Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Окружное послание

митрополита Пирейского Серафима

на Успение Богоматери

Εγκύκλιος Μητροπολίτου Πειραιώς κ. Σεραφείμ

για την Κοίμηση της Θεοτόκου

 

 

Возлюбленные о Господе мои чада!

Внимательно всматриваясь в икону Успения Богоматери, как повествует и иконографически изображает наша церковная традиция, мы ощущаем, что ныне мы не просто совершаем некое вводное богослужебное последование, но мы входим в великий Праздник и великое Торжество. Ангельские силы, сонм достославных Апостолов, апостольксих мужей, церковных гимнографов, верующих, да и маловеров, во великом множестве окружают всечестную скинию-одр Пресвятой Богородицы. И в центре священной иконы находится Сам Господь Иисус Христос.  В Своих руках держащий душу Его Матери. Да, мы находимся в преддверии великого Праздника, Праздника «единства».

После своего падения и после своего удаления от  своего Создателя человеческий род впал в великую пагубу, погубив те дары, которые ему даровал Бог. Одним из этих даров Божиих было и это «единство».

Адам и Ева, эти две первые человеческие личности, в очах Божиих составляли одного человека. Они были созданы для того, чтобы существовать по образу святой Троицы. Один Бог, три ипостаси. Один человек, две изначально личности, а после заповеди «плодитесь и размножайтесь и населяйте землю», несметное число при развитии человеческого рода.

Однако эта перспектива единства была самым трагическим образом разбита. Человек не захотел уподобляться Богу. Он избирает  другой образ и путь, путь частного и индивидуального, на котором индивидуальное каждого человека мыслится в качестве центра созданного. В такой перспективе создание существует ради того, чтобы разрушиться и чтобы его эксплуатировать, другие люди рассматриваются как чужие и даже являются врагами, а Бог не существует, но если и даже и когда-то существовал, то распространяется весть что Он мертвый, так что таким образом человек окончательно высвобождается от Его любви.

Итак, всякий человек становится некой частицей, неким лоскутком, неким ужасным остатком от этого единства ради которого он был и создан. Он живет и умирает с ложным чувством того, что он неприкосновенный и целый. Но ту пустоту, которую он ощущает внутри себя, он не может заполнить ни материальными благами, ни своими изобретениями, ни признанием его другими людьми, ни антопоцентризмом левой партии, либо якобы проставлением философии в центр общественно-социальной жизни. У него чего-то не достает, или же лучше сказать, что что-то отсутствует в его жизни. Этим иным является Бог. Этот Тот, Которому он противопоставил себя. Тот, Кого он отверг, Его он забыл, и о Нем же он скучал, и ни о чем так более в своей  несчастной жизни, пусть даже он Его не знает, и даже не имеет дерзновения осознать этого.

Пребывающему в этой тоске человеческому роду Бог дал Свой ответ тем, что Он посылает в мир Своего Сына, дабы Он воприял человеческое естество, чтобы стал истинным человеком. Сын Божий и Слово в Божественной икономии становится новым Адамом, Который восстанавливает  связь человека с Богом и являет истинного человека.

Благодаря спасительному делу, совершенному Господом, всякая личность может вновь стать всецелым участником в церковном событии. Тот, кто крестится во имя Святой Троицы и становится участником церковной жизни в таинствах, соединяется с Телом Христовым, соединяется с Церковью. Он становится сотелесным, всесовершенным и святым, а тем самым это событие имеет последствия, которые отражаются на всей жизни человека, затрагивает все его бытие.  Утраченное единство человека вновь обретается и запечатлевается в Теле и Крове Искупителя и Спасителя Иисуса Христа.

Этому-то единству Христову служит Пресвятая Его Матерь с самого начала Ее жизни. Тогда, когда Она находилась будучи ребенком на руках своих родителей и вплоть до Ее святой кончины в местечке Гефсимания. Раба Господня и сосуд избранный, Дева Непорочная преставилась от любви в Богу и из сочувствия  и состадания к несущему наказание человеку. Посему Она смиренно и таинственным образом трудилась над единством человеческого рода, соучаствуя и соработая Божественному плану.

 

Пресвятая Дева  соединяет небо и землю.  Приснодева  отвечая на приветствие архангела словами «Се раба Господня, да будем мне по глаголу твоему» соглашается на соучастие в великом таинстве вочеловечения, происходящего в ее утробе. В этом священном «жилище» Бог встретился с человеком и непосредственно соединился  с ним. Сын и Слово Божие, рождается от Богородицы, воспринимает всецелое человеческое естество ради того, чтобы его излечить.. Соединение Бога с человеком более чем событие, ради всех совершается  соединение с личностью Богородицы.

 

Пресвятая Дева соединяет ветхое и новое. Мир, в который вошла Мариам пребывал в Ее ожидании. Избранный народ Божий, тот самый, который принял Закон, заповеди и благодеяния, тот самый, который поклонялся идолам и ложным богам, тот, который убивал праведников и пророков, продолжает ожидать Мессию, без всякого понимания Божественного плана. Он не в силах  объяснить знамение и символы, который подал Бог. Богородица Мария становится личностью, которая разъясняет и объясняет, но не словами своими, сколько делами Божиими, словами, символами обозначающими наше спасение. Она - «горящая, но не сгорающая купина»,  «огненный столп, манна, стамна, семисвечник». Все ветхое, древнее разъясняется неким новым смыслом. Все, что произошло прежде, имело именно этот новый смысл, который раскрывается в личности Пресвятой Девы. Так что время  соединяется, все представляется новым. Во время Христа, во времена Нового Завета Богоматерь преподносит прошлое человечества и его превращает в нынешний вечный храм.

 

Пресвятая Дева соединяет мужчину и женщину. Одно их первых последствий падения человека - это апостасия, отступление, которое было произошло между мужем и женщиной.  Между ними  стало наблюдаться всластолюбивое расположение, притягательность, а в конечном итоге возник страх и взаимное отторжение. Христос  в самом начале своего искупительного дела оказался на  браке в Кане Галилейской. С Ним вместе была и Его Матерь. Это произошло именно там, когда Она направила к своему Сыну в тот момент, когда закончилось на брачном пире вино, прося Его вмешаться и сделать необходимое, дабы вовсе не исчезла радость и веселье, которые следуют вслед за сочетанием в Боге мужа и супруг. Именно там произошло то, что Она отправила слуг на праздник, настоятельно советуя им проявить абсолютное послушание Ее Сыну. Так что неким образом Пресвятая Дева имеет величайшее предназначение в лоне нашей Церкви неся заботу о том чтобы  соединять мужчину и женщину. Неневестная невеста, и необходимо всем об этом хорошо знать, является гарантией и покровительницей всех брачных отношений, а поэтому во всех сложностях семейной жизни, женщинам и мужчинам следует прибегать в Ней, дабы Она избавила от искушений и опасностей, дабы соединить находящихся в разногласии, дабы не произошло по необходимости разделения.

 

Пресвятая Дева соединяет жизнь и смерть. «Последний враг» человека — это, согласно словам апостола Павла, смерть.  Но Иисус Христос, Воскресший из мертвых, упразднил смерть и избавил человека о рабства смерти. Но в таком случае люди вновь и вновь задаются вопросом: Да, но почему же смерть остается в нашей жизни? Почему мы лишаемся  любимых лиц? Почему нам приходится бороться с немощами, болезнями и испытаниями? Успение Богоматери на все эти вопросы дает исчерпывающий ответ, оно происходит для того, чтобы утешить и подать отдохновение. Несмотря на то, что наша Пресвятая Дева, которая стала «чистейшиим сосудом» , «чистой и нескверной», чуждой всякого рода падению и греху после ниспослания Ей Святого Духа, тем не менее и Она познала смерть. На иконе Успения мы видим этот трагический момент отделения души Богоматери от Ее непорочного тела. Однако непосредственно в  этот момент и происходит истребление смерти. Душа усопшей Марии не заключается во аде, она не предается окончательно в руки смерти, но приемлется в руки Ее Сына и Бога, заключается в Его объятиях, в руках, которые владеют, защищают и спасают человека. Да и тело нашей Пресвятой Девы, которое погребается во гробе Апостолами, не оставляется тлению и гниению, но воскрешается Христом, и приемлется на небо. Так Пресвятая Дева в своем честном Успении и своем святом Воскресении людям открывает то, что смерть теперь преимущественно является переходом от нынешнего века к будущему, от скорбного к радостному, от тленного к нетленному, от временного к вечному. Душа всякого усопшего человека предается в руки Христа, а его тело предается земле в надежде на воскресение. Поэтому смерть по воззрению христиан, мыслится как сон, как успение и упокоение, поскольку мы чаем  «воскресения мертвых» «и жизни будущего века».

В наши дни много слов и много доводов приводится относительно единства между людьми. Несомненно, важно то, что люди ощущают, что наша жизнь становится некой подлинной адской мукой, когда мы живем отделенными от Бога. От своего ближнего и от творения. Очень важно посему желать истинного соединения между Творцом и между нами. Но не буде обманываться, веря в то, что единство может быть достигнуто нашими собственными силами и делами. Единство — это дар Божий, это церковный факт, это порождение истины, является следствием веры, это отрицание лжи, это несение свидетельства, это дар Троичного Бога. В этом единстве мы утверждаемся, его мы просим, о нем мы молимся. Все же остальное мирское, человеческое имеет притворный и временный характер, и к сожалению они ведут к самому глубокому разделению, к великим опасностям и к ой опасности и неописуемым скорбям.

Мы умоляем Госпожу Богородицу, Покров и Предстательство христиан, дабы Она нас привела к единству веры и истины, в котором мы все только и испытываем нужду.

 

Со всей моей любовью

ВАШ МИТРОПОЛИТ

+ Пирейский Серафим

 

 

© перевод выполнен интернет-содружеством

«Православный Апологет» 2014год.

 

 

Возлюбленные о Господе мои чада!

Внимательно всматриваясь в икону Успения Богоматери, как повествует и иконографически изображает наша церковная традиция, мы ощущаем, что ныне мы не просто совершаем некое вводное богослужебное последование, но мы входим в великий Праздник и великое Торжество. Ангельские силы, сонм достославных Апостолов, апостольксих мужей, церковных гимнографов, верующих, да и маловеров, во великом множестве окружают всечестную скинию-одр Пресвятой Богородицы. И в центре священной иконы находится Сам Господь Иисус Христос.  В Своих руках держащий душу Его Матери. Да, мы находимся в преддверии великого Праздника, Праздника «единства».

После своего падения и после своего удаления от  своего Создателя человеческий род впал в великую пагубу, погубив те дары, которые ему даровал Бог. Одним из этих даров Божиих было и это «единство».

Адам и Ева, эти две первые человеческие личности, в очах Божиих составляли одного человека. Они были созданы для того, чтобы существовать по образу святой Троицы. Один Бог, три ипостаси. Один человек, две изначально личности, а после заповеди «плодитесь и размножайтесь и населяйте землю», несметное число при развитии человеческого рода.

Однако эта перспектива единства была самым трагическим образом разбита. Человек не захотел уподобляться Богу. Он избирает  другой образ и путь, путь частного и индивидуального, на котором индивидуальное каждого человека мыслится в качестве центра созданного. В такой перспективе создание существует ради того, чтобы разрушиться и чтобы его эксплуатировать, другие люди рассматриваются как чужие и даже являются врагами, а Бог не существует, но если и даже и когда-то существовал, то распространяется весть что Он мертвый, так что таким образом человек окончательно высвобождается от Его любви.

Итак, всякий человек становится некой частицей, неким лоскутком, неким ужасным остатком от этого единства ради которого он был и создан. Он живет и умирает с ложным чувством того, что он неприкосновенный и целый. Но ту пустоту, которую он ощущает внутри себя, он не может заполнить ни материальными благами, ни своими изобретениями, ни признанием его другими людьми, ни антопоцентризмом левой партии, либо якобы проставлением философии в центр общественно-социальной жизни. У него чего-то не достает, или же лучше сказать, что что-то отсутствует в его жизни. Этим иным является Бог. Этот Тот, Которому он противопоставил себя. Тот, Кого он отверг, Его он забыл, и о Нем же он скучал, и ни о чем так более в своей  несчастной жизни, пусть даже он Его не знает, и даже не имеет дерзновения осознать этого.

Пребывающему в этой тоске человеческому роду Бог дал Свой ответ тем, что Он посылает в мир Своего Сына, дабы Он воприял человеческое естество, чтобы стал истинным человеком. Сын Божий и Слово в Божественной икономии становится новым Адамом, Который восстанавливает  связь человека с Богом и являет истинного человека.

Благодаря спасительному делу, совершенному Господом, всякая личность может вновь стать всецелым участником в церковном событии. Тот, кто крестится во имя Святой Троицы и становится участником церковной жизни в таинствах, соединяется с Телом Христовым, соединяется с Церковью. Он становится сотелесным, всесовершенным и святым, а тем самым это событие имеет последствия, которые отражаются на всей жизни человека, затрагивает все его бытие.  Утраченное единство человека вновь обретается и запечатлевается в Теле и Крове Искупителя и Спасителя Иисуса Христа.

Этому-то единству Христову служит Пресвятая Его Матерь с самого начала Ее жизни. Тогда, когда Она находилась будучи ребенком на руках своих родителей и вплоть до Ее святой кончины в местечке Гефсимания. Раба Господня и сосуд избранный, Дева Непорочная преставилась от любви в Богу и из сочувствия  и состадания к несущему наказание человеку. Посему Она смиренно и таинственным образом трудилась над единством человеческого рода, соучаствуя и соработая Божественному плану.

 

Пресвятая Дева  соединяет небо и землю.  Приснодева  отвечая на приветствие архангела словами «Се раба Господня, да будем мне по глаголу твоему» соглашается на соучастие в великом таинстве вочеловечения, происходящего в ее утробе. В этом священном «жилище» Бог встретился с человеком и непосредственно соединился  с ним. Сын и Слово Божие, рождается от Богородицы, воспринимает всецелое человеческое естество ради того, чтобы его излечить.. Соединение Бога с человеком более чем событие, ради всех совершается  соединение с личностью Богородицы.

 

Пресвятая Дева соединяет ветхое и новое. Мир, в который вошла Мариам пребывал в Ее ожидании. Избранный народ Божий, тот самый, который принял Закон, заповеди и благодеяния, тот самый, который поклонялся идолам и ложным богам, тот, который убивал праведников и пророков, продолжает ожидать Мессию, без всякого понимания Божественного плана. Он не в силах  объяснить знамение и символы, который подал Бог. Богородица Мария становится личностью, которая разъясняет и объясняет, но не словами своими, сколько делами Божиими, словами, символами обозначающими наше спасение. Она - «горящая, но не сгорающая купина»,  «огненный столп, манна, стамна, семисвечник». Все ветхое, древнее разъясняется неким новым смыслом. Все, что произошло прежде, имело именно этот новый смысл, который раскрывается в личности Пресвятой Девы. Так что время  соединяется, все представляется новым. Во время Христа, во времена Нового Завета Богоматерь преподносит прошлое человечества и его превращает в нынешний вечный храм.

 

Пресвятая Дева соединяет мужчину и женщину. Одно их первых последствий падения человека - это апостасия, отступление, которое было произошло между мужем и женщиной.  Между ними  стало наблюдаться всластолюбивое расположение, притягательность, а в конечном итоге возник страх и взаимное отторжение. Христос  в самом начале своего искупительного дела оказался на  браке в Кане Галилейской. С Ним вместе была и Его Матерь. Это произошло именно там, когда Она направила к своему Сыну в тот момент, когда закончилось на брачном пире вино, прося Его вмешаться и сделать необходимое, дабы вовсе не исчезла радость и веселье, которые следуют вслед за сочетанием в Боге мужа и супруг. Именно там произошло то, что Она отправила слуг на праздник, настоятельно советуя им проявить абсолютное послушание Ее Сыну. Так что неким образом Пресвятая Дева имеет величайшее предназначение в лоне нашей Церкви неся заботу о том чтобы  соединять мужчину и женщину. Неневестная невеста, и необходимо всем об этом хорошо знать, является гарантией и покровительницей всех брачных отношений, а поэтому во всех сложностях семейной жизни, женщинам и мужчинам следует прибегать в Ней, дабы Она избавила от искушений и опасностей, дабы соединить находящихся в разногласии, дабы не произошло по необходимости разделения.

 

Пресвятая Дева соединяет жизнь и смерть. «Последний враг» человека — это, согласно словам апостола Павла, смерть.  Но Иисус Христос, Воскресший из мертвых, упразднил смерть и избавил человека о рабства смерти. Но в таком случае люди вновь и вновь задаются вопросом: Да, но почему же смерть остается в нашей жизни? Почему мы лишаемся  любимых лиц? Почему нам приходится бороться с немощами, болезнями и испытаниями? Успение Богоматери на все эти вопросы дает исчерпывающий ответ, оно происходит для того, чтобы утешить и подать отдохновение. Несмотря на то, что наша Пресвятая Дева, которая стала «чистейшиим сосудом» , «чистой и нескверной», чуждой всякого рода падению и греху после ниспослания Ей Святого Духа, тем не менее и Она познала смерть. На иконе Успения мы видим этот трагический момент отделения души Богоматери от Ее непорочного тела. Однако непосредственно в  этот момент и происходит истребление смерти. Душа усопшей Марии не заключается во аде, она не предается окончательно в руки смерти, но приемлется в руки Ее Сына и Бога, заключается в Его объятиях, в руках, которые владеют, защищают и спасают человека. Да и тело нашей Пресвятой Девы, которое погребается во гробе Апостолами, не оставляется тлению и гниению, но воскрешается Христом, и приемлется на небо. Так Пресвятая Девав в своем честном Успении и своем святом Воскресении людям открывает то, что смерть теперь преимущественно является переходом от нынешнего века к будущему, от скорбного к радостному, от тленного к нетленному, от временного к вечному. Душа всякого усопшего человека предается в руки Христа, а его тело предается земле в надежде на воскресение. Поэтому смерть по воззрению христиан, мыслится как сон, как успение и упокоение, поскольку мы чаем  «воскресения мертвых» «и жизни будущего века».

В наши дни много слов и много доводов приводится относительно единства между людьми. Несомненно, важно то, что люди ощущают, что наша жизнь становится некой подлинной адской мукой, когда мы живем отделенными от Бога. От своего ближнего и от творения. Очень важно посему желать истинного соединения между Творцом и между нами. Но не буде обманываться, веря в то, что единство может быть достигнуто нашими собственными силами и делами. Единство — это дар Божий, это церковный факт, это порождение истины, является следствием веры, это отрицание лжи, это несение свидетельства, это дар Троичного Бога. В этом единстве мы утверждаемся, его мы просим, о нем мы молимся. Все же остальное мирское, человеческое имеет притворный и временный характер, и к сожалению они ведут к самому глубокому разделению, к великим опасностям и к ой опасности и неописуемым скорбям.

Мы умоляем Госпожу Богородицу, Покров и Предстательство христиан, дабы Она нас привела к единству веры и истины, в котором мы все только и испытываем нужду.

 

Со всей моей любовью

ВАШ МИТРОПОЛИТ

+ Пирейский Серафим

 

 

© перевод выполнен интернет-содружеством

«Православный Апологет» 2014год.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События