Беседа на Апокалипсис 3:
Каково же число зверя-антихриста — 666 или 616?
Очередная фальсификация текста Апокалипсиса
Критический комментарий на статью протоиерея Олега Скнаря «Самое страшное число»
Ибо один путь , доступный всем видящим, который освящен небесным светом; но многочисленны и темны и противоположны пути не видящих; и первый ведет в небесное царство, соединяя человека с Богом, эти же низводят к смерти, отделяя человека от Бога.
Свмч. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди.
В ложной мысли ума уже существует все здание прелести, как в зерне существует то растение, которое должно произойти из него по насаждении его в землю...
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения., т, 2, 203
Совсем недавно на сайте Отрок.ua появилась интересная с точки зрения тематики и подачи материала, но весьма опасная по характеру и методике истолкования священного текста Божественного Откровения апостола Иоанна Богослова статья о. Олега Скнаря «Самое страшное число». С интригующим названием, которое претендует на некую «разгадку» тайны апокалипсического числа зверя, эта статья в действительности отвергает учение Церкви, разрушает отношение к тексту Апокалипсиса как священному, оказывается противоречащим сознанию и традиции Церкви Христовой. Сегодня, учитывая многочисленность статей на данную тему, мы можем лишь с большой тревогой констатировать факт необычайной размытости сознания даже и у духовенства, епископата. В высказываниях и статьях часто преобладают свои личные «мнения-размышления»,которые стали приобретать характер целого направления «ложной мысли», но при этом забывается самое главное — относительно данного вопроса давно существует вполне ясное учение Церкви Христовой, согласие Святых отцов Церкви. Герменевтический метод комментирования Священного Писания, в котором святоотеческое истолкование не ставится в категорию авторитетных источников, когда ему отводится лишь второстепенное место наряду с иными принципами и подходами, является самым непосредственным влиянием современной римо-католической и протестантской герменевтики. Однако такой герменевтический принцип не приемлем для Православной Церкви вообще. Православная Церковь, обращая внимание на духовно-таинственный смысл Священного Писания, поставляя сотериологию во главу угла герменевтического метода, прежде всего опирается не на историю и археологию текста, а на святоотеческую экзегезу Священного Писания. История и археология, а также лингвистика выполняют лишь вспомогательную роль в православной герменевтике, лишь уточняя смысловые оттенки священный текста. Точно также всякая попытка «реставрировать» текст оригинала по сохранившимся или новооткрытым рукописям не всегда приемлема, поскольку в некоторых случаях это приводит к опасной критике канонического священного текста. Если восстановленный «текст» меняет канонический, признанный Церковью текст Священного Писания, искажает смысл его, то такие «научные компиляции» не могут быть приняты Православной Церковью, как противоречащие ее двухтысячелетнему сознанию, ее вере, а значит и апостольской вере.
Мы неслучайно предварили нашу статью словами свмч. Иринея Лионского. В этих словах дается важный для спасительности веры, ее не искаженности образ, который не раз употребляется в Священном Писании Нового Завета — один путь.1 Будучи непосредственным учеником апостольского мужа св. Поликарпа Смирнского, свмч. Ириней напоминает, что путь веры означает чистоту, святость жизни и верное познание Бога, соответствующее преподанному в Откровении. Но Откровение, как и истинный смысл Священного Писания, правильно храниться лишь в Церкви, там где есть живое предание.2 И Отцы Церкви всегда были такими живыми выразителями апостольской веры, апостольского предания.
Когда же было написано Откровение — в 95 или 68 г. н. э? О грубой ошибка в определении даты написания Откровения
Время написания Откровения апостолом Иоанном Богословом принято считать период его ссылки на о. Патмос по указанию императора Домициана. Именно на это время указывает и свмч. Ириней Лионский: «Ибо откровение было не задолго до нашего времени, но почти что в наш век, под конец царствования Домициана».3 Правление императора Домициана, которое относится к периоду с 81 по 96 гг. н.э., завершило блистательную страницу в истории династии Флавиев. Правление династии в Риме началось с 20 декабря 69г. н.э., когда был признан императором Веспасиан. Почему и при каких обстоятельствах апостол Иоанн Богослов был сослан на о. Патмос- этот вопрос до конца разрешить невозможно потому, что в течении своего царствования император Домициан не поднимал гонения специально на христиан. Известно лишь гонение на всех тех иудеев, которые в конце царствования императора отказывались платить налог на строительство храма. Этот налог получил название fiscus judeicus. Храмом, на строительство которого должны были платить взнос, оказался не разрушенный императором Титом в 70г. Иерусалимский храм, а храм Юпитера в Риме. Позже этот же император издал указ преследовать всех тех, которые держались иудейской религии без заявления о своей к ней принадлежности. В. В. Болотов делает еще важное уточнение: гонениям и преследованиям подвергались принимавшие иудейство и не заявившие об этом официально, не подав предварительного заявления (improfessi). Этой фискальной мере, как он говорит, подвергались и христиане: «По всей вероятности под этими improfessi разумелись не одни только иудей, но и христиане, смешиваемые с иудеями, так что весьма возможно, что неприятная фискальная мера затрагивала постоянно и христиан». Гонения на христиан как отдельную от иудеев религиозную группу обрушились со стороны государственной власти империи только в последние восемь месяцев правления Домициана. И именно потому, что к этому времени, как считает В. В. Болотов, «на следствии было выяснено, что многие из христиан были не семитического происхождения, что христианство жило не естественным ходом, но поддерживалось посредством прозелетизма». Вполне вероятно, что именно в это последнее гонение апостол Иоанн Богослов и был сослан в ссылку на о. Патмос. Следовательно книга Откровения была, вероятно, написана апостолом Иоанном не ранее чем за 8 месяцев до убийства императора Домициана, совершенного 18.09. 96г. Следовательно годом написания книги Откровение следует считать 96г. н.э. С небольшим допуском вероятности написания в самом конце 95г. н.э.4 И если учесть, что свмч. Ириней Лионский был во времена императора Марка Аврелия пресвитером Лионской церкви, а затем в 177 г. , по смерти епископа Пофина, был избран епископом Лионской Церкви, а книга «Против ересей» (Adversus Haereses) им была написана приблизительно около 180-182г.5, то он вполне мог сказать, что книга Откровения была написана апостолом Иоанном «незадолго до нашего времени», чего было сказать в случае той даты, которую дает о. Олег — 68г. Таким образом утверждение о. Олега о том, что «книга Откровения была завершена в 68г., когда на римском престоле еще находился Гальба...», является ужасным анахронизмом, полностью не соответствует преданию Церкви о времени написания Откровения. Более того, слова о. Олега, что книга Откровения «была завершена» неизбежно приводит к той мысли, что она не является записанным откровением, которое было дано свыше апостолу Иоанну, а есть «плод творческих размышлений». Но данная мысль является ни чем иным как кощунством. В опровержение ее мы еще раз приведем свидетельство самого апостола Иоанна:
Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу, и пошли церквам...» (Откр. 1, 9-11)
Восемь царей Откровения Иоанна Богослова (Откр 17).
В свое статье о. Олег увлекается историческим разъяснением и истолкование апокалипсических восьми царей, сопоставляя их с известными римскими императорами, начиная с Октавиана Августа и заканчивая Марком Сальвием Отоном. Такой истолковательный ракурс, безусловно, увлекателен и интересен. Но насколько он верен? Ответ нам могут дать те Отцы Церкви, которые являются признанными авторитетными истолкователями Апокалипсиса, а также текстологический контекст и внимательное изучение 17 главы Апокалипсиса. Таковыми являются прп. Андрей Кесарийский и свт. Арефа Кесарийский. Мы сразу же должны сделать небольшое замечание относительно этих отцов Церкви. Они жили в разное время, Андрей Кесарийский в 5-6 столетии, а Арефа Кесарийский 9-10 веке.
Два этих авторитетных в Православной Церкви истолкователя-герменевта святой книги Апокалипсиса прежде всего взирали на нее, как на откровение Божие и рассматривали ее как книгу таинственно-пророческую, в которой откровение Божие таинственно-прикровеным образом раскрывало то, чему «надлежит быть вскоре», то есть о будущем в истории Церкви Христовой и всего мира. Начиная свой грандиозный труд по истолкования книга Апокалипсиса, свт. Андрей Кесарийский пишет: «Я знал, что изъяснение виденного святым таинственного и имеющего исполниться в будущем времени есть дело великого разума (εἰδώς μεγάλης τοῡτο εἶναι διανοίας), просвещенного Божественным Духом (καὶ τῷ θείῳ Πνέυματι πεφωτισμένης)».6 Истолкование текстов Священного Писания, по мысли того же святителя Андрея, может иметь троякое содержание — историческое (прошлое), духовно-назидательное (притчи, поучения и наставления) и духовно-символическое, относящееся к будущему, пророческое. Последнее, составляя дух Священного Писания, и может быть постигнуто только «совершенным в знании»7, которые достигли бесстрастия и блаженного состояния обожения.
То историческое истолкование 17 главы, которое дает о. Олег относительно описываемых десяти царей и восьмого, который был, и которого нет, необходимо сказать следующее: о. Олег дает неверное историческое прочтение данного места священного текста уже потому, что он приписывает время написание Апокалипсиса ко временам императора Нерона, Гальбы и Оттона, в то время как мы уже показали, что само откровение было дано апостолу Иоанну в последний год царствование Домициана, то есть на тридцать лет позже. Сам свт. Андрей Кесарийский прежде чем давать свой комментарий к стихам с 9 и по 18, замечает: «Мудрость духовная нужна, чтобы понять то, о чем сказано духовно». То есть все описываемые в Апокалипсисе события не предполагают историческое прочтение текста, а только духовно-символическое и пророческое. Поэтому Вавилон на седми холмах — это не Рим, а символический образ «города-владыки мира» последнего времени, мировой столицей царства антихриста, который «будет наказан за беззакония».8
Зверем же апостол Иоанн Богослов называет не того императора, который «являлся угрозой для императора Отона», а самого антихриста. «Зверь — антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств. И он придет как царь римский...на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в погибель».9 То есть, согласно прочтению мысли свт. Андрея, сами цари были правителями царств, которые представляли собой всемирные империи, но все они предшествовали империи и царству антихриста. Некоторые из них были известными империями, упомянутыми в Библии: Ассирийское, персидское, вавилонское, греческое и римское. Поэтому семь гор и семь глав Апокалипсиса — это не семь гор, на которых стоит Рим, а места, на которых «в разные времена основывались мировые царства».10
Итак, неверное историческое прочтение 17 главы Апокалипсиса является следствием а) отрицания духовно-прикровенного, таинственного смысла в данном месте священного текста, б) игнорирования святоотеческих авторитетных свидетельств о времени написания книги Откровения.
Свмч. Ириней Лионский и его комментарий на число зверя.
Отдавая в своей статье предпочтение исключительно историческому прочтению книги Апокалипсиса, что является заведомо ошибочной методологией, о. Олег, комментируя причины текстологических расхождений в Апок. 13, фактически игнорирует авторитет свмч. Иринея Лионского, не приводит его аргументацию и разъяснения относительно того, почему именно Церковь Христова признает сегодня принятое прочтение текста Апок. 13 о «числе зверя» ка именно числа 666 — χξς, а не 616 — χις. В то время как исторически авторитет свмч. Иринея Лионского был для Церкви всегда велик. И это было связано как с его особой деятельностью — обличителя гностицизма и ересей, а также с его воспитанием в Малой Азии у свмч. Поликарпа Смирнского11 и иных пресвитеров, которые знали Апостолов.12 «Это обращение св. Иринея с Поликарпом и пресвитерами, - пишет известный отечественный патролог Н. И. Сагарда. - получает важное значение при суждении о достоинстве свидетельств св. Иринея». 13 В плане истолкования Священного Писания свмч. Ириней, как ученик св. Поликарпа Смирнского, доносит до нас не личностные мнения и комментарии, а апостольскую веру. Как св. Поликарп «всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь», тому же вне всякого сомнения учил и свмч. Ириней Лионский. Необходимо также учесть и то, что св. Поликарп «был наставлен Апостолами», «Апостолами был поставлен епископом Смирнской церкви в Азии» и был учеником апостола Иоанна Богослова. То есть традиция истолкования Священного Писания, а тем более книги Откровения, написанной апостолом Иоанном Богословом на о. Патмос во время ссылки, в малоазийский церквах твердо опиралась на самого апостола любви. Эту же апостольскую традицию унаследовал и неизменно хранил и свмч. Ириней Лионский.
Поэтому его комментарии и изъяснения мест из Священного Писания необходимо рассматривать как донесение апостольской веры и традиции. Крайне щепетильное и трепетное отношение к апостольскому преданию, вере у свмч. Иринея совершенно не напрасно. Ибо по его глубокому убеждению Господь «пошлет в вечный огонь исказителей истины».14то есть искажение апостольской веры это уклонение от «пути веры», путь к погибели.
Исходя из того, что свмч. Ириней Лионский в точности доносит до нас божественную истину не только в общих чертах, но и во всех ее частных проявлениях, мы соответствующим образом должны относится и к его комментариям эсхатологического содержания: о кончине мира, об антихристе, о числе имени его, о Втором пришествии Христа, воскресении мертвых и т.д.
а) учение свмч. Иринея Лионского об антихристе
Учение об антихристе свмч. Ириней раскрывает в весьма сжатом виде в XXVIII и XXIX главах V книги своего самого известного произведения «Против ересей» (Adversus haereses ), которая сохранилась полностью лишь в латинском переводе. Учение об антихристе свмч. Ириней излагает опираясь на главы из книги Откровения и на послания апостола Павла. Определяя, что очевидно ошибочно, время пришествие антихриста «истечением шести тысяч лет с момента творения мира Богом», свмч. Ириней подчеркивает, что его пришествие будет попущено Богом «в надлежащее время»15. Это попущения для всего человечества является необходимым - для отделения пшеницы от плевел, то есть людей богоугождающих от злых, с одной стороны, и для подготовки через скорбь спасаемых к Царству Божию. «Поэтому, - подчеркивает свмч. Ириней, - для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и через терпение проникнутые Словом Божиим, и очищенные огнем годны были к Царскому пиру»16.
Что же касается самого антихриста, то, согласно учению свщм. Иринея Лионского, он будет воплощением всякого зла, которое когда-либо было на земле, «по своему восстановит в себе самом богоотступничество»17. «В нем будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную». Он воссядет «храме Божием»18, «в храме Иерусалимском»19 с тем, чтобы «обольщенное» человечество воздало ему поклонение «как Христу». Прельщение или обольщение человечества времен антихриста будет вызвано отвержением человечеством евангельской истины, «непринятием любви Божий»20, а верой лжи и любовью к неправде. Антихрист — это зверь, описанный в Откровении в образе барса, который воспринимает власть и престол от дракона, то есть от дьявола. Антихрист будет прельщать людей многочисленными «великими знамениями»21. Но он будет иметь и своего предшественника, оруженосца — лжепророка, «действующего со властью первого зверя»22. Он с помощью «волшебства» будет совершать знамения и чудеса23. Он их совершает через «служащих ему демонов и отступивших ангелов»24. Именно он и «повелит сделать образ зверя, и даст дух образу», но он же и будет «полагать начертание на челе и на правой руке»25. Этим начертанием будет число имени антихриста, χξς — 666. Однако властвование антихриста на земле будет недолгим. «Когда же антихрист опустошит все в этом мире, процарствует три года и шесть месяцев».
Приход антихриста введет историю человеческого рода в завершающую стадию его истории. Как пишет свмч. Ириней «это будет последняя борьба праведных, в которой они победивши, увенчаются бессмертием»26.
в) о числе антихриста и имени его, символика числа
Итак, излагая учение Священного Писания об антихристе и его предтече, лжепророке и оруженосце, свмч. Ириней цитирует тект Откр. 13, 18 о наложении лжепророком скверного начертания имени антихриста: «И будет положено начертание на челе и на правой руке... и число его шесть сот шестьдесят шесть».
И здесь же свмч. Ириней дает символическое образное разъяснения этого начертания 666: «т.е. шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить все отступничество, какое было в течение шести тысяч лет».27 Определяя хронологические рамки существования мира шестью тысячью лет, свмч. Ириней проводит некую связь числа 666 с совокупностью всего зла и богоотступничества, совершенного за всю историю мира с момента его создания Богом. Мы не станем останавливаться на ошибочной теории свмч. Иринея Лионского и ее аргументации о существовании мира только в течении шести тысяч лет. Однако эта теория никак не влияет вцелом на понимание и восприятие именно этого числа как символа зла.
Для большей ясности мы процитируем самого свмч. Иринея:
И, кстати, его имя будет иметь число 666, потому что он восстановит в себе самом все смешение зла, бывшее перед потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы потребить восстание земли за нечестивое поклонение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков, и сожжение праведных...»28
Приводя древнее предание о статуи идола, сделанного по приказу вавилонского царя Навуходоносора для всеобщего поклонения, свмч. Ириней приводит его размеры — 60 локтей в высоту и 60 локтей в ширину. Тем самым образуется число 66. Этот идол был символом нечестия, образом дьявола, которому должны были поклоняться люди. Число антихриста, как символ зла совершенного до потопа и после потопа, складывается из этих двух чисел: 600 — лет Ноя и 66 — символа идола сооруженного в Вавилоне при Навуходоносоре.
Итак, согласно свмч. Иринею Лионскому число антихриста 666 - χξς это символ «зла, богоотступничества, неправды, нечестия, лжепророчества и обмана».
Кроме того, авторитетные толкователи Апокалипсиса свт. Андрей Кесарийский и свт. Арефа Кесарийский дают ему наименование τό ψήφος29, которое в более глубоком смысл необходимо интерпретировать как собственное, персональное число антихриста, означающее его личность.
Как крест является символом Христа, точно также и число 666 является антиподом Христа — антихриста. Исходя из учения Православной Церкви о символе, символ является связующим между миром тварным и нетварным, носителем и передатчиком божественной благодати, энергии. Но это в том случае, если символ относится к Богу.30 Если через символы обозначающие божественный мир человек получает освящение31, то через символы обозначающие демоническую реальность человек получает вместо освящения осквернение. Именно таким оскверняющим демоническим символом является число 666-χξς .
г) Почему прочтение в тексте Откр. 13, 18 - вместо числа 666 - числа 616 является ошибочным.
Свмч. Ириней Лионский, раскрыв символику числа антихриста 666 - χξς, приводит очень важные свидетельство относительно того, что именно это число, которое является «одинаковым повторением числа «шесть», а не иное «стоит во всех лучших и древних списках (Откровения)». Это одно доказательство. А вторым является свидетельство лично общавшихся с апостолом Иоанном, «сами лично видевшие Иоанна о том свидетельствуют»32. В принципе эти аргументы носят вполне исчерпывающий характер, в особенности последний, поскольку именно он указывает на традицию, восходящую непосредственно к самому писателю Апокалипсиса, апостолу Иоанну Богослову. Поэтому уже исходя из этого авторитетного свидетельства представителя школы апостола Иоанна Богослова утверждение о. Олега Скнаря о том, что «вполне возможно, именно 616 и было «числом зверя», указанным в оригинальном варианте, вышедшем из-под пера апостола Иоанна». Однако в оригинальном тексте этого числа и не было, как о том авторитетно свидетельствует свмч. Ириней Лионский.
Каким же образом это число появилось в некоторых списках книги Откровения? То, что оно действительно было в некоторых списках убеждает и приводимый о. Олегом папирус из Оксиринха, датируемый III — IV столетием (P 115 o P. Oxy LXVI 4499). Мы выше мы приводим его фотографическое изображение, где в третье строке видно написание χις - 616
Но что отвечает свмч. Ириней Лионский относительно существующего «двойного прочтения» числа антихриста? Введших число 616 — χις свмч. Ириней называет «впавших в ошибку, заблуждение» (πῶς ἐσφάλησάν, erraverunt). Такая ошибка была допущена по неведению переписчиков, «как обыкновенно бывает, так как числа изображаются посредством букв, и греческая буква, выражающая число шестьдесят, легко превратилась в греческую букву йоту». Однако в дальнейшем, как пишет свмч. Ириней, произошло следующее: «одни просто и слепо употребляли число десять», а некоторые «по своему неразумию осмеливались отыскивать имя, содержащее ошибочное и неверное число». Однако в разные списки Апокалипсиса вносилось и другое ошибочное написание числа зверя — 606.33 Несомненно, это также была описка. Как пишет в своей докторской диссертации, посвященной проблеме истории истолкования числа 666, Евангелия Амириду «дилемма в написании χξς или χις могла бы создать большую проблему, но она исчезла окончательно, поскольку написание χις, несмотря на то, что оно появилось буквально сразу после написания Апокалипсиса, на самом деле никаким образом не оказало влияния ни на рукописную традицию, ни на традицию герменевтики исследуемого периода».34
Кроме того, использование вместо числа 666 иных чисел противоречило бы традиции Ветхого Завета, который усваивал именно число 666 размеру «дани царя Соломона» (3 Царств.10, 14, 2 Парал. 9, 13).
Свмч. Ириней предупреждает об опасности доверять этим вкравшимся «опискам», поскольку это может ввести в заблуждение и погибель людей:
«Что же касается тех, которые по своему тщеславию решаются определять имена ошибочного числа и какое-либо придуманное ими название назначают для имеющего придти (антихриста), то они не выйдут без вреда, потому что обманывали и самих себя и веривших им. И первый вред тот, что они уклонились от истины и несуществующее принимали за истину, потом таковой непременно подвергнется не малому наказанию, какое будет тому, кто прибавляет или убавляет что-либо от Писания».35
Но именно к опасным и неверным выводам привело о. Олега как раз доверие своему мнению о правильном и изначальном употреблении в тексте Откровения не числа 666, а числа 616.
Заключение
Итак, неверное утверждение о. Олега о том, что первоначально в тексте Апокалипсиса в Откр. 13, 18 стояло не число 666 - χξς, а 616 — χις неизбежно привело к целой ложной системе понимания, подхода и комментирования священного текста Апокалипсиса. И как следствие, это привело и к неверным выводам относительно правильного и верного отношения к числу 666 протестующих против его систематического введения явным или неявным образом в нашу современную жизнь. И если для о. Олега протесты против этого числа антихриста и зверя являются дикостью, то для настоящего христианина эти протесты являются здравым стоянием против символа и глобальной системы антихриста, превращающей весь мир в управляемый концлагерь, где человек — это раб, не имеющий своего имени, или имеющий его чисто формально, поскольку всемирная компьютерная система присваивает ему свое компьютерное имя - цифровой код, так или иначе связанный с числом 666. И если для о. Олега это ничего не значит, то для Церкви Христовой существуют важные ориентиры, данные в книге святого Откровения апостола Иоанна Богослова в главе 13 с 11 по 18 стих и важный комментарий свт. Андрея Кесарийского: «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим».36 Точно также пишет и свт. Арефа Кесарийский: «То, что в точности касается числа и всего того, что о нем написано, откроет время, опыт и трезвенный образ жизни».37 Относительно же всемирного товарного знака EAN 13 — UPC 1, который активно распространятся повсюду, на всех товарах и всякого рода продукции, мы зная, что он содержит в себе запись в двоичном счислении числа 666, имеем полное право сопоставить с тем предупреждением, которое также дает свт. Андрей Кесарийский: «И будет он (т. е. лжепророк) распространять звериную печать (точнее число зверя — τὴν ψῆφου δὲ τοῦ θηρίου) везде, и в купле и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни».38
Неслучайно Священный Кинот Святой Горы Афон еще в своем Заявлении от 24. 02. 1997г., выражая свои «беспокойства и опасения по поводу возможного попирания религиозной свободы и оскорбления христианских чувств», «бескомпромиссное навязывание... Всемирной Кодировки Продукции (UPC 1) с использованием известного свой дурной славной числа Апокалипсиса 666» расценил, как попрание р именно религиозной свободы. 39
А Священный Синод Элладской Церкви в своем Окружном послании за № 2626 от 7.04.1997г. ясно и недвусмысленно высказал следующее:
а) число 666, как явствует из Апокалипсиса, - это, безусловно, число антихриста;
б) следовательно не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь;
в) не принимать число 666 в качестве кодового числа государственных электронных систем по защите личности;
г) официально поставить вопрос о замене числа 666 в центральной электронной системе Евросоюза на любое другое кодовое число;
д) ни под каким предлогом не допустить, чтобы число 666 попало в новую систему паспортов нашей страны.
Поэтому неслучайно опытные в духовной жизни пустынники и монахи Святой Горы перед употреблением в пищу продуктов с этим штрих-кодом, его снимали или счищали, а затем обязательно благословляли. В этом действии выражено правильно христианское отношение к символу антихриста, который «освящает» продукты не божественной благодатью, а оскверняет их демонической энергией.
Протесты против числа 666 — это, как точно и верно свидетельствует архимандрит Георгий, игумен монастыря Григориат на Святой Горе Афон, «свидетельство о правильной функционировании православного чувства». «Наше беспокойство, -говорит он далее, - является показателем нашего духовного бодрствования, любви ко Христу и стремления ко спасению».40
И если мы считаем себя православными христианами, то мы не имеем право принимать что-то с числом 666, которое, согласно учению Церкви, является числом и символом антихриста, а также пренебрегать его присутствием в наших документах. Священный Синод РПЦ являтся не просто церковно-административным органом Русской Православной Церкви, а прежде всего он призван хранить и защищать чистоту веры, думать прежде всего о спасении своих чад. Священный Синод во главе со святейшим патриархом обязан постоянно и настойчиво, а не вяло и безучастно, требовать от государственной власти, которая сегодня пытается себя позиционировать лояльной к Православной Церкви, замены бланков современных паспортов, где сплошь и рядом пестрит число 666, на другие, без этого числа и всяких цифровых кодов. Священный Синод обязан требовать от государственной власти не вводить УЭК (электронный паспорт), который непосредственно связан с единым кодовым числом 666, имеет универсальный цифровой идентификатор личности.
Что же касается статьи о. Олега и его статьи «Самое страшное число», то мы считаем, что она была написана либо преднамеренно, чтобы с помощью неверных понятий и толкований священной книги Апокалипсиса Иоанна Богослова ввести всех в еще большее заблуждение, либо по недопониманию и незнанию учения Церкви. Поэтому мы требуем от о. Олега убрать свою статью с сайта и принести извинения за неверные суждения и введение людей в заблуждение.
Редакция «Православного Апологета», 2012г.
Кандидат богословия, член редакции иеромонах Сергий (Троицкий)
Ответственный секретарь редакции Виталий Липатов и др.
28. 01/ 11.02/ 2012 память свмч. Игнатия Богоносца.
1См. Περί οδού. Μητροπολίτου Ναβπάκτου Ιεροφέου. μία ὁδός
2Adversus haereses III, 2. 1-2
3Adversus haereses V, XXX, 3
4Χαραλάμπους Δ. Βασιλοπούλου, Αρχιμανδρίτου. Αποκάλυψις εξηγημένη. Εκδ. Ορθόδοξος Τύπος. Αθήναι. 1991, τόμ.1, σ. 40
5Прот. П. Преображенский. О святом Иринее Лионском и его сочинениях.//Св. Ириней Линский. Творения. СПб. 1900, с. 15 См. Catholic Encyclopedia. Encyclopedia Press, 1913. http://oce.catholic.com/index.php?title=Apocalypse где подтверждается эта дата написания на основе свидетельства Церковной истории Евсевия Кесарийского ((Hist. Eccl., III, 18)), свмч.Иринея Лионского; Piene sub nostro saeculo ad finem Domitiani imperii" (Adv. Hair., V. 4), бл. Иеронима Стридонского: "Quarto decimo anno, secundam post Neronem persecutionem movente Domitiano, in Patmos insulam relegatus, scripsit Apocalypsim" (Ex libro de Script. Eccl).
6Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 16, PG. 11, p. 217
7Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 17
8Там же, с. 185-186
9Там же, с. 190
10Там же, с. 187
11Adversus haereses IV, 27.1 τοῑς τελειοτέροις περὶ τὴν γνῶσιν θεόθεν
12Бл. Иероним Стридонский, Epist. 75 ad Theodor. viduam
13Лекции по патрологии, с. 379
14Adversus haereses III, 4. 2
15Adversus haereses. V., XXIX. 1
16Adversus haereses. V., XXVIII. 4
17Там же, XXVIII. 2
18Там же, XXVIII. 2
19Там же, XXX. 4
20Там же, XXVIII. 2
21Там же, XXVIII. 2
22Там же, XXVIII. 2
23Там же, XXVIII. 2
24Там же, XXVIII. 2
25Там же, XXVIII. 2
26Там же, XXIX. 1
27Там же XXVIII. 2
28Там же XXIX. 2
29Арефа Кесарийский PG. t.104, p. 682 A число же считывамого имени его шесть сот шестьдесят шесть — Ἀριθμός δὲ τοῦ ὀνόματος τοῦ ψήφου, ἐξακόσα ἐξηκοταἐξ
30Δ. ΤΣΕΛΕΓΓΙΔΗ, Συμβολική Θεολογία, Πανεπιστημιακές Σημειώσεις, Α.Π.Θ., έκδοση
Υπηρεσίας Δημοσιευμάτων, Θεσσαλονίκη 1986, σ. 3.
, Π. ΣΚΑΛΤΣΗ, «Ἡ τῶν συμβόλων ἀλήθεια (Φαινομενολογική καί θεολογική προσέγγιση)»,
Λειτουργικές Μελέτες, τ. Α ́, εκδ. Π. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 1999, σ. 17.
31При. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.. кн 4, гл. 6. О кресте и о вере.
32Et testimonium per hibentibus his, qui facie ad faciem Joannem viderunt, καὶ μαρτυρούντων αὐτῶν ἐκείνων τῶν κατ’ὄψιν τὸν Ἰωάννην ἑωρακότων. Ibidem
33Ευανγγέλια Αμοιρίδου. Ιστορία της ερμηνίας του αριθμού του θηρίου χξς (666) Αποκ. 13, 18. Διαδακτορική διατριβή... Θεσσαλονίκη 1998, σελ. 41.
34Там же, σελ. 41
35Свмч. Ириней Лиоснкий. Творения. Против ересей., кн.5, гл 30, с. 510
36PG. t. 104, p 310 C. Κεφαλ. ΛΗ, Περί τοῦ μιαροῦ ὀνόματος τοῦ Ἀντιχρίστου
37PG. t. 104, p. 681 C Περί τοῦ ὀνόματος τοῦ θηρίου
38PG. t. 104, p 310 В, Κεφαλ. ΛΖ', Толкование на Апокалипсис свт. Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 145
39Обращение святой Горы Афон по поводу законопроекта «О защите чловека от сбора и использования сведений личного характера»., п. V// Православная Церковь о номерах, электронных паспортах и Новом Мировом Порядке. М. 2003, с. 77
40Штрих-код и число 666, исследование монастыря Григориат.//Православная Церковь о номерах, электронных паспортах и Новом Мировом Порядке. М. 2003, с. 141