Успение Богоматери
Η Κοίμηση της Θεοτόκου
Преподаватель Константина Иконому
Праздник Успения Богоматери, который мы празднуем 15 августа (по Юлианскому календарю, 28 по гражданскому) является величайшим из всех Богородичных праздников, то есть тех праздников, которые Церковь установила в честь матери нашего Господа. Вполне вероятно, что он является самым древним из всех праздников.
Первые исторические свидетельства об этом великом празднике появляются в 5 столетии, в то время когда был созван III Вселенский Собор (431г.). Положение нашей Пречистой Девы в богослужебном круге нашей Церкви было подтверждено Ефесским Собором, хотя несомненно то, что намного ранее воздаяние почтения Богоматери было развито в некоторых христианских общинах. Сведения о жизни Богоматери, до Благовещения и после Вознесения Господа, мы черпаем из Православного предания, в то время как книги Нового Завета не позволяют нам узнать о каких-то сторонах жизни этого периода жизни Богоматери. Эти сведения из священного Предания перекочевали в так называемые апокрифические и ложно подписанные книги.
Там мы могли бы сказать, что 15 августа является историческим свидетельством этих книг. Итак, таковыми главными источниками являются: Апокрифическое сказание святого Иоанна Богослова «Об Успении Богоматери Марии», хотя некоторое дополнительные сведения мы берем из творения «О божественных именах» свмч. Дионисия Ареопагита, из «Похвальных слов на Успение» разных отцов нашей Церкви, таких как свт. Модест иерусалимский, свт. Андрей Критский, свт. Герман Константинопольский, прп. Иоанн Дамаскин и другие, а также из тех стихир, которые поет наша Церковь. В этих текстах сохраняется «древнее и истеннейшее» (αρχαία και αληθεστάτη) предание Церкви об этом событии из жизни богоматери. В прочем, одной частью этого предания является и православная иконография.
Согласно сведениям, которые нам дают выше упомянутые тексты, Богоматерь была извещена Ангелом посланным от Бога о предстоящей Ее смерти. Посему Она потом взошла на гору Елеон для того, чтобы помолиться, а затем спустилась в свой дом. Там она известила знавших Ее о ее отхождении из этого мира, и Она подготовила для Себя место погребения. Вокруг смертного одра Богоматери собрались все апостолы, кроме апостола Фомы. Сила Святого Духа на облаках взяла их из различных мест вселенной, где они проповедовали, и собрала их в Иерусалиме. «Сие богоносное тело с песнопениями ангелов и апостолов, Она скончалась и была погребена, в во гробе положена в Гефсимании, и на сем месте в течении трех дней непрерывно воспевалось пение ангелов и ангелы окружали его».
После же на третий день пение ангелов прекратилось, оставшиеся Апостолы, один из них отсутствовал (Фома), а после третьего дня они возжелали прийти поклониться богоносному телу, они открыли гроб. И тело же это достославное не могли нигде найти, только «нашли надпись надгробную и из гроба иточалось благоухание неизреченное». Ее Сын, который воплотился от нее, приял на небеса ее пречистое тело и Ее святую душу.
Это предание нашей Церкви прекрасно резюмируется в эксапостиларии праздника Успения, «Апостоли отовсюду совокуплени зде, в Гевиманийстей веси, погребите тело Мое, и ты Сыне и Боже мой, приими дух мой».
Успение Богоматери охватывает Ее смерть, погребение (гроб) и Ее переселение на небеса. Как говорится в кондаке праздника, «гроб и умервщление не удержатся (Богоматерь), яко же живота Матерь, к животу пристави, во утробу вселивыйся приснодевственную». То есть гроб и смерть не смогли удержать Богоматерь, потому что Господь, Который есть источник истинной жизни, восприял человеческую плоть от утробы Богоматери и родился от нее. Так Она становится Всесвятой Его матерью, матерью жизни, источником жизни.
Поскольку Господь своей крестной смертью попрал и упразднил смерть, так что вполне естественно, чтобы Он возвел на небеса и Свою Матерь, и даровал бы Ей славу в вечности. Как говорится в стихире Успения, смерть … Та, от которой родилась жизнь, переносится к жизни. Так смерть Богоматери называется «бессмертным Успением». И все это потому, что Пресвятая Мария первая среди людей осуществила обожение человека, которое является продолжением воплощения. В лице Богоматери человечество принесло Новую Еву, в которой бы осуществилось бы то, что Сам Бог предполагал осуществить в первозданных людях после их грехопадения.
Примирение с Богом и обожение человека. Как точно об этом говорили Святые Отцы «Бог вочеловечился, дабы мы обожились». «Бог становится человеком, дабы Бог усовершенствовал человека». Это обожение было показано на Богоматери, потому что, как говорит св. Николай Кавасила, Она явила человека таким, каким он был в начале в раю, и каким ему подобало стать в последствии. Успением Богоматери предвозвещена та слава, которая нас ожидает. Никифор Феотокис добавляет: «Ее слава, которую Богородица восприняла, является величайшей из всех слав, чтобы воскреснуть самой первой по времени от тления, дабы прославиться прежде свершения суда и расследования, чтобы прежде восприять воздаяние прежде, нежели пришел день воздаяния, чтобы в завершении быть почтенной с почестями, подобными тем, что Ее Сын ». То есть то, что верующие получат после Второго пришествия Господа и страшного суда, прежде этого получает это Матерь Божия. Таким образом, и объясняется, почему праздник Успения Богоматери является в сознании церковной полноты некой Второй Пасхой. «Инаго жития вечнаго начало», которое мы празднуем во время Пасхи Христовой, первым плодом его является слава Пресвятой Богородицы.
Поскольку для нашей Церкви Богородица является «падшего Адама воззвание, слез Евиных избавление», то мы завершим в качестве эпилога наше слово словами великого отца прп. Иоанна Дамаскина: «Богородица содействовала воплощению Христа, Она послужила всемирному спасению, потому что благодаря Ей осуществился предвечное решение Божие: воплощение Слова и наше собственное спасение».[1]
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017год.
[1] Ιωάννης ο Δαμασκηνός, Β' Εγκώμιον εις την πάνσεπτον Κοίμησιν της Θεομήτορος, 18.(прп. Иоанн Дамаскин. Похвальное слово на Успение Богоматери)