Святоотеческое наследие
Изъяснение свт. Кириллом Александрийским слов Спасителя к Марии Магдалине: не прикасайся ко мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему (Иоан. 20, 17)
Изречение сие имеет сокровенный смысл и заключает в себе таинство. Жена прибегла к Господу и спешила коснуться Его; это однакож воспрещается ей по той причине, что, как говорит Господь, Я не восшел еще ко Отцу Моему. Каким образом следует из сего то, чтобы любящие Его (Господа) не прикасались к Нему? Между многими и различными причинами пишествия Спасителя была особенно та, которую Он См объясняет в словах Своих: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13). Посему прежде страдания и воскресения Своего, Он обращался и с праведными и неправедными, так что и всякий мытарь и грешник мог свободно приступать к Нему: так Он поступал для того, да освятит и приведет к познанию истины. Прежде же креста и воскресения Своего позволял всем, даже грешникам прикасаться к Нему и получать от Него благословение; но когда уже совершилось искупление, после креста и воскресения Своего, не тотчас позволяет сие каждому, преподая нам то правило, которое и закон Моисеев означал в жертве агнца, о коей, как образе Христа пишется: всяк необрезанный да не яст от нее (Исход. 12, 48). необрезанным же называет всякого нечистого; а таково по естеству есть человечество. Почему не необрезанным, но чистым и обрезанным духовно людям надлежит прикасаться к святейшему Телу Господа. Обрезание же сердца совершается Духом, по словам Павла, и его нельзя иметь человеку, если Дух Святой не вселится в нем верою и крещением. Ибо хотя Христос воскрес из мертвых, но Дух Святой еще не был послан Им от Отца к людям, а послан уже тогда, когда восшел Он (Иисус Христос) к Отцу; потому что говорит: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16, 7). Итак, поскольку Он не послал еще Духа, то и возбранял Марии прикасаться в Себе и говорил: не у бо взыдох ко Отцу Моему, то есть еще Отец не послал вам через меня Святого Духа. Отсюда Церковь приняла правило, по которому мы возбраняем оглашенным участвовать в святой трапезе, хотя они уже познали истину и исповедали веру, возбраняем, как еще не не исполненным Святого Духа, Который обитает только в совершенных крещением. Но когда примут крещение, которым в них вселяется Дух Святой, тогда уже не возбраняется им прикасаться к спасительному Телу Христову. Потому и служители таинства вопиют приступающим к таинственному благословению: святая святым! - означая тем то, что одни освященные Духом и имеют право причащаться святого. (из толкования свт. Кирилла Александрийского на Евангелие от Иоанна)