ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО БОГОСЛОВИЯ
БОГОСЛОВЫ МЕТАПАТРИСТКИ ПОДРЫВАЮТ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
ΥΠΟΝΟΜΕΟΥΝ ΤΗΝ ΟΡΘΟΔΟΞΟΝ ΠΑΤΕΡΙΚΗΝ ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑΝ ΟΙ ΜΕΤΑΠΕΤΕΡΙΚΟΙ ΘΕΟΛΟΓΟΙ
Σεβ. Μητροπολίτης Ναυπάκτου κ.κ. Ιερόφεου
Преосвященнейший митрополит
Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)
Они переносят в сферу православного богословия проблематику протестантов, которые отвергли Предание и Отцов Церкви, отождествляя Православное богословие с научным. Они отвергают основополагающие принципы богословия Церкви.
Метапатристическое богословие, которое активно развивается и навязывается сегодня в Церкви Богословской Академией г. Волос священной Димитриадской митрополии, неразрывно связано с научным богословием, которое во многих положениях нарушает основные принципы богословия нашей Православной Церкви. О таком положении говорит Преосвященнейший митрополит Навпактский и св. Власия г-н Иерофей в своей статье в официальном органе своей митрополии, опубликованной в августе месяце. Преосвященнейшим митрополит Иерофей не называет имени Академии в г. Волос священной Димитриадской Митрополии, но все знают о направлении ее деятельности, о том что она является источником «метапатристического богословия».
Преосвященнейший митрополит Иерофей словно поражает молнией «богословов метапатристики» и выносит им осуждение непосредственно за то, что они подразумевают под Православным учением, как оно раскрывается в литургических текстах и богослужебной предании Церкви, ее вере.
От редакции ПА: То направление в современном православном богословии, если его так еще можно назвать, о котором говорит митрополит Иерофей, и которое получило наименование как метапатристика, весьма актуальным и даже в большей мере является и для Русской Православной Церкви. Все критикуемые положения и методы метапатристики сегодня применимы во многим к богословам нашей Церкви, и в первую очередь к профессору МДА и С А. И. Осипову, самому упорствующему митрополиту Иллариону (Алфееву), отвергающих фактически критерии православного богословия. В основе этого богословия лежит лишь видимость богословской научности и приверженности Святым Отцам. В своей глубине они выходят за рамки учения Православной Церкви, границы поставленные Вселенскими соборами, их ломают и сеют недоверие, тем самым обслуживая требования экуменического движения, создающего новую мировоззренческую «богословскую» базу для апостасии. Хотя экуменическое богословие уходит от таких понятий как ересь, но именно таковым по смыслу и по содержанию является метапатристическое богословие, пропитанное протестантизмом, рационализмом и скептицизмом.
Положения
Полный текст статьи с позицией митрополита Иерофея, как он был опубликован в «Εκκλησιαστική Παρέμβαση» в августе месяце мы представляем далее:
В наши дни очень много говорится о «метапатристическом богословии». Никто даже и не может дать этому феномену определения. Несомненно лишь одно, что речь идет о некоем «богословии», которое искажает церковное православное богословие и его связывает с так называемым «научным» богословием, которое во многих своих положениях нарушает все основополагающие принципы богословия Церкви.
Многие богословы, используя преимущественно логику, рассуждение и библейский метод исследования, который получил свое развитие в протестантизме, стараются интерпретировать пророческие, апостольские и святоотеческие тексты с помощью иного направления, нежели давало православное богословие. В этом небольшом комментарии я лишь ограничусь словом об одном аспекте этого метода герменевтики.
Известный для всех современных богословов профессор Савва Агуридис, который у меня был профессором по герменевтике Нового Завета на Богословском факультете Фессалоникского университета, говорит о «попытках вне библейской науки создать направление, которое разрушит и разорвет непрерывно существующее единство между библейским благовестием и Церковным Преданием».
Что же в действительности это значит?
Протестантские ученые в в области библеистики, которым восхищаются некоторые православные богословы библеисты, противопоставляют себя Отцам Церкви, которых не считают учеными, Эти ученые поддерживают ту точку зрения, что между учением Пророков, Апостолов и Отцов существует разрыв. Именно в этом ракурсе они говорят, что Пророки Ветхого Завета слышали о Боге, в то время как Апостолы видели Бога, они делают различие между пророками до вавилонского пленения и пророками после вавилонского пленения, пишут о каноничных книгах и девтороканоничных книгах Ветхого Завета, о Прото-Исайе пророке, Девтеро-Исайе и Третьем-Исайе, об отличии Христа исторического от Христа веры, и в особенности говорят об отличии сущствующем между «школами» евангелистов Матфея, Иоанна и апостола Павла, об искажении изначальной экклесиологии Первой Церкви последующими Отцами и многое другое.
Это преподается учащимся Богословских факультетов некоторыми профессорами учеными - модернистами. А в дальнейшем богословы этих школ переносят эти идеи в церковный народ, внедряют в церковную полноту, и неважно где - будь то уроки по религиоведению в школах, либо в проповедях и органах Священного Синода.
Учение Церкви противно этому менталитету, потому что согласно с богословием Церкви не существует никакого разрыва или различия между богословием Пророков, Апостолов и Отцов Церкви, поскольку все они обладали одним и тем же опытом богообщения. Различным является лишь то, что в Ветхом Завете Пророки и Учителя имели опыт общения с Невопплотившимся Словом, а в Новом Завете имели и имеют опыт общения с Воплотившимся Словом. То есть существует тождество их опытного богообщения, как мы это и исповедуем в Синодике Православия: «Как узрели Пророки, как научили Апостолы, как приняла Церковь, как догматствовали учителя». «Однако святые на протяжении веков выражали опыт откровения, которым они обладали и который они выразили в определениях их времени. Ничего другого, ничто иное отличное не существует».
Богословы «метапатристики», которые сами себя убаюкивают и усыпляют мнением, что они создают науку, в пространство Православия переносят проблематику протестантов, которые, поскольку они отвергли Предание и Отцов Церкви, исследуют и интерпретируют библейские тексты опираясь на свои взгляды, где преобладает рассудок, они исследуют букву, но уклоняются от духа Священного Писания и Святоотетских творений. Возникает вопрос: Почему богословы метапатристики сознательно и неосознанно высвобождают себя от православного учения, от того как его излагают Святые Отцы? Почему они с помощью некоего научного богословия подрывают православное учение, с которым мы сталкивается и встречаемся в богослужебных литургических текстах и богослужебной традиции? Почему они разрывают существующее единство между Пророками, Апостолами и Святыми Отцами?
© перевод «Православного Апологета» 2012г.
Источник: Ορθόδοξος Τύπος, 27 Σεμπτεμβρίου, αριθμ. Φυλ. 1943, σελ. 1, 6