Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Еретик Ориген

Ὁ αἱρετικὸς Ὠριγένης

 

Уже не один раз происходило так, что кто-либо принимая участие в прениях и дискуссиях мог слышать разговоры о церковном писателе Оригене как о нечестивом богослове или философе. В основном уже достаточно давно существовала, как и теперь существует сильная тенденция имеющая своей задачей «восстановление Оригена»1.Тем не менее, эти голоса далеки от истины, и в то же время характерным является то, что эти тенденции исходят из области неоязычества и, главным образом, ​​оккультизма.2 Что же, впрочем, произошло с этой личностью в раннехристианскую эпоху?

Биографические сведения


Информация о жизни Оригена содержится в основном из шестой книге творения Евсевия епископа Кесарийской «Церковная история». Ориген родился в Александрии около 185 г. н.э. С раннего возраста он был научен грамоте. Он получил разностороннее образование, но он в особенности изучал греческую философию. Поступила дополнительного образования, но особенно изучал греческую философию. Он преподавал в Александрийской школе с 202 до 231 гг., откуда он был изгнан, и поселился в Кесарии Палестинской. Там он основал свою собственную школу, где он преподавал филологию, геометрию, астрономию, этику, философию и, наконец, богословие. В этом же городе он несколько ранее был рукоположен во священника, тем не менее собор в Александрии (231г.) его изверг из священства. Он жил аскетично. Помимо преподавания он с ревностью занимается писательскими трудами. Он написал много книг, большинство из которых, по причине их последующего осуждения, были сохранены только фрагментарно или в латинском переводе. Его работы распределяются на: толкование Священного Писания, апологетические, антиеретические, догматические, слова и письма, которые призывают к мученичеству и др.
  

Его роль в систематизации христианского богословия имела решающее значение, к тому же он с некоторой целью использовал философию Платона. Он был апологетом Церкви,а наиболее известным его трудом остается написанный им в защиту христианской истины трактат «Против Цельса». Во время гонений при императоре Декии (250)он был арестован, заключен в тюрьму и подвергнут пыткам. После его смерти (вероятно, в Тире около 254г.) возникли конфликты между его учениками и теми, которые считали, что его учение содержит еретические положения. Это были знаменитые "Оригеновские споры», которые развернулись в три этапа. Среди защитников Оригена были Памфил, Евсевий (в последствии епископ Кесарийский), монахи Нитрийской пустыни, Иоанн, патриарх Иерусалимский. Главными антиоригенистами были свт. Мефодий Патарский, свт. Епифаний Кипрский. И др.

Осуждение Оригена Церковью

 

Нечестивые учения Оригена К сожалению, он, являясь весьма деятельным церковным писателем, впал, как уже было сказано ранее, в различные заблуждения в вопросах, относящихся к вероучению, догматам, при этом стремясь примирить веру с гносисом, дабы тем самым противостоять великим ересям того времени, таким каким был гностицизм. Далее приводятся нами основные нечестивые положения взглядов Оригена и его сторонников,а  в противовес им православное учение по каждому вопросу.

Ориген
1) Сотворение мира происходит вне времени и вне веков. Бог Сам по Себе всегда был демиургом-создателем, поскольку всякое творение во ограниченное во времени постоянно противодействует Богу. Поэтому, прежде ныне существующего мира существовал иной, за которым будет следовать то он будет следовать другой мир и туда.
2) Первым был создан мир духов, то есть разумных сущностный, которые по причине преступления позже изменились в ангелов, демонов и души (предсуществование душ). Так, соответственным образом, в зависимости от их поведения, они приобрели и соответствующие тела: видимые души, невидимые (светлые) Ангелы и невидимые (темные) демоны. То есть в сущности, нынешний материальный мир создан как место наказания и очищения духов.,
3) Воплощения Бога Слова на самом деле не было, потому что согласно Ори гену, материя является чем-то злым, и, следовательно Бог не может соединиться с ней.
4) И как еще одно следствие веры в зло материи, аборигенным не принимает учение о воскресении тел, поскольку он верит, что Как еще один результат веры в зло материи, аборигенным не принимаю воскресение тела, и считает, что духи вернутся к своему первоначальному состоянию.
5) Основной является и вера его в повторяющиеся циклы мира. Это означает, что мир постоянно сменяется другим. Причина этого явления состоит в том, что нынешний мир неспособен достичь очищения, посему души осуждаются за свое недостоинство на возвращение в невещественное состояние. Они, таким образом, будут перевоплощаться в соответствии с их нравственным состоянием. Таким образом, среди одного или нескольких реинкарнаций-перевоплощений они достигнут очищения с тем, чтобы они бы смогли вновь стать невещественными-бесплотными. (Неясным из самих источников является то, принимал ли сам Ориген учение о перевоплощении-реинкарнации).


6) Наконец, принимается так называемое учение об апокатастасисе-восстановлении всего, а это означает, что все души (бесы и нечестивые), в конечном счете возвратятся в первоначальное состояние нематериальности-невещественности, о которой они отпали. Тем самым отвергаются вечные мучения, поскольку они противоречат благости Бога.
 


Православие


1) Бог является единственным сущим, который всегда существовал, и до творения мира. Мир был сотворен Богом из ничего, так что мы не ожидаем появления некоего иного мира, разве только уничтожение нынешнего мира и Страшного Суда во время Второго Пришествия Христа (См. Мф. 24)
2) Согласно православному учению, сначала были сотворены ангелы, а по причине падения Люцифера и ангелов его появились демоны. С тех пор, ангелы и демоны остается такими какие они есть без возможности для изменения. Но души творятся одновременно в момент зачатия плода (эмбриона) в утробе женщины. Этот мир является творением Божиим, о находится в состоянии после грехопадения, и не является местом наказания.
3) Христос, будучи сущим, воспринял плоть и жил на земле в конкретный период времени в истории человечества, как это утверждают вкупе - православная традиция и православное учение. Для Церкви никогда материя или вселение в тело не рассматривалось как некое зло, напротив, всегда проповедуется, что Христос стал человеком ради обожения человеческой природы.
4) Основываясь на Священном Писании и не только, все, без исключения, люди воскреснут во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, с телами, которые уже более будут нетленными. Само воскресение тела Христова нам доказывает истинность этого факта.
5) Как уже говорилось ранее, ми был сотворен Богом один и единственный раз, в то время как не ставится вопрос об очищении души, поскольку человек не будет жить во второй раз. Его подвиг должен совершаться и проходится человеком в рамках этой уникальной жизни, и нет покаяния после смерти ("И как человекам положено однажды умереть, а потом суд". Евр. 9,27).
6) Наиболее ясным в православном учении является учение о событии разделения людей после смерти в соответствии с духовным состоянием, в котором он находится в час смерти, достойном спасения или мучения (ср. Мф. 13,40-43 и 47-51). Существование вечных мук не влияет на благость Бога, именно потому, что Бог по причине Своей благости проявляет уважение в самовластию человека (свободной воле), даже и по отношению к тем, которые добровольно изберут пребывание в удалении от Жизни и Света.

Библиография

 

1) π. Ἀρσένιος Βλιαγκόφτης, Ὠριγένης καὶ Ἀποκρυφισμός, ἐκδ. Παρακαταθήκη, Θεσσαλονίκη 2007.

2) π. Ἀντώνιος Ἀλεβιζόπουλος, Μετενσάρκωση ἢ ἀνάσταση; Ὀρθόδοξη θεώρηση τοῦ κακοῦ, Ἀθήνα 1995².

3) Παναγιώτης K. Χρήστου, «Ὠριγένης», Θρησκευτικὴ καὶ Ἠθικὴ Ἐγκυκλοπαιδεία τ. 12, στ. 573-592.

4) Βασίλειος Σταυρίδης, «Ὠριγενισμὸς καὶ ὠριγενιστικαὶ ἔριδες», Θρησκευτικὴ καὶ Ἠθικὴ Ἐγκυκλοπαιδεία τ. 12, στ. 592-595. 

5) Ἀρχιμ. Βασίλειος Στεφανίδης, Ἐκκλησιαστικὴ Ἱστορία, ἐκδ.Παπαδημητρίου, Ἀθήνα 19986 (6η ἀνατυπ. ἀπ’τὴν ἀναθεωρημένη ἐκδ. τοῦ 1959).

  1. Timothy E. Gregory, λῆμμα «Origen», Oxford Dictionary of Byzantium τόμος 3, σελ. 1534.

     

 

 

Χρήστος Τσεκούρας, πτυχ. Ιστορίας ΕΚ.ΠΑ

ΠΕΡΙΟΔΙΚΟ ΕΣΥ Τ. 71

ΙΑΝ.-ΦΕΒΡ.-ΜΑΡΤ. 2012

ΤΡΙΚΟΡΦΟ ΦΩΚΙΔΟΣ

 

©перевод «Православного Апологета» 2012г.

1Именно под таким названием была недавно издана книга в Греции "Η ΑΠΟΚΑΤΑΣΤΑΣΗ ΤΟΥ ΩΡΙΓΕΝΗ - Όλη ή αλήθεια για τη ζωή και τη διδασκαλία του Ωριγένη και την Ε' Οικουμενική σύνοδο" του ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΗΛ. ΜΑΚΡΥΓΙΑΝΝΗ, Εκδόσεις Πνευματιστικού Ομίλου Αθηνών «Τό θείον Φως» - Αθήνα 2008. На эту книгу был сделан критический комментарий почетного профессора Фессалоникского университета, патролога Χρίστος Θ. Κρικώνης . В этом обширном комментарии профессор Христос Криконис показал главный недочет автора — перетолковывание и искажение учения Церкви, содержания текстов свт. Василия Великого и т.д.

2Важно и то, что идеи оригенизма активно поддерживаются профессором МДА и С А. И. Осиповым. Недавно изданная его книга, и притом огромным тиражом, «Из времени в вечность посмертная жизнь души» касается вопросов загробной участи людей , всеобщего спасения и т. д. Некоторые главы этой книги были подвергнуты тщательному критическому анализу на нашем сайте

 



Подписка на новости

Последние обновления

События