Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Апостолы и Святые Отцы Церкви -

 Свет миру

Οἱ Ἀπόστολοι καί οἱ Πατέρες

 Φῶς τοῡ κόσμου

 

митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)

Неделя Святых Отцов

 (IV Вселенского собора)13 июня

 

Сегодня празднуется память Святых Отцов IV Вселенского собора, которые установили и утвердили догмат о том, что две природы во Христе, божественная и человеческая, соединены в Его ипостаси «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно». И этот догмат имеет огромное значение для Церкви и для христиан.

Прежде всего надо сказать, что Отцы Церкви, уcтанавливая этот догмат, делали это не философствуя, не рассуждая, и не развивая философию, но давали ответ на умствования богословствующих еретиков их времени. Последние же действительно философствовали. Святые /Отцы богословствуют совершенно иным образом, нежели философствующие богословы.

Святые Отцы являются наследниками пророков и Апостолов, и они обладали опытным богословием. То есть опытное богословие предшествовало, а за ним следовало догматическое исповедание веры. Таким образом, согласно точному замечанию свт. Григория Паламы «мы являемся переживающими божественное, а не размышляющими», то есть Святые Отцы были причастными Божественной благодати, а не рассуждали..

Это становится вполне очевидным из нынешнего Евангельского чтения, которое установила читать Святая Церковь сегодня, в день памяти Святых Отцов. Христос своим ученикам сказал: «Вы есте свет миру» (Мф. 5, 14), то есть Апостолы являются светом для мира, светом для людей. Однако это предполагает, что есть ученики Христа, которые являются светом для мира, и они связаны с Ним Самим. Как мы это можем понять?

Когда Христос говорит, что Он есть Свет миру, то Он это понимает не в нравственном смысле, не говорит о естественном или символическом свете, но о реальном свете. Три Его ученика, которые оказались на горе Фавор, они узрели то, как исходит сияние, Свет Божества от тела Христа, который озарил лицо Его, как солнце, а Его одежды сделались белыми, как свет. Тогда ученики постигли эту великую истину. Апостолы видели свет Бога, стали причастными этому Свету, поэтому то они и стали светом для мира, как иной свет от света.

Так, на верху горы Фавор ученики Христа увидели, как действуют две природы в лице Христа. Человеческая природа озарилась от Света божества, не растворяясь, не изменяясь, или уничтожаясь. Свет божества исходит не извне, но был соединен с человеческим естеством. Эти две природы, божественная и человеческая, были во Христе соединенными, но человеческое естество приемлет Свет божества не растворяясь в нем.

Этот опыт боговидения переживали, видя это и Святые Отцы. Поэтому, когда появились еретики, такие как монофизиты, которые учили, что после соединения двух природ, человеческая природа была поглощена божественной природой, тогда Святые Отцы оказали противодействие. Опыт, которым обладали Апостолы, удостоверял их, что две природы соединены во Христе «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» («ἀσυγχύτως, ἀτρέπτως, ἀδιαιρέτως, ἀχωρίστως»), то есть Христос не существует в двух смешавшихся естествах, эти естества не претерпевают какие-то возможные изменения, ни какое-то разделение, ни какое-то рассечение. Эти догматические формулировки Святых Отцов не вытекают из философских рассуждений, но являются следствием духовного опыта. Тот, кто смотрит каждое утро на восход и каждый вечер на солнечный закат, тот никогда не смешивает солнечный восход с закатом, поскольку он знает о них исходя из своего опыта. Также и тот, кто смотрит на железо, оказавшееся в огне, дабы оно горело, знает, что свет исходит от огня, в то время как горящее вещество остается железом, не уничтожается.

Это значит, что Святые Отцы являются опытными богословами, а не философами, являются светом миру,  а не учеными, и таким образом богословствуют. Следовательно, нам необходимо в богословских вопросах руководствоваться ими и главным образом в вопросах, которые связаны с верой.

 

Митрополит

+ Навпактский и св. Власия Иерофей

 

© перевод интернет-портала «Православный Апологет» 2014год.

 

Источник: www. parembasis.gr



Подписка на новости

Последние обновления

События