Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 Слава  кеносиса-уничижения

 

Преосвященнейший митрополит Навпатский и св. Власия

 Иерофей (Влахос)

 

Η δόξα τής κένωσης

 

Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου

Η ΗΓΟΥΜΕΝΗ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΟΡΟΥΣ

Праздник нашей Пресвятой Девы Богородицы, праздник Ее Успения, праздник пасхальный, поскольку мы празднуем успение-смерть Пресвятой Девы, но также и Ее переселение на небеса вместе с ее телом, как об этом учат Святые Отцы и как мы поем в стихирах этого дня. Нынешний праздник – это день славы и триумфа.

В апостольском чтении этого говорится о том, что Христос является истинным Богом, Который предвечно рождается от Отца, что Он стал человеком, что Он восприял образ раба, смирился даже до смерти и смерти на Кресте. Это вочеловечение Христа апостол Павел именует «кеносис» (κένωσιν),  уничижение, которое совершил Он Сам.

Но что означает слово кеносис-уничижение? Апостол Павел определяя слово кеносис, говорит, что в то время как Христос, являясь Богом, не переставая Им же оставаться, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба»[1], то есть Он вочеловечился и дошел даже до принятия смерти. Кеносис-уничижение в действительности обозначает  необходимость, смирение.  Свт. Григорий Богослов его называет  ύφεσιν τής Θεότητος[2]. В сущности кеносис состоит в том, что Второе Лицо Святой Троицы. не переставая быть Богом. восприяло человеческую природу от Пресвятой Девы и восприняло конечно же чистую природу, но страстную[3] и смертную ради того, чтобы умереть на Кресте и тем самым совершить врачевание болезненной человеческой природы и впавшего в преступление человека. Кеносис – это вочеловечение, пришествие Бога Слова к нам посредством плоти.

Этот кеносис Бог Слово  совершил ради нашего восхождения. Христос снизошел к нам и мы взошли к Богу. Кеносис Христа возвел к славе человеческую природу, посему и Бог Отец превознес Его превыше всего и даровал Ему имя паче всякого имени,  и этому имени поклоняются все небесные и земные и находящиеся в преисподней, и все исповедуют, что Он есть Господь Иисус Христос. Вопрос состоит вот в чем – почему же это апостольское чтение, которое относится к кеносису Христа, читается сегодня, в день, когда мы празднуем Успение Богоматери? Ответ  таков: это чтение посвящается и нашей Пресвятой Деве по трем причинам.

Первая причина состоит в том, что кеносис, вочеловечение Христа,  совершился посредством нашей Богородицы. От Нее Христос восприял человеческую природу, ее реве  в действительности произошло соединение божественной природы с человеческой — кеносис, и он стал апробацией славы кеносиса Христа.  Пресвятая Богоматерь весьма почитается потому, то Она стала Материю Христа, Она прославляется ради «плода чрева» Ея. Ее чрево было преисполнено божественной славы, оно стало всеосвященным раем, оно обладало Господом неба и земли. Это зачатие непорочно, и так должен мыслить всякий.

Вторая причина состоит в том, то Пресвятая Дева всей Своей жизнью соучаствовала в кеносисе Христа. Кроме того она с первого момента, как  только явился Архангел Гавриил, узнала, то Тот Кого Она восприяла в своем реве был Сын Божий и Бог Слово, и посему Она на Него взирала в своем доме с величием, она оказывала помощь Господу и Его питала. А позднее Она следовала за Ним во время Его деятельности и конечно же во время  великого уничижения-кеносиса Христа, которое свершилось на Кресте,  когда Она стояла подле Него. Она принимала участие в в снятии тела Господа с Креста. Она пережила всю глубину совершенного Христом достославного кеносиса, но Она же познала и Его Воскресение и Его Вознесение на небо. Никто кроме нашей Пресвятой Девы, Матери Христа не мог настолько познать всю невероятную глубину достославного кеносиса-уничижения Христа.

 

И третья причина состоит в том, то и Сама наша Пресвятая Дева пережила в своей жизни кеносис-уничижение.  Однако Матерь Христа предпочитала жить в безвестности, в смирении, не стремясь иметь какой-либо чести в Церкви, не требуя почестей  от других. И посему в Новом Завете совсем немого написано о Ней,  однако же Ей воздавали потение и уважение все Апостолы и христиане. И  важно главным образом то, то Она и Сама пережила достославный кеносис-уничижение, подобный кеносису Ее Сына, во время Ее Успения.

 Мы знаем, то кеносис Христа был Им Самим явлен преимущественно на Кресте и в славном нисхождении Его души с Его Божеством во ад, где была сокрушена сила ада. Св. Андрей, епископ Критский пишет, что то, что произошло со Христом, происходит аналог ичным образом и со святыми. То есть души людей и святых  нисходят в некое место во «аде». Но адом не удерживаются души святых , кроме лишь тех душ, которые из-за  веселого препровождения своей жизни впадали по причине греха в состояние смерти. Следовательно, и души святых проходят через врата ада. Но не для того, чтобы  их совершенно разрушить, но ради того, чтобы найти чуждого таинству божественного домостроительства  и наставить его вере в нисхождение во ад Христа  и наставить его всему тому, то там совершил Христос, то есть о победе Христа над адом. Святые же, поскольку они своей жизнью познали  таинство Креста и Воскресения Его, должны знать и таинство победы Христа над адом. Так и Пресвятая Дева, когда она преставилась, ее душа снизошла во ад, где она была наставлена вере в победу Христа над смертью и адом, а в дальнейшем она была посвящена в таинство Воскресения Христа посредством Ее переселения на небо.

Мы являемся христианами, и нам следует идти путем Христа, то есть по пути страстей Христа, смерти, ада и Воскресения. Когда мы будем следовать за Христом, причастными всем остановкам Его божественного домостроительства, тогда и сможем и переживать Его кеносис-уничижение. Это означает, то мы должны соблюдать Его заповеди, подъять крест искушений, переносить  клевету от людей,  мужественно и с верой нисходить в собственный ад, встречаться со всяким искусительным испытанием, дабы мы могли устоять перед лицом огненных испытаний с помощью покаяния, дабы нам не устрашиться смерти. То есть нам необходимо быть причастными кеносису Христа и кеносису Пресвятой Девы. Необходимо нам знать то, что насколько велик наш кеносис во Христе, настолько достославным является и наше обожение.

Пресвятая Богородица все это пережила в Своей жизни и нам следует просить Ее молитв. Такова да будет наша радость, наша Матерь, наше отдохновение, наше утешение. Да не страшимся мы трудностей в нашей жизни, но да будем им противостоять верой и любовью, и такова будет наша слава.

Молитвенно желаю всем многая лета , Матерь Божия — помогай нам. 

 

Перевод «Православного Апологета» 2013год.



[1]   Фили. 2, 7

[2]   Божественное снисхождение

[3]   То есть подверженную страданиям, обладающую по икономии безукоризненными страстями, способную страдать и умереть.  παθητή καί θνητή

 



Подписка на новости

Последние обновления

События