Еретик Ориген
Ὁ αἱρετικὸς Ὠριγένης
Уже не один раз происходило так, что кто-либо принимая участие в прениях и дискуссиях мог слышать разговоры о церковном писателе Оригене как о нечестивом богослове или философе. В основном уже достаточно давно существовала, как и теперь существует сильная тенденция имеющая своей задачей «восстановление Оригена»1.Тем не менее, эти голоса далеки от истины, и в то же время характерным является то, что эти тенденции исходят из области неоязычества и, главным образом, оккультизма.2 Что же, впрочем, произошло с этой личностью в раннехристианскую эпоху?
Биографические сведения
Информация о жизни Оригена содержится в основном из шестой книге творения Евсевия епископа Кесарийской «Церковная история». Ориген родился в Александрии около 185 г. н.э. С раннего возраста он был научен грамоте. Он получил разностороннее образование, но он в особенности изучал греческую философию. Поступила дополнительного образования, но особенно изучал греческую философию. Он преподавал в Александрийской школе с 202 до 231 гг., откуда он был изгнан, и поселился в Кесарии Палестинской. Там он основал свою собственную школу, где он преподавал филологию, геометрию, астрономию, этику, философию и, наконец, богословие. В этом же городе он несколько ранее был рукоположен во священника, тем не менее собор в Александрии (231г.) его изверг из священства. Он жил аскетично. Помимо преподавания он с ревностью занимается писательскими трудами. Он написал много книг, большинство из которых, по причине их последующего осуждения, были сохранены только фрагментарно или в латинском переводе. Его работы распределяются на: толкование Священного Писания, апологетические, антиеретические, догматические, слова и письма, которые призывают к мученичеству и др.
Его роль в систематизации христианского богословия имела решающее значение, к тому же он с некоторой целью использовал философию Платона. Он был апологетом Церкви,а наиболее известным его трудом остается написанный им в защиту христианской истины трактат «Против Цельса». Во время гонений при императоре Декии (250)он был арестован, заключен в тюрьму и подвергнут пыткам. После его смерти (вероятно, в Тире около 254г.) возникли конфликты между его учениками и теми, которые считали, что его учение содержит еретические положения. Это были знаменитые "Оригеновские споры», которые развернулись в три этапа. Среди защитников Оригена были Памфил, Евсевий (в последствии епископ Кесарийский), монахи Нитрийской пустыни, Иоанн, патриарх Иерусалимский. Главными антиоригенистами были свт. Мефодий Патарский, свт. Епифаний Кипрский. И др.
Осуждение Оригена Церковью
Нечестивые учения Оригена К сожалению, он, являясь весьма деятельным церковным писателем, впал, как уже было сказано ранее, в различные заблуждения в вопросах, относящихся к вероучению, догматам, при этом стремясь примирить веру с гносисом, дабы тем самым противостоять великим ересям того времени, таким каким был гностицизм. Далее приводятся нами основные нечестивые положения взглядов Оригена и его сторонников,а в противовес им православное учение по каждому вопросу.
Ориген
1) Сотворение мира происходит вне времени и вне веков. Бог Сам по Себе всегда был демиургом-создателем, поскольку всякое творение во ограниченное во времени постоянно противодействует Богу. Поэтому, прежде ныне существующего мира существовал иной, за которым будет следовать то он будет следовать другой мир и туда.
2) Первым был создан мир духов, то есть разумных сущностный, которые по причине преступления позже изменились в ангелов, демонов и души (предсуществование душ). Так, соответственным образом, в зависимости от их поведения, они приобрели и соответствующие тела: видимые души, невидимые (светлые) Ангелы и невидимые (темные) демоны. То есть в сущности, нынешний материальный мир создан как место наказания и очищения духов.,
3) Воплощения Бога Слова на самом деле не было, потому что согласно Ори гену, материя является чем-то злым, и, следовательно Бог не может соединиться с ней.
4) И как еще одно следствие веры в зло материи, аборигенным не принимает учение о воскресении тел, поскольку он верит, что Как еще один результат веры в зло материи, аборигенным не принимаю воскресение тела, и считает, что духи вернутся к своему первоначальному состоянию.
5) Основной является и вера его в повторяющиеся циклы мира. Это означает, что мир постоянно сменяется другим. Причина этого явления состоит в том, что нынешний мир неспособен достичь очищения, посему души осуждаются за свое недостоинство на возвращение в невещественное состояние. Они, таким образом, будут перевоплощаться в соответствии с их нравственным состоянием. Таким образом, среди одного или нескольких реинкарнаций-перевоплощений они достигнут очищения с тем, чтобы они бы смогли вновь стать невещественными-бесплотными. (Неясным из самих источников является то, принимал ли сам Ориген учение о перевоплощении-реинкарнации).
6) Наконец, принимается так называемое учение об апокатастасисе-восстановлении всего, а это означает, что все души (бесы и нечестивые), в конечном счете возвратятся в первоначальное состояние нематериальности-невещественности, о которой они отпали. Тем самым отвергаются вечные мучения, поскольку они противоречат благости Бога.
Православие
1) Бог является единственным сущим, который всегда существовал, и до творения мира. Мир был сотворен Богом из ничего, так что мы не ожидаем появления некоего иного мира, разве только уничтожение нынешнего мира и Страшного Суда во время Второго Пришествия Христа (См. Мф. 24)
2) Согласно православному учению, сначала были сотворены ангелы, а по причине падения Люцифера и ангелов его появились демоны. С тех пор, ангелы и демоны остается такими какие они есть без возможности для изменения. Но души творятся одновременно в момент зачатия плода (эмбриона) в утробе женщины. Этот мир является творением Божиим, о находится в состоянии после грехопадения, и не является местом наказания.
3) Христос, будучи сущим, воспринял плоть и жил на земле в конкретный период времени в истории человечества, как это утверждают вкупе - православная традиция и православное учение. Для Церкви никогда материя или вселение в тело не рассматривалось как некое зло, напротив, всегда проповедуется, что Христос стал человеком ради обожения человеческой природы.
4) Основываясь на Священном Писании и не только, все, без исключения, люди воскреснут во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, с телами, которые уже более будут нетленными. Само воскресение тела Христова нам доказывает истинность этого факта.
5) Как уже говорилось ранее, ми был сотворен Богом один и единственный раз, в то время как не ставится вопрос об очищении души, поскольку человек не будет жить во второй раз. Его подвиг должен совершаться и проходится человеком в рамках этой уникальной жизни, и нет покаяния после смерти ("И как человекам положено однажды умереть, а потом суд". Евр. 9,27).
6) Наиболее ясным в православном учении является учение о событии разделения людей после смерти в соответствии с духовным состоянием, в котором он находится в час смерти, достойном спасения или мучения (ср. Мф. 13,40-43 и 47-51). Существование вечных мук не влияет на благость Бога, именно потому, что Бог по причине Своей благости проявляет уважение в самовластию человека (свободной воле), даже и по отношению к тем, которые добровольно изберут пребывание в удалении от Жизни и Света.
Библиография
1) π. Ἀρσένιος Βλιαγκόφτης, Ὠριγένης καὶ Ἀποκρυφισμός, ἐκδ. Παρακαταθήκη, Θεσσαλονίκη 2007.
2) π. Ἀντώνιος Ἀλεβιζόπουλος, Μετενσάρκωση ἢ ἀνάσταση; Ὀρθόδοξη θεώρηση τοῦ κακοῦ, Ἀθήνα 1995².
3) Παναγιώτης K. Χρήστου, «Ὠριγένης», Θρησκευτικὴ καὶ Ἠθικὴ Ἐγκυκλοπαιδεία τ. 12, στ. 573-592.
4) Βασίλειος Σταυρίδης, «Ὠριγενισμὸς καὶ ὠριγενιστικαὶ ἔριδες», Θρησκευτικὴ καὶ Ἠθικὴ Ἐγκυκλοπαιδεία τ. 12, στ. 592-595.
5) Ἀρχιμ. Βασίλειος Στεφανίδης, Ἐκκλησιαστικὴ Ἱστορία, ἐκδ.Παπαδημητρίου, Ἀθήνα 19986 (6η ἀνατυπ. ἀπ’τὴν ἀναθεωρημένη ἐκδ. τοῦ 1959).
-
Timothy E. Gregory, λῆμμα «Origen», Oxford Dictionary of Byzantium τόμος 3, σελ. 1534.
Χρήστος Τσεκούρας, πτυχ. Ιστορίας ΕΚ.ΠΑ
ΠΕΡΙΟΔΙΚΟ ΕΣΥ Τ. 71
ΙΑΝ.-ΦΕΒΡ.-ΜΑΡΤ. 2012
ΤΡΙΚΟΡΦΟ ΦΩΚΙΔΟΣ
©перевод «Православного Апологета» 2012г.
1Именно под таким названием была недавно издана книга в Греции "Η ΑΠΟΚΑΤΑΣΤΑΣΗ ΤΟΥ ΩΡΙΓΕΝΗ - Όλη ή αλήθεια για τη ζωή και τη διδασκαλία του Ωριγένη και την Ε' Οικουμενική σύνοδο" του ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΗΛ. ΜΑΚΡΥΓΙΑΝΝΗ, Εκδόσεις Πνευματιστικού Ομίλου Αθηνών «Τό θείον Φως» - Αθήνα 2008. На эту книгу был сделан критический комментарий почетного профессора Фессалоникского университета, патролога Χρίστος Θ. Κρικώνης . В этом обширном комментарии профессор Христос Криконис показал главный недочет автора — перетолковывание и искажение учения Церкви, содержания текстов свт. Василия Великого и т.д.
2Важно и то, что идеи оригенизма активно поддерживаются профессором МДА и С А. И. Осиповым. Недавно изданная его книга, и притом огромным тиражом, «Из времени в вечность посмертная жизнь души» касается вопросов загробной участи людей , всеобщего спасения и т. д. Некоторые главы этой книги были подвергнуты тщательному критическому анализу на нашем сайте