Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Св. преп. Ефрем Сирин

Как скоро повеет ветр воскресения, ― во едино соберутся кости праведников, и по гласу трубы воскреснут они силою воскрешающаго их Бога.

В этот день, когда воскреснут праведники, обновятся и небо и земля, и, чтобы не потерпеть утраты сынам брачнаго чертога, дадуть они отчёт.

Совершенные возрадуются в Царстве, присоединятся к ангельским ликам, услышат радостный глас трубы, и с победными песнопениями низложат смерть.

Когда же возсияет свет праведных, нечестивый и лицемер подвергнутся осуждению, и будут мучиться в огне и тьме, потому что в гордости своей уничижали они праведников.

Райская дверь сама собою откроется для праведных, как скоро приближатся они к ней; с честию встретит их стерегущий её херувим, ударяя в струны цевницы.

Узрят они Жениха, Который явится и с победной песнью придёт с востока: Он дасть им крылья, чтобы они могли немедленно лететь по воздуху и поклониться Ему.

“Придите, сыны света”, скажет в тот час Иисус возлюбленным Своим: "приимите венцы в награду трудов ваших, наследники непреходящаго Царства"!

И праведники, и грешники проходят через искусительный огонь, чтобы выдержать испытание; но проходят праведники, и огонь спокоен; едва же увидит он нечестивых, как возгарается пламенем.

Пустеет шеол (преисподняя), и делается землею ненаселённою, отверзаются гробы, и опустевают, сыны Адамовы возстают из праха, и твари воспаряют ко Господу своему 1.

 

Свт. Григорий Богослов

Что мы сотворим, когда пред лицем нашим предстанут грехи наши, эти тяжкие обвинители, ― когда полученныя нами благодеяния противоположатся нашим беззакониям, когда одно наше помышление будет поражать другое помышление, и одно дело осуждаться другим делом, когда взыщется с нас за то, что достоинство образа Божия поругали и омрачили мы грехом, и, наконец, когда Бог предаст нас казни, после того как обличим и осудим сами себя, и нельзя уже будет сказать нам, что страдаем несправедливо? Для страдающих здесь это служит утешением в осуждении: но там кто будет заступником? Какой вымышленный предлог, какое ложное извинение, какая хитро придуманная вероятность, какая клевета на истину обманет судилище, и превратит суд правый, где у всякаго кладётся на весы всё,―и дело, и слово, и мысль, где взвешивается худое с добрым, чтобы тому, что перевесит, и иметь верх, и с тем, чего больше, соображаться приговору, после котораго нельзя ни перенесть дела в другое судилище, ни найти высшаго судии, ни оправдаться новыми делами, ни взять елея для угасших светильников у мудрых дев или у продающих, после котораго не помогает раскаяние страждущаго во пламени и заботящагося об исправлении родных, и не даётся срока к перемене жизни? Напротив, суд сей будет единственный, окончательный и страшный, а ещё более праведный, нежели страшный, или, потому и страшный, что он праведен.

Тогда поставятся престолы, Ветхий денми2 сядет, раскроются книги, потечёт река огненная, предстанут пред взоры свет и тьма уготованная. Уже неуверовавших осудило судящее слово. Идущие в воскресение жизни наследуют неизреченный свет и созерцание Святыя Троицы; а уделом идущих в воскресение суда будет мучение, или, вернее сказать, ― отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца3.

 

Свт. Иоанн Златоуст

Неверующие в суд воздаяния после сей жизни говорят: „кто пришёл после смерти и возвестил об этом? Если такия слова ― и шутка, и то уже нехорошо; если же ты в самом деле таков, и не думаешь, что будет что-либо после сей жизни, то почему называешь себя христианином? Для чего принимаешь ты купель, для чего входишь в церковь? Вся наша надежда в будущем. Так для чего приступаешь, если не веришь Писаниям, если не веришь во Христа? Будучи таким, ты становишься хуже язычников. Почему? Потому что, признавая Христа Богом Ты не веруешь в Бога. То нечестие по крайней мере последовательно; кто не думает, что Христос есть Бог, тот по необходимости не верует в Него. А это даже не держится и последовательности: признаёт Его Богом и не почитает достоверным того, что Он сказал. Таковы слова пьянства, роскоши и неги: да ямы и пием, утре бо умрем (1 Кор. 15, 32). Не утре, но и тогда, как говорите это, вы уже умерли. Если нет ни суда, ни воздаяния, ни судилища; то для чего почтены мы таким даром―словом, и всё имеем в подчинении? Если нет суда, то Бог, судя по человечески, несправедлив; а если Бог несправедлив, то Он не Бог, ― нет ни добродетели, ни порока. Видишь ли помысл сатанинскаго духа, как из людей хочет он сделать безсловесных, или, лучше, зверей, а ещё лучше,―демонов. Итак, не будем верить ему. Есть суд, жалкий и несчастный человек!4

 

Свт. Григорий Двоеслов

Как точно совершается воздаяние за добрыя дела и злыя! В этой жизни Лазарь желал крошек, падающих с трапезы богатаго, и никто не давал ему; теперь богатый желает капли воды в уста свои с конца перста Лазарева. Капли воды просит тот, кто отказывал в крошках хлеба. В наказании его сохраняется у него сознание и память,―потому что отмщение ему за бедняка было бы не полное, если бы он не узнавал его в воздаянии5.

 

 

1Твор. т. IV, М. 1860, песноп. 42, стр. 585―587.

2Т.е. "Ветхий днями", - так иногда поэтически именуется Господь Иисус Христос, чтобы подчеркнуть его превечное божество. Всем известны иконографические сюжеты "Ветхий денми", изображающие Господа Иисуса Христа ввиде седовласого старца.

3Твор. т. II, М. 1889, сл. 15, стр. 46-47.

4См. 2 беседу на Колос. Стр. 14―23.

5Беседы, кн. 2, СПб. 1860, бес. 40, стр. 325―326.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События