Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Ради единства

«Χάριν τῆς ἑνότητος»

Преосвященнейшего Митрополита Навпактского и св. Власия Иерофея (Влахос)

τοῦ Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου

058

Достаточно часто, во время различных встреч между людьми, даже и во время проведения церковных Соборов, высказывается мнение, что необходимо прийти к согласию по какому-то вопросу таким образом, чтобы даже и сохранялись различные мнения, «ради единства». То же самое происходит в Соборных организациях, в которых принимают участие особые люди для того, чтобы разрешить противоречия, ту действительность, которая находит оправдание, что это делается «ради единства», или «для единства».

Есть и такие люди, политики, церковные люди, которые  утверждают, что они борются за единство тела, к которому причастны, пусть даже и такие, но которые не заинтересованы в единстве.

С самого начала нам следует обратить внимание на то, что единство в обществе и Церкви является конечной целью, к которой нам следует стремиться. Оно в особенности является целью для всех тех, кто находится в Церкви, поскольку оно было достигнуто в день Пятидесятницы, согласно тексту кондака праздника: «Егда снишед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа».

Единство является делом Святого Духа, который действует в Церкви. Итак, единство Церкви - это опыт Пятидесятницы, а посему существует единство в богословии Апостолов и Отцов.

Тем не менее, необходимо отметить, что единство могут иметь и такие, которые трудятся во зле и которые составляют преступную организацию, направленную на разделение и демонизацию общества. Эти люди заботятся о своем единстве, дабы творить зло, и при этом не оказаться обнаруженными. Однако не в этом состоит цель единства, а в том, чтобы обрести единство с истиной.

Во время Божественной литургии верующие призываются следующими словами: «Единство веры и общения Святаго Духа испросивши, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Единство на церковном языке не является чем-то абстрактным и безусловным, как о нем открыто Богом Святым, но оно самым непосредственным образом связано с «общением со Святым Духом», и, несомненно, оно предполагает посвящения всей нашей жизни Христу. Именно такое единство является благословенным от Бога, а не такое единство, которое могут иметь между собой еретики, опирающиеся на размышление и воюющие против православного учения.

Апостол Павел в своем послании к Ефесянам советует христианам бороться за то, чтобы сохранять единство духа, которое связано с Господом Богом, единство веры и единое крещение. Он пишет: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 3-6). Единство веры связано в одним Господом, одной верой, одним крещением, одним телом, и одним Духом.

Кроме того, сам  Апостол в последующем стихе говорит о единстве в обожении:  «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 11-13). Это означает, что единство веры связано с познанием Сына Божия и своей целью имеет совершенство, дабы человек достиг меры полного возраста Христова, то есть обожения.

В той же перспективе движется и мысль Отцов Церкви, которые старались сохранить единство Церкви в богооткровенной вере, изгоняя из Церкви еретиков, которые еретическими учениями разрывали единство Церкви. Ересь разрывала единство, но не истину. Анафематствование еретиков совершалось ради сохранения единства веры и единства Церкви. Отцы, когда они удаляли от Церкви еретиков, они не разрывали единство, но они его защищали. Иная интерпретация этого факта является фальсификацией Вселенских Соборов Церкви.

Авва Дорофей связывает единство христиан между собой с тем же мышлением. «Не иначе совершается единство, как когда у них также славится Иисус Христос и также они мыслят о Нем!». Это слово непосредственно связано со многими местами из посланий апостола Павла. В качестве примера приведу то, что он пишет в послании к Римлянам: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса , дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца господа нашего Иисуса Христа» (Рим.15, 5-6). Также к христианам в Филиппах, он писал: «Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2, 1-2).

Прп. Исаак Сирин дает точное определение тому,  что такое духовное единство. Он пишет: «Духовное единство это память непогашенная, то есть она разгорается в сердце в пламенеющем стремлении, из-за пребывания в божественных заповедях, восприяв силу не связываться узами ни вынужденно, ни природно». Духовное единство созидается через хранение заповедей Христа и разжигания в сердце людей божественного рачения, стремления. В обществе  говорят о единстве  вопреки существующих различных взглядов. И здесь имеется в виду демократическое устройство государства. Различные принципы и различные программы разных партий, различные позиции и внутри самой партии, и в ее работе, что вскрывается во время голосования, когда все высказываются, используя демократический принцип, все это считается элементами единства-союза.

Однако, в Церкви все обстоит иначе. Единство это не некое внешнее согласие во взглядах, и, естественно, отличающихся от переданной веры и богооткровенной традиции, но это плод  Святого Духа, общение во Святом Духе, это единство веры.

Следовательно, Церковь  не может «ради единства» уклоняться от православной экклесиологии, или православного богословия, а в конечном итоге подрывать всю богооткровенную веру. Когда преобладает уклонение от веры, то это не является восхвалением единства, напротив, тот, кто сохраняет богооткровенную веру, тот сохраняет и единство. Что касается церковных вопросов, то никто не может следовать дипломатии и отказываться от ранее сказанного, чтобы каждый раз менять точки зрения и характеризовать  такой образ мышления в качестве вклада в единство.

Мы живем в такое время, в которое не подобает коверкать сами слова, в особенности, что касается смысла слова единство, ради  внешнего искусственного и меняющегося дипломатического образа мышления, который скрывает преднамеренность и выгоду.

Февраль 2017г.

Священная Митрополия Навпакта и св. Власия

 Ἱερὰ Μητρόπολις Ναυπάκτου καὶ Ἁγίου Βλασίου

 

Εκκλησιαστική Παρέμβαση – parembasis.gr

©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События