Дух Триоди
Τὸ πνεῦμα τοῦ Τριωδίου
Благословенный период, который начинается с Недели о мытаре и фарисее и завершается вечером Великой Субботы именуется Триодью (Постной).
В течение этих десяти недель наша святая Церковь психологически нас подготавливает к наилучшему празднованию великого праздника святой Пасхи посредством чтения священных текстов Ветхого и Нового Заветов.
Квинтэссенцией Триоди, ее альфой и омегой, является смирение и покаяние. Поскольку высокомерие и зависть люцифера совратили и отравили эгоизмом человеческий род, то мы не способны теперь ощущать Воскресение, которое пришло и которое нам радовал Богочеловек, если только мы не смиримся и не покаемся.
Поэтому с самого начала Триодь подчеркивает с помощью Притчи о мытаре и фарисее насколько Бог питает отвращение к гордости. Она выразительно говорит и о том, что Господь со всяким благоволением приемлет и слышит смиренные молитвы тех, которые ощущают свою греховность и сокрушаются и приносят покаяние. Сладчайшее и трогательное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...», которое поется в течение начиная с первой недели Постной Триоди, оказывает помощь душе прийти в состояние умиления и смиренно просить милости Божией.
И Притча о Блудном сыне, которую мы слушаем на следующей неделе, вновь повествует о покаянии и смирении проявляемой по отношению к Отцу, к Богу неба земли, она говорит столь выразительно и столько потрясающе. О смирении, которое Святые Отцы нашей Церкви именуют «возводящей на вершину»1, поскольку возвышает человека после его падения. И о покаянии, которое вновь наши Святые называют «лекарством»2, поскольку оно лечит всякую нашу душевную рану, появление которой вызвано грехом.
Следующая Неделя о Страшном Суде, нам представляет Всемирный Суд, когда нам хотим ли мы или нет, но придется дать слово, а всем людям придется предстать пред Страшным Престолом Судии. Содержание этой Недели нас понуждает задуматься и самым серьезным образом о конце нашей жизни и является для нас спасительным побуждением души к смирению и покаянию.
Тоже относится и к Сырной Неделе, которая следует далее, ибо она нам напоминает об изгнании первозданных людей из Рая. Ностальгия по утраченному счастью самым лучшим образом возбуждает в человеке смирение и покаяние.
Неделя Православия, которая следует за тем, она вспоминает о прославлении святых икон. Это нам помогает нам глубже ощутить нашу особенность как православных верующих и посему поблагодарить и прославить Бога за то, что мы не родились в тех местах, где доминирующее положение занимают ереси, поскольку там где ересь там и эгоизм, и там очень сложно покаяться. Неделя Православия это первая Неделя Великой и святой Четыредесятницы.
Уже с Чистого Понедельника начинается пост. С помощью поста наша Церковь нам помогает сокрушить эгоизм и наши пожелания и чтобы мы постились и в пище и в грехах.
Святитель Григорий Палама, этот взбранный вождь Православия и опытный наставник и водитель в духовной брани, которому наша Церковь посвящает следующую Неделю, говорил: «Добрый пост» это такой пост, который «ведет к истощанию пожеланий, к смирению души, к пресечению ненависти, к угашению гнева, к истреблению злопамятности...» (ΕΠΕ 9, 360)
А в середине поста на Третьей Неделе Поста перед нами для поклонения возносится Честной Крест Господень для того, чтобы мы восприяли благодать и силу, дабы с неослабным энтузиазмом мы продолжили бы наш добрый подвиг за успешное обретение смирения и покаяния.
В последующей Неделе (4 Неделе Поста) наша Церковь в качестве примера нам предлагает прп. Игумена монастыря на Горе Синай Иоанна «Лествичника», великого учителя духовной жизни, который в своей знаменитой книге «Лествица» неоднократно подчеркивает, что покаяние и смирение идут бок о бок (См. Слово 25, п. 6)
КВ завершении Триоди поставляется знаменитая поэма покаяния, Великий канон прп. Андрея Критского, которая серьезным образом и с вопиянием нас настойчиво подвигает к всецелому покаянию, поскольку «конец приближается», приближается смерть.
И совсем незадолго от завершения этого благословенного периода нам, для всех нас преподается некое укрепление в надежде .
Покаяние увенчивается наградой. Высота это удел для тех кто смиряется и кто приносит искренне покаяние. «В Пятую неделю Поста, совершается память преподобной Марии Египетской», сообщат Синаксарий. Разве может кто-то не укрепиться благодаря подвигу покаяния прп. Марии? Кто не станет отгонять всякую мысль о безнадежности, но смиренно продолжит добрый подвиг за добродетель , утверждаемый милостью Божией?
И мы достигаем Недели Вайи. Мы вновь видим триумфальный вход Господа, и уже в последний раз, в Иерусалим. Он приходит для того, чтобы окончательно разбить начальника тьмы, низложить его силу и войти во тьму ада своим царством.
А с вечера недели Вайи мы начинаем «Срасти всечетные», святейшую неделю нашего литургического года. Великая и Святая Седмица, во время которой будут сокрушаться и терзаться наше сердце тем, что нам предстоит увидеть и услышать, и что должно совершиться в наших церквах. Кто не восстенает и не восскорбит о том, что один из учеников Господа Его предал, что отрекся от него с клятвами и заверениями другой, что Его оставили Его друзья, что Его высмеивали и издевались над Ним, что Его бичевали и на Него плевали римские воины? Кто не содрогнется, когда услышит «Днесь висит на древе...»?
Да сподобит нас Бог пережить все эти события Триодного времени с осознанием их глубочайшего значения. И да выразим настоящую благодарность Господу за все то, что Он нам подал.
Источник: журнал Союза православных богословов Греции «Ὁ Σωτῆρ» 15/02/2013
© Перевод «Православного Апологета» 2013г.
1 ὑψοποιόν
2 φάρμακον