Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Толкование Божественной литургии

Высшее Таинство Церкви

Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία

Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας

 

Преосвященнеший Митрополит Писидийский Сотириос

Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου

Беседа 31.

Священная Анафора (Возношение)

Η αγία Αναφορά

 

Сегодня мы поговорим о центральной части Божественной литургии, самой святой и сокровенной, так как во время нее будет совершаться Таинство Божественной Евхаристии. То есть Христос принесет Себя в жертву за наше спасение, и дары, принесенные нами за Святой Трапезой, превратятся в Святое Тело и Кровь Христовы. Эта часть Божественной литургии называется «СВЯТАЯ АНАФОРА (ВОЗНОШЕНИЕ)».

 

Священная Анафора – это единая и весьма большая Молитва, которую читает литургисающий священник, не как обычно, от начала до конца, но кое-где народом вставляются песнопения, такие как например: «Свят, свят, свят Господь Саваоф…». Затем священнослужитель произносит основополагающие слова Таинства «Приимите  ядите…», и совершается приношение и освящение наших Даров, Хлеба и Вина. И завершается эта великая Молитва анафоры-возношения с почитательным поминовением Святых и «Изрядно Пресвятей пречистей…приснодеве Марии». Но давайте рассмотрим все это более подробно.

После ответа народа: «Достойно и праведливо» , дабы благодарить Господа, литургисающий священникс воздетыми ко Господу руками начинает возносить Молитву Анафоры. Как Господь на Тайной Вечере начал Свою великую архиерейскую молитву с благодарения, так и молитва святой Анафоры начинается благодарениями и славословием. Священнослужитель говорит от всех верующих» (в свободной речи, чтобы ее можно было понять):

«Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего. Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно сый, такожде сый, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, ихже вемы, и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас. Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси. Аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими шестокрилатии, многоочитии, возвышащиися пернатии.». «Победную песнь поющее, вопиюще, взывающее и глаголюще».

Мы приведем молитву на доступном языке[1]:

«Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты — Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные

 

Бог мог определить чтобы божественную Евхаристию  связщеннодействовали достойно чистые и небесные Силы святых Ангелов. И тем не менее Он удостаивает нас людей чести совершать это высочайшее дело и соизволяет принять жертву от наших собственных смиренных и грешных рук, по крайней снисходительности и любви, чтобы почтить нас.

 

Но в эти священные моменты Возношения-Анафоры, Господь и Его святые Ангелы посылаются для сослужения и совместного славословия со литургисающим священником и церковным собранием, паствой. Ведь Господь Своей жертвой соединил Ангелов и людей в одно стадо. По этой причине, после первой части Возношения и возгласа Священника «Победную песнь поющее…», сразу же вступают певчие и поют песнь-гимн Ангелов: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» Эта ангельская песнь, услышанная пророком Исайей, дополняется песнью людей, которые приветствовали Иисуса Христа в Иерусалиме: «Осанна, благословен грядый во имя Господне» (Ин. 12:13).

 

После этого гимна литургисающий священник продолжает Молитву Возношения-Анафоры:

 

«С сими и мы блаженными Силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты, и Единородный твой Сын, и Дух Твой Святый: свят еси и пресвят, и великолепна слава твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, иже мио Твой тако возлюбил еси, якоже Сына твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не пошгибнет, но имать живот вечный…».

«С этими блаженными Силами и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и говорим: Свят Ты и пресвят: Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя. Ты, Кто мир Твой так возлюбил, что дал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»

Как видим, с молитвой священнослужителя вплоть до сего места продолжает соединяться его голос с голосами Ангелов и прославлять святость и непостижимую любовь Божию к человеку. Продолжая Молитву, он ссылается на традицию совершения Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии для Своих учеников и для Церкви во время Тайной вечери и говорит:

«Иже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам себ предаяше за мирский живот, прием хлеб со святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде Своим учеником и Апостолом рек: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое  (приносимое в жертву) во оставление грехов».

«Он же, придя и весь замысел о нас исполнив, в ту ночь, в которую был предаваем, а вернее Сам Себя предавал за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, и пречистые, и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав:»

И народ добавляет: «Аминь». И священник продолжает:

«Подобне и Чашу по вечери, глаголя: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов». (См. Мф. 26, 27-28)

С каким священным трепетом и страхом Божиим причащались святые Апостолы Святых Тела и Крови, которые их собственный Божественный Учитель своими непорочными руками впервые принес в жертву!

Так было установлено Господом нашим святое Таинство Божественной Евхаристии и, как мы увидим в следующей беседе, было передано святым Апостолам и их преемникам для совершения его вплоть до скончания века для нашего спасения. Аминь.

http://oodegr.com/oode/biblia/8_leitoyrgia/31.htm

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.

 


[1]  Его Преосвященство митрополит Сотириос приводит пространный перевод текста молитв, соединенный в истоклванием-разъяснением текста. Мы приняли решение привести доступный перевод на русский язык текста молитв Анафоры.



Подписка на новости

Последние обновления

События