а) Божественное снисхождение как продолжение таинства Божественного уничижения не ограничились Крестной смертью и погребением. Оно продолжается и после Воскресения. Воскресший Христос пришел не с тем, чтобы заставить человека принять радостную весть Воскресения. Он не принуждает их возрадоваться о ней немедленно. Прославленный Бог соглашается стать предметом исследования. Видя, как бессилен разум Фомы уверовать, Он еще раз снисходит до человеческого сомнения.
б) Посмотрим кратко содержание сегодняшнего Евангельского чтения, донесенного до нас евангелистом Иоанном (Ин. 20: 19-20). После Распятия и погребения Иисуса ученики разбежались, и их душами овладел страх. Их Учитель был предан позорной смерти. И их в любой момент мог настичь гнев книжников и фарисеев. С недоверием слушали они уверения жен-мироносиц о том, что они видели воскресшего Господа.
в) И вот когда ученики вечером в воскресенье заперлись в доме «из опасения от Иудеев», несмотря на запертые двери, им явился Господь и сказал им: «Мир вам!». И тут же показал им руки и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Христа. Затем Он дунул им в лицо, говоря: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Когда приходил Иисус, Фомы не было со всеми. Другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа». Он же ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
г) По прошествии же восьми дней вновь собрались ученики в доме, и Фома на этот раз был с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: «Мир вам!». Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!».
д) Первая часть Евангельского чтения, рассказывающая о явлении Господа ученикам без Фомы, возглашается на разных языках на Великой пасхальной вечерне, называемой Вечерней Любви. Проживший Таинство православной веры и вкусивший сердцем Крестную смерть и Воскресение Господне чувствует необходимость поделиться этим с другими. Так Пасхальный свет изливается на другие народы, племена и языки. И сим, хоть и символическим, способом соблюдается заповедь Христова ученикам своим проповедовать Воскресение «во все народы». Наша уверенность в истине заставляет нас свидетельствовать о ней любому человеку с добрыми намерениями. В богослужебных книгах содержится сегодняшнее Евангельские чтение и на турецком языке, оно возглашается в храмах Малой Азии, где его слушают приходящие в храм турки и живущие там криптохристиане (тайные последователи христианства).
6) Апостол Фома на протяжении столетий сохранил за собой прозвище «неверующего». Однако Фома не был неверующим. Он был искренним искателем истины. Сомнения его были подлинными. Он не имел идеологических установок и антихристианского духа. И потому Христос в ответ на его сомнения рассеял их. Он явился и дал «неверующему» ученику потрогать Себя. И потому Церковь в своих богослужебных гимнах называет безверие Фомы «благим», ибо из него родилась убежденная вера. В конце Евангельского чтения Господь, кажется, укоряет Фому: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Так ублажаются христиане всех веков, принимающие и живущие проповедь Воскресения.
7) Может возникнуть вопрос: Почему воскресший Христос избрал явиться ученикам Своим, Фоме и женам-мироносицам, а не явился прямо распинавшим его? На сей вопрос отвечает святой Иоанн Златоуст: «Если бы Своим явлением Он мог обратить всех к вере, то не преминул бы явиться всем. Но Он никак не преклонил бы иудеев к вере, если бы явился им по воскресении: сему Он научает нас чрез Лазаря». И наконец, тот факт, что «неверующий» ученик принял мученическую смерть, проповедуя Светлую весть о Воскресении Христовом народам Востока, является еще одним свидетельством Воскресения и подтверждает правильность Божественного снисхождения.
Перевод в новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.