концом преемственности смерти, начавшейся от первого человека. Христос, Сын Богоматери, не имеющий естественных предков, становится новым творением.

Девственность как биологическое состояние не имеет никакого теологического или сотериологического значения. Однако чистота Богоматери – не просто биологическая, но абсолютная, духовная и телесная. Это состояние всецелого посвящения себя Богу. Такова ее сущность. Дева Мария не имела ничего своего. Она не могла придать себя никому и ничему, кроме как полностью отдать себя Богу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Это и есть истинная чистота. В ином случае она не имеет никакой ценности. Ева, приведшая мир к падению, также была девой. Будучи девой, она приняла совет лукавого, породив ослушание и смерть. Богородица же своим абсолютным доверием и послушанием Богу родила Христа и принесла в мир спасение и обновление.

Новое творение, которое Богородица привела в мир, создается посредством совпадения противоположностей. Все, что ранее происходило как вмешательство Бога в ход истории, иными словами, как чудо, в лице Богородицы становится новым творением. Девство оказывается сопряженным с материнством. Конец преемственности смерти совпадает с первыми проявлениями жизни. «Она – и Дева, и Матерь, обновляющая природу соединением противоположностей, даже таких, как девство и рождение».

Этим сочетанием противоположностей достигает вершины человеческое участие в деле спасения. Чистота как всецелое придание себя Богу, как совершенная в миру смерть, сопровождается полной отдачей Бога человеку в Его святом вочеловечении. Так Богородица становится началом нового творения и руководителем духовного совершенствования. «Она – святое начало, приносящее Бога людям». Богоматерь первая удостаивается полноты Божественной благодати и делает ее доступной для каждого по мере его чистоты. Удивительное описание личности и жизни Богородицы как образца духовного совершенства представил в своей речи на празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы святой Григорий Палама.

Богородица стоит выше Ангельских Сил. Она – «честнейшая Херувим и славнейшая, без сравнения, Серафим». Величие, которого человеческая природа достигает в лице Богородицы, превосходит величие всего творения. Это объясняет похвалу, которую мы встречаем в одном из канонов Богородичника, где Богоматерь именуется Богом после Бога. К этому величию Богоматери приобщается каждый человек, живущий по Ее примеру.

Величие человека зиждется на его сотворении по образу и подобию Божьему. Величие того, кто очернил этот «образ и подобие», достигается путем признания и прочувствования своей низости. Эта ничтожность заключается не только в пренебрежении обязанностями перед Богом. Она существует и тогда, когда человек полностью принимает Божественную волю: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). Богородица же не просто соблюдала закон Божий, но и делала Его волю Своей собственной: «Се раба Господня, будет Мне по слову Твоему». Эти слова, как пишет святой Николай Кавасила, сделали землю Небом, освободили пленников ада, сделали людей небесными жителями, объединили людей с Ангелами.

Когда некая женщина, слушавшая Христа, восхвалила Богоматерь, родившую и вскормившую Его, Он ответил: «Блаженны слышавшие слово Божие, и хранящие его». То есть, помимо Богоматери, родившей Бога Слово, каждый человек, слушающий Его слова и воплощающий их в своей жизни, приобщается этой благости, так как в какой-то мере встает на место Богородицы. «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь” (Мк. 3: 34-35). Как отмечает святой Максим Исповедник, Бог Слово, Который сразу родился во плоти, в духе рождается непрестанно через человеколюбие к тем, кто в Нем нуждается. Находясь внутри них младенцем, Он постепенно формируется посредством добродетелей. И является человеку в той мере, в какой он способен Его воспринять.

Материнство – это отнюдь не абстрактная идея, но личностное отношение. Это особенные узы, уникальным образом соединяющие мать с ребенком, ребенка с матерью. Христос – истинный человек, родившийся от Девы Марии. Дева Мария, в свою очередь, – истинная Богородица, родившая Богочеловека Христа. В этих отношениях, которые церковь изображает на иконах Богоматерь с Младенцем, Млекопитательница, Сладкое Лобзание, заключено все таинство спасения и обновления мира во Христе, новое творение. Эти узы обнаруживают характер общения человека с Богом в новом творении.

Во все времена и, в особенности, в наши дни, мы имеем тенденцию к обобщению и массовости. Мы видим мир безликим и игнорируем наших ближних, тем самым пренебрегая личностью и ее свободой. Вся наша техногенная культура – это апофеоз массовости и, как следствие, несвободы. Человеческие отношения становятся безличными и механическими. Более того, мы строим отношения не с личностями, а с личностями-машинами. Самыми близкими друзьями детей нынешнего поколения все чаще оказываются компьютеры. Они отдают им часть своей жизни, взамен обретая «механизацию» собственной личности.

Духовное рождение в человеческом сердце Христа показывает, какие взаимоотношения человек имеет с Ним. Лишь тот, кто принимает Христа в свое сердце и претворяет Его в жизнь, имеет истинные, свободные, личные отношения с Ним. Высшую форму этих отношений мы видим у Богородицы, Матери Христа и нового творения. Любые другие взаимоотношения с Христом, находящиеся на безличном или идеалистическом уровне, оказываются за пределами нового творения. Это отношения юридические, но никак не христианские и церковные.

Добровольным послушанием и отречением от своего «я» в пользу воли Бога человек как уникальная и неповторимая личность становится частью нового творения. Он начинает жить как член Церкви, являющей собой Тело Христа, Сына Девы Марии. Православная Церковь помимо Тела Христа не выделяет иного мистического тела, которое могло бы воплощать в себе Церковь. Тело Христа едино и неделимо. Это Тело, рожденное Девой Марией, распятое, воскресшее, севшее одесную Отца. Этого Тела причащаются верующие на таинстве Святой Евхаристии. Это Тело создает новое творение. Это земля живых, явившая в мире вместилище невместимого, Деву Марию, Матерь нового творения.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2015/08/

 



Подписка на новости

Последние обновления

События