Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Навпактcкиq и св. Власия Иерофей

Незадолго до Святого и Великого Собора

Λίγο πρίν τήν Ἁγία καί Μεγάλη Σύνοδο

Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου 

продолжение

Часть 2,

 

2. Ὁ υτικός Χριστιανισµός 

Западное Христианство

Тем, кто следит за церковными событиями, и читал церковную историю известно, что в 1009г. Римский папа Сергий IV официально использовал Filioque в Символе веры, то есть вставку об исхождении Святого Духа  и о Сына, а поэтому Константинопольский Патриарх Сергий II вычеркнул Папу из диптиха Восточной Православной Церкви. С тех пор было прервано общение. Так, огромная часть Христианства оторвалась от Единой, Святой, Апостольской и Кафолической Церкви.

В дальнейшем, в 16 столетии от этого западного Христианства, которое оторвалось от Православной Церкви, отделились и отошли другие Христианские группы, которые получили название Протестантство, Реформации, и приняли разные наименования.  Таким образом, произвол Римского папы имел своим следствием отделение западного христианства от Церкви, но и то, что оно в себе самом разделилось.

Поэтому когда мы называем западное христианство больной еретической системой, то это потому, что оно отделилось от Православного Предания первого тысячелетия. Естественно, что когда мы говорим о западном христианстве, мы понимаем под ним не просто христиан, которые веруют во Христа, молятся, изучают Священное Писание, но догматическое учение христианских общин и конфессий.  Поэтому, когда мы говорим о Православной Церкви, то мы подразумеваем не всех православных христиан, которые хотя и крещены, но могут быть и атеистами и безразличными, но учение, как оно записано в решениях Поместных и Вселенских Соборов.

Так, догматическая и вероисповедная система западного христианства во многих отношениях болезненно и даже исказило социальную сферу жизни Запада. Латиняне- «Римо-католики» изменились из-за схоластики, протестанты изменились из-за некоторых воззрений схоластики, которые они унаследовали, но из-за морализма , который был ими введен,а также по причине изучения Священного Писания без необходимости изучения герменевтики Отцов, из-за чего они впадают в различные заблуждения.

Схлоластицизм, который был развит на Западе франкскими богословами, преимущественно между 11 и 13 столетиями, смешал христианскую веру с философией, - известное analogia entis. Некоторые богословы схоластики использовали взгляды Платона и Неоплатоников, но и взгляды Аристотеля, а некоторые делась некую синтез их. Весьма важным является то, что они развили мнение о том, что схоластическое богословие является выше святоотеческого богословия и его превосходит.

Протестантский морализм  опроверг злоупотребления схоластики и дошел до другой крайности, воспринимая некоторые взгляды схоластики такие как, абсолютное предопределение и теория удовлетворения божественному правосудию крестной жертвой Христа и изучая Священное Писание с помощью известного метода analogia fidei

Во всяком случае, на обе эти западные традиции оказало влияние феодальной системы, которую внедрили франки в Европе, считая, что Бог является неким «феодалом», который оскорблен грехом человека, а посему он должен в последствии наказать человека, который чтобы вновь возвратиться  прежнему состоянию нуждается в удовлетворении божественной правде.

Мне не хотелось бы делать анализ этого факта, но я подчеркну, что все последующие идеологические течения, которые развивались на Западе, как гуманизм, Ренессанс, Просвещение, романтизм, немецкий идеализм, экзистенциализм, в психоанализ и т.д. были некоего рода по разным причинам противодействием западной схоластике, которая утверждалась на всесильной логике и морализме.

В западном богословии мы можем наблюдать различные виды богословских отклонений, которые имеют отношение к течениям, которые мы уже упоминали ранее. Напомню некоторые из них. Бог отличается от эгоистичного эвдемонизма, Он управляет миром с помощью тварных средств. Он является причиной смерти, оскорбляется грехом человека • грех считается уклонением от порядка, который существует в творении • Бог предопределил, которые из людей будут спасены, а какие будут осуждены • Христос свое крестной жертвой принес удовлетворение божественному правосудию • папа является представителем Бога на земле • он обладает священством, которое он передает другим епископам и обладает непогрешимостью • кающиеся должны  приносить удовлетворение божественной правде • учение о рае и муках ада чисто материалистическое и др.

Эти взгляды в области богословия называются извращениями-ересями, но которые оказали влияние и на социальную сферу жизни. Так или иначе, все богословские отклонения имеют социальные последствия. Таким образом, можно объяснить смысл Государства Ватикан, а также отождествление у некоторых протестантов христианской власти с мирской властью. Режим, который установил Кальвин в Женеве является характерным для этого менталитета случаем.

Все сказанное не является фундаментализмом, консерватизмом, фанатизмом. Пусть кто-то исследует как социологи понимают западного человека после того влияния, которое было воспринято от схоластицизма и морализма.

Я могу рекомендовать исследовать взгляды знаменитого социолога Макса Вебера, как они зафиксированы и изложены в его книге: «Протестантская мораль и дух капитализма». Там вы сможете найти как Макс Вебер описывает рельефно и документально агонию западных христиан дабы понять определен кто-то из них Богом для спасения. Это неумолимая дилемма является ли человек «избранником или осужденным». Потому что если он не предопределен на спасение, тогда он не нуждается в борьбе в своей жизни за то, чтобы стать хорошим христианином. И в итоге он пожжет понять, почему западное христианство развило дух капитализма с абсолютным предопределением, благочестивым индивидуализмом, протестантской аскезы, утилитаризмом профессии и т.д.

Православное учение не соскользнуло в такие искажения. Оно сохранило учение пророков, апостолов и Отцов, а не только первого тысячелетия, но и второго тысячелетия, таких святых как св. Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Марк Эфесский и всех отцы Добролюбия трезвения Церкви. В этом богословии выросли и наши новые святые, такие как прп. Паисий Величковский, который принес возрождение в Румынию, Россию, прп. Никодим Святогорец, прп. Косма Этолийский, св. Парфирий Кавсокаливит, св. Паисия Святогорец и многие другие.

Поэтому, чтобы сделать попытку внести в рамки церковной жизни этих Отцов, которые являются учителями Церкви, для того чтобы мы оказались в таком «вероисповедном» богатстве и множестве западного христианства с такими богословскими и социальными проблемами, это является весьма большой проблемой. Переоценка же богословия Церкви, которое выражается этими святыми ради того, чтобы нам найти некоторые общие признаки с западным христианством, является предательством веры. Я не могу найти иной более вежливой характеристики.

Кроме того, с такой застывшим христианством, отрезанным от Святых Отцов второго тысячелетия мы не сможем оказать помощь сами западным христианам, которые разочарованы в западной христианской традиции, в которой они выросли и они ищут традицию исихазма. Те западные христиане становятся православными, которые оказываются вдохновленными Добротолюбием Отцов трезвения, писаниями прп. Силуана Афонского, учением святогорских отцов. Мы не можем всех их разочаровать глупыми, безвкусными и анемичными текстами-документами.

3. Ἐκκλησία - Ὀρθοδοξία – Εὐχαριστία 

Церковь – Православие - Евхаристия

Православная Церковь не абстрактна и она не находится  в билиотеках храмов и монастырей, но она является живой Церковью, которая переживается в Таинствах, она воспевается в священных богослужебных последованиях, в причащении Божественной Евхаристии, она открывается в молитве и аскетическом подвиге. Это «богословие событий, фактов» вписывается в вероисповедные тексты и решения Поместных и Вселенских Соборов.

Не существует дистанции между таинствами и исповеданием веры, молитвой и повседневной жизнью, Божественной литургией и Соборными Совещаниями.

Закон веры (lex credendi) самым тесным образом связан с законом молитвы (lex orandi). Если же существует между ними какая-то дистанция, то есть между догматом и богослужением, это является отклонением от истины. Это означает, что каждое Соборное решение, которое противопоставляется богословию молитв Таинств и священных песнопений является антиправославным решением.

Епископ Герцеговинский и Захумиский Афанасий Евтич в своем важном исследовании «Церковь, Православие и Евхаристия согласно  свмч. Иринею»[1] (см. Афанасий Евтич, Христос начало и конец. (Χριστός ἀρχή καί τέλος, ἐκδ. Ἵδρυµα Γουλανδρῆ-Χόρν, Ἀθήνα 1983, σελ. 109 κ.ἑξ)) пишет о то связи, которая существует между Церковью, Православием и Евхаристией, в соответствии с тем как это анализирует свмч. Ириней Лионский.

Следует мне напомнить, что свмч. Ириней является Апостольским Отцом, который жил в Лионе в критический период (140-202), когда ушли Апостолы и появились еретики гностики, которые говорили, что они восприняли «сокровенное знание» и «сокрытые тайны». Таким образом, свмч. Ириней учил о самой тесной связи, которая существует между Церковью, Православием и Божественной Евхаристией.

Согласно свмч. Иринею Церковь сохраняет веру Апостолов. «Предание от апостолов, через преемство пресвитеров сохраняется в церквах». Святой Ириней не использует термин «Церковь» или «Церкви» по отношению к гностикам, но только слово «собрание-синагога» (συναγωγ) и «учение» (διδασκαλεον). Он также настоятельно призывает пресвитеров слушаться преемников Апостолов, которые обладают «благодатью сохранения истины»[2] и которые отделяются от них он расценивает «как еретиков и имеющих злое знание или как разделяющих (Церковь) и гордых и дерзких».[3]

Также, Церковь тесным образом связана с Православием, истинной верой. Святой Ириней пишет: «истина проповедуется в Церкви», «в Церкви предание от апостолов и проповедь истины».

Церковь и Православие также связаны с Божественной Евхаристией. Свмч. Ириней пишет: «Наше мнение согласно с евахаристией, а евхаристия также подтверждает мнение». Молитвы Божественной Евхаристии исповедуют таинство Божественной икономии, домостроительства, (τ µυστριο τς θεας Οκονοµας) то есть вочеловечения Сына и Слова Божия, и таинство спасения человека.

Разъясняя все эти слова, епископ Афанасий Евтич замечает:

«Согласно свидетельству Иринея, в сознании Церкви его времени невозможно было существование какого бы то ни было разделения или независимое существование между Церковью, евхаристией и православием, потому что Церковь не существует без православия и евхаристии, ни православие без Церкви и евхаристии, ни вновь евхаристия вне Церкви и ее истинной веры»., то есть пребывающие вне правой веры автоматически и одновременно находятся «вне Церкви», также находящиеся вне Церкви и вне православия (вне истины) и вне истинной и богозаповеданной евхаристии (причащения тела Христова), поскольку вера является выражением истинного предания и жизни Церкви и истинного евхаристического делания и собрания ее».

Эта истина имеет некоторые поразительные следствия. Мы напишем некоторые из них.

А) «Вплоть до сегодняшнего времени Православная Кафолическая Церковь твердо пребывает в правой вере и правом делании (τήν ὀρθήν πρᾶξιν)[4] и верном собрании апостолов и истинных их учеников, а как следствие сего не признается причащение-общение ни в какой иной «церкви» вне Единой, Святой , Кафолической и Апостольской Православной Церкви, это является самым лучшим доказательством того, что вплоть но наших дней происходит переживание того самого сознания по отношению к Церкви, а главным образом всей древней Церкви».

Б) «Все вселенские и поместные соборы Православной Кафолической Церкви преследуют совершенно только эту цель – сохранение апостольского предания в вере и жизни и богослужении Церкви, в отказе от церковного общения в евхаристии тем, которые искажают спасительное «правило истины», которое идет от апостолов и истинных их учеников, отцов, приняли Церковь. Таким образом происходит сохранение спасения созданий Божиих, людей.

По этой причине с первых веков и до сего дня православные постоянно подчеркивают, что вне Церкви нет спасения, то есть вне единства со Христом и общения людей и поместных церквей в правой и истинной вере и харизматичесоком делании и евхаристическом собрании и общении и благодати Святого Духа и его даров. Спасение это единение и общение со Христом, а это общение осуществляется только в теле Христа, которым является Церковь, а если быть конкретным – в евхаристическом общении каждой поместной церкви правильно верующей во Христа и искренне соединяющейся с епископами как носителями «апостольского предания» в Церквах».

В) «Это «Апостольское преемство» епископов есть преемство (succesio)  непосредственной полноты церковного общения находящихся в мире поместных церквей со Христом и посреди пребывающих в право вере, истине и спасительном учении, и в благодати Духа Божия и в теле и крови Христа. Согласно свмч. Иринею апостольское преемство это не только преемство «рукоположения», но преемство и продолжение божественной икономии, домостроительства в человеческой действительности, то есть вся ипостась и жизнь Церкви, вся ее полнота и кафоличность».

Г) «В нашу «экуменистическую», но неправославнующую эпоху это богословское и экклезиологическое свидетельство свмч. Иринея, епископа Древней Церкви,  - в которой преобладало сознание о нераздельности апостольского и кафолического и православного и евхаристического характера –для нас православных всегда означает живущую традицию о таинстве Церкви и единстве ее, и мы не можем ни удаляться, ни изменять эту традицию. Православные не изменяют наше традиционное сознание о Церкви, потому что это бы означало изменение Церкви, то есть отрыв от исторической вселенскости Церкви Богочеловека Христа, разрыв нашего единства и отрыв от апостольско-отеческой Церкви всех веков».

Следовательно, согласно святому Иринею, епископу Лионскому, не существует Церкви без Православия и Божественной Евхаристии, не существует Православия без Церкви и Божественно Евхаристии, и не существует Божественной Евхаристии без Церкви и Православия. Это предание, традиция, которое несет Церковь от апостолов и вплоть до сегодняшнего дня в сознании Церкви.

Продолжение следует…

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2016 год.

 

 

 

 

[1] «Ἐκκλησία, Ὀρθοδοξία καί Εὐχαριστία παρά τῷ ἁγίῳ Εἰρηναίῳ»

[2] τό χάρισµα τῆς ἀληθείας ἀσφαλές

[3] «ὡς αἱρετικούς καί κακογνώµονας ἤ ὡς σχίζοντας (τήν Ἐκκλησία) καί ὑπερηφάνους καί αὐθάδεις»

[4] Под этими слова всегда понимается правильная духовная жизни, тое сть несение аскетического подвига, примеч. Перев.



Подписка на новости

Последние обновления

События