Богоявление
Θεοφάνεια
+ профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля И. М. Фунтулис
Καθηγητής της Θεολογικής Σχολής του Αριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης Ιωάννης Μ. Φουντούλης
6 января (по старому стилю, по гражданскому календарю — это 19 января) наша Церковь совершает великий господский праздник «Богоявления»1, или «Святых Светов»2. Предпразднство начинается со следующего дня после гражданского новолетия, т. е. 2 января. В этот подготовительный период включается также и «Неделя перед Богоявлением». И этот день причисляется к предпразднственной литургическо-богослужебной подготовке. В чтениях за Божественной литургией этой Недели мы слышим «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» из пролога Евангелия от Марка, которое повествует о явлении Иоанна Предтечи в Иорданской пустыни, о его проповеди и о его пророчестве о Христе. Иоанн крестил «в воде», но «сильнейший» его, который грядет «позади» его, Тот будет крестить народ «Духом Святым» (Мк. 1, 1-8)
В предпраздничный четырехдневный период, т. е. с 2-го по 5-е января, вместе читаются каноны, трипеснцы и другие священные песнопения предпразднства. И в данном случае у нас имеется «Великая неделя» Светов, точно такую какую мы уже видели во время Рождества Христова, с той лишь разницей, что здесь подготовительное время намного меньше по причине продолжения попразднства Рождества Христова вплоть до 31 декабря и праздника Обрезания Христа, которое совершается 1 -го января(по Юлианскому календарю, 14 по гражданскому). И вновь очевидным становится влияние последования Великой Недели по причине скорее всего стремлений видеть параллелизм праздника Богоявления по отношению к Пасхе. А также подготовительный праздничный период завершается совершением светоносного последования Великих часов и Великой вечерни праздника.
Удивительным является то, что попразднство длится в течение восьми дней после самого праздника, при этом особо выделяются три дня — последующий за Богоявлением день с празднованием Собора Иоанна Предтечи и Крестителя Христова 7 января, «Недели после Богоявления», и последний день праздника, отдание 14 января, во время которого вновь поется все праздничное последование.
В пределах этого удивительного литургического периода сияет великий господский праздник Богоявления, который совершается 6 января (19). Появление его имеет аналогию с праздником Рождества Христова. 6 января язычники Египта и Аравии, согласно своему календарю, праздновали зимнее солнцестояние. В начале 3 столетия первые еретические группы Василида пытались противопоставить этому идолопоклонническому празднику праздник крещения Христа.3 Немного позже Церковь на Востоке определила 6 января как день праздника Богоявления. Апостол Павел ведет речь о «явлении славы великого Бога» (Тит.2, 13). В другом месте он подчеркивает, что Христом «явилась благодать Божия спасительная всем человекам» (Тит.2, 11) Он также говорит о Боге, Который «явися во плоти» (1 Тим.3, 16). Под этими высказываниями апостола язычников каждый может увидеть настолько хорошо известные язычникам термины «θεοφάνεια (теофания)» и «επιφάνεια», которые среди людей понимались как явление Божества или Бога-императора в каком-то городе. Явлению ложных богов и императоров Христианская Церковь противопоставила явление истинного Бога и царство Христа, истинное Богоявление. Несомненно, что служению солнцу, которое во время зимнего солнцестояния одержало победу над ночной тьмой, было противопоставлено служение истинному Солнцу, Христу, которое взошло, согласно словам пророка Исайи, над тьмою и сидящим во тьме миром. «Земля Завулона и земля Нефалима, путь морской за Иорданом, Галилея язычников, народ находящийся во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Исайя. 9, 1-2). Это замечательное пророчество евангелист Матфей в точности цитирует при описании начала общественного служения Христа, явления Его Своему народу (Мф. 4, 12-17). Это зачало мы услышим во время чтения за Божественной литургией праздника Богоявления.
Но смысл этого богоявления или явления Христа не привязан к какому-то историческому событию из Его жизни. Мы видели, что Василид и его сторонники праздновали 6 января Крещение на Иордане, во время которого, согласно учению этих еретиков, божество воплотилось во Христе. Но и согласно православному учению крещение является началом, первым публичным явлением Христа как Мессии и Спасителя. И это было признано представителем Ветхого Завета, пророком Иоанном Предтечей, который видит Святого Духа «нисходящего и пребывающего на Нем» (Ин. 1, 32-34) и который услышал глас Отца «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Нем же Мое благоволение» (Мф. 3, 17; Мк. 1, 11; Лк. 3, 22). Он подтвердил сыновство Христа. Во время крещения явился Сын — Бог, но и открылся Бог — Троица, как соответственно воспевает гимнотворец и создатель тропаря празднику: «Во Иордане крещающуся Ти. Господи, Троическое явися поклонение». Сын крестился, глас Отца был слышан и Святой Дух явился в виде голубя. «Троицы явления во Иордане бысть», как снова воспевает священный Косма в третьем тропаре 8-й песни первого канона праздника.
Но и во время рождения Христа Бог явился миру. Итак и это событие праздновалось вместе с крещением как праздник 6 января. Появились и новые доводы в пользу того, чтобы 6 января совершать празднование рождение Христа, но вместе с ним праздновать также и день крещения. Христос, совершенный Бог и совершенный человек, должен был свершить все то, что относилось к Его земной жизни. Следовательно совершенным, а не неполным должно было быть и число лет Его земной жизни. Рассчитали, что Господь умер на Кресте 6 апреля. Поэтому согласно выше указанному рассуждению это должен был быть и день зачатия Господа от Девы Марии, день Благовещения. Следовательно рождение Христа должно было произойти после девяти полных месяцев, что должно было бы совпасть с 6 января. Он был крещен «будучи лет тридцати», согласно совам евангелиста Луки (Лк. 3, 23), то есть вновь 6 января, поскольку совершенство требовало и в данном случае полного числа лет, откуда рождение Господа совершилось в дни начала Его общественной деятельности. Связь с событием Рождества Христа, во время которого явилось Божество Христа, имели и поклонение пастухов и принесение даров от волхвов. Первые были представителями иудейского народа, а вторые были начальниками идолопоклонников, которые стали первыми из признавших явленного Сына Божия. Таким образом празднуемых событий уже стало четыре.
Но и пятое событие Богоявления случилось в начале деятельности Господа. Его первое чудо произошло в Кане Галилейской, где во время брака Он претворил воду в вино. И евангелист Иоанн Богослов замечает: «так положил Иисус начало чудесам в Кане галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». Итак , слава Христа была явлена Его ученикам, а также было положено начало чудесам Его, и чудо в Кане было добавлено к другим четырем событиям праздника.
Однако предпочтение было отдано первым двум праздничным событиям: рождению и крещению Христа, которые праздновались вместе 6 января, и эта традиция долго сохранялась на Востоке, а вплоть до сего дня она сохраняется в Армянской церкви. Когда же в 4 веке на Восток из Рима пришел праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря и он глубоко укоренился на Востоке, содержание праздника Богоявления было разделено. Во время Рождества Христова празднуют рождение, а во время Богоявления празднуют Крещение Господа на реке Иордан. Оно то и является тем событием нынешнего праздника Богоявления.
Рассредоточение этого праздника не повредило ему, но, напротив, он стал великим праздником. Некоторое смягчение праздника дало возможность его развить вглубь. Крещение Господа, а посему Богоявление, прообразы Ветхого Завета, развитие его и последующее его влияние на жизнь Церкви, дали замечательный и богатый материал и темы для гимнографов, и составителей молитв праздника и для священных хвалебных праздничных песнопений. Особую светоносность и наполненность светом ему придает последование Великого освящения воды, которое сегодня ради нужд верующих совершается дважды: накануне и после праздничной литургии. Она является изображением совершившегося в прошлом крещения Господа. Во-первых, начало нового народа и главы, Христа, Который крестится и освящает водную стихию для того, чтобы с помощью нее сотворить новый мир, новое творение — новых людей, Христоносцев и Богоносных верующих. Во время всенощной на Богоявление, после освящения воды и причащения Тайн Христовых, окропления верующих, в этой воде крестятся и оглашенные. Это праздник «Светов» (των Φώτων). Праздник «просвещения» (φωτισμού), крещения Христа и христиан.
Гимнография праздника Богоявления несравненно красива. В нее включаются творения разных древних гимнографов, которые являются самыми светоносными из всех песнопений нашей Церкви. В последовании утрени праздничного дня в ирмосах первого канона есть стих Космы епископа Маюмского 2 гласа, который поется как катавасия в завершении песнопений, которая связывает неким чудесным образом темы каждой песни с темой праздника: переход через Чермное море и спасение народа посредством вод; поддержка смиренной Анны всемогущим Богом и низложение дракона в водах крещения; пророческий глас Аввакума и глас вопиющего в пустыни Крестителя Иоанна; мирная проповедь Исайи и спасение Адама в реке Иордан благодаря делу примирения Христа; плач «находящегося в скорби» Ионы и проповедь покаяния Предтечи Господня; роса в печи Вавилонской и невещественный огонь, который приемлет река Иордан, и песнь Матери Крещаемого. Все это, из Ветхого и Нового заветов, образы и истины, которые тесным образом переплетаются с надмирным обручением.
(Ιωάννου Μ. Φουντούλη, «Λογική Λατρεία», εκδ. Πατερικό Ίδρυμα Πατερικών Μελετών, Θεσ/νίκη 1971, σ.354-361-απόσμασμα)
© перевод «Православного Апологета» 2013г.
1«Θεοφανείων» ή «Επιφανείων»
2«τα άγια Φώτα»
3Мы не разделям эту точку зрения профессора И. Фунтулиса, твердо веря, что данный праздник и дата его совершения является «древним преданием» прежде всего Иерусалимской Церкви, а потом, вероятно и церквей апостольского происхождения.